Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - врио заместителя руководителя управления-начальника аналитического отдела, начальник контрольного отдела А.А. Кириллова, члены Комиссии - заместитель начальника отдела М.А. Грицай, ведущий специалист-эксперт А.Н. Пшенникова (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- МБОУ СШ N56 (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) сведений в отношении ООО "Вест", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Вест" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта "Оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений ОУ г. Красноярска", извещение N 0119300019822002145 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ООО "Вест" условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО "Вест" (далее - общество, подрядчик) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки РНП N 024/10/104-1368/2023, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении
и о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрение обращения по существу состоялось 23.05.2023 в 10 часов 00 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20 в присутствии представителей заказчика, общества.
Из обращения заказчика, следует, что между МБОУ СШ N56 и ООО "Вест" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт на оказание услуг от 24.01.2023.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО "Вест" направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 27.12.2022 было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений ОУ г. Красноярска", номер извещения N 0119300019822002145.
Комиссия отмечает, что ООО "Вест" добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом контракта.
В соответствии с пунктом 1.2. контракта: "Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги в соответствии с требованиями указанного контракта, Технического задания (Приложение N 2 к контракту), являющегося неотъемлемой частью указанного контракта, в срок, установленный в пункте 3.1. указанного контракта, а Заказчик - принять и оплатить услуги по условиям указанного контракта в номенклатуре, объеме и по ценам, указанным в Расчете стоимости услуг (Приложение N 1 к контракту), который является неотъемлемой частью контракта".
Согласно пунктам 3.1 контракта: "Срок оказания услуг: с даты заключения но не ранее 01.02.2023 года по 30.06.2023 года и с 01.08.2023 года по 31.12.2023 года".
Согласно пункту 9.2.1 контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом любой из Сторон от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе".
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 03.05.2023. Решение было размещено в ЕИС 03.05.2023.
Комиссия установила, что заказчик перевел контракт в статус "Исполнение прекращено" 15.05.2023 (вкладка "Журнал событий").
Комиссией установлено, с момента заключения контракта и до конца апреля 2023 года общество исполняло обязательство по контракту надлежащим образом.
При этом общество указывает, что в связи с трудностями по замене персонала, а также связанными с поставкой материалов, необходимых для качественного оказания услуг, общество заблаговременно, а именно 21.04.2023 уведомило заказчика о невозможности оказания услуг с 01.05.2023, в связи с чем общество предложило заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Указанного соглашения между сторонами достигнуто не было.
При этом Комиссия отмечает, что контрактом требований об использовании каких-либо определенных материалов (в том числе чистящих средств) не установлено. При таких обстоятельствах отсутствие возможности использовать при оказании услуг какой-то конкретный товар не может объективно обуславливать невозможность оказать услугу в целом. Однако, тот факт, что общество предупредило заказчика о невозможности оказывать услуги заблаговременно не свидетельствует о недобросовестных намерениях общества.
Кроме того, Комиссия установила, что заказчиком была выставлена претензия исполнителю по факту неисполнения обязательств по контракту с применением к нему штрафных санкций. Общество оплатило выставленные пени, что подтверждается платежным поручением от 22.05.2023 N83.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, поскольку Комиссия установила, что обществом осуществлялись действия, направленные на исполнение контракта, в том числе общество находилось в постоянном взаимодействии с представителем заказчика, то есть общество не находилось в бездействии и не с безразличием отнеслось к принятым на себя обязательствам, что в силу подпункта "в" пункта 15 Правил является основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссия не установила оснований для включения сведений в отношении ООО "Вест" в Реестр.
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что общество должно быть подвержено такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "в", пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия решила сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Вест", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Кириллова |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай
|
|
А.Н. Пшенникова |
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 мая 2023 г. N 024/10/104-1368/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2023