В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 19/23 от 18.05.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: Членов Инспекции:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителей Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" - Горностаевой-Корж Н.Н., Новик Н.А., после перерыва -
представителей общества с ограниченной ответственностью ООО "МостПроект" -
рассмотрев обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (вх. Оренбургского УФАС России N 1007/23 от 17.05.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" (ИНН 5638076578, КПП 563801001), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Сакмару на км 157+660 автомобильной дороги Коменноозерное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006833),
УСТАНОВИЛА:
17.05.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - Заказчик, ГУ "ГУДХОО") о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" (далее - ООО "МостПроект", Подрядчик, Общество) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Сакмару на км 157+660 автомобильной дороги Коменноозерное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006833) (далее - Аукцион, Закупка).
Присутствующие на заседании Инспекции Оренбургского УФАС России представители Заказчика поддержали доводы, указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 01-10-14/2058 от 03.05.2023 г.
Присутствующие на рассмотрении обращения представители ООО "МостПроект" просили сведения в отношении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, пояснив, что намерения уклониться от исполнения контракта у ООО "МостПроект" отсутствовали.
В рассмотрении обращения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" был объявлен перерыв до 16:30 24.05.2023 г. с целью предоставления Обществом доказательств направления писем в адрес Заказчика.
После перерыва представители Заказчика указали на тот факт, что ООО "МостПроект" нарушены существенные условия государственного контракта N 01/02-64 от 28.09.2021 г., в результате чего не были достигнуты результаты закупки.
Обществом были представлены доказательства направления писем в адрес Заказчика. Также, присутствующий на заседании представитель Общества Калабугин В.А. пояснил, что нарушение сроков исполнения контракта явилось следствием того, что Заказчик уклониося от исполнения встречных обязательств, предусмотренных контрактом.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
30.08.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о провдении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Сакмара на км 157+660 автомобильной дороги Каменноозёрное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006833).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 526 573,48 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 13.09.2021 г. N 0853500000321006833-3, Победителем закупки признано ООО "МостПроект" с предложением о цене контракта 4 200 195,78 рублей.
28.09.2021 г. между Государственным учреждением "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" и ООО "МостПроект" заключен государственный контракт N 14/02-64 на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Сакмару на км 157+660 автомобильной дороги Коменноозерное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области на сумму 4 200 195,78 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта, Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить своими силами и силами субподрядных организаций по заданию Заказчика работы по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Сакмару на км 157+660 автомобильной дороги Коменноозерное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области, в соответствии с условиями контракта, сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять вышеуказанные работы и оплатить их.
В разделе 3 Контракта определены права и обязанности Заказчика:
"3.1. Заказчик имеет право:
3.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения настоящего контракта.
3.1.2. Во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
3.2. Заказчик обязан:
3.2.1. Обеспечить Подрядчику финансирование настоящего контракта за счет средств бюджета Оренбургской области.
3.2.2. Осуществлять приемку результатов выполненных работ по разработке проектной документации, в соответствии с графиком приемки объемов работ (Приложением N 3 к контракту), который является его неотъемлемой частью, после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
3.2.3. Использовать проектную документацию, полученную от Подрядчика, только на цели, предусмотренные контрактом, не передавать проектную документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия Подрядчика.
3.2.4. Оказывать содействие Подрядчику в выполнении работ в объеме и на условиях, предусмотренных в контракте".
В разделе 4 Контракта определены права и обязанности Подрядчика:
"4.1. Подрядчик по контракту имеет право:
4.1.1. Завершить выполнение работ в более короткий срок, чем предусмотрено контрактом, при согласовании с Заказчиком.
4.2. Подрядчик обязан:
4.2.1. При выполнении изыскательских работ собственными силами подрядчик обязан представить Заказчику допуск СРО на выполнение работ в области инженерных изысканий или выполнить изыскательские работы с привлечением субподрядчика, имеющего допуск СРО на выполнение работ в области инженерных изысканий.
4.2.2. Выполнить в соответствии с заданием Заказчика работу в объеме, предусмотренном техническим заданием (Приложение N1), в соответствии с графиком приемки объемов работ (Приложение N3), обеспечить надлежащее качество и сроки, установленные настоящим контрактом.
4.2.3. Согласовывать готовую проектную документацию с Заказчиком путем передачи её на проверку Заказчику, и с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
4.2.4. Передать Заказчику готовую проектную документацию.
4.2.5. Предоставлять заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании заказчика.
4.2.6. Устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если Заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены Подрядчиком в срок не позднее 10 дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
4.2.7. Соблюдать требования, содержащиеся в техническом задании для выполнения работ.
4.2.8. Гарантировать Заказчику отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной Подрядчиком проектной документации.
4.3. Подрядчик не вправе передавать проектную документацию третьим лицам без согласия Заказчика".
Пунктами 6.1-6.4 Контракта установлено следующее:
"6.1. Приемка и оценка выполненных Подрядчиком работ осуществляется согласно графика приемки объемов работ (приложение N3). Подрядчик представляет Заказчику для приёмки документацию в соответствии с требованиями технического задания (Приложение N1)
6.2. Перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче Подрядчиком Заказчику, определяется техническим заданием (Приложение N1).
6.3. После завершения работ Подрядчик по накладной передает Заказчику на проверку проектную документация на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе.
6.4. Заказчик в течение 30 дней с даты получения проектной документации от Подрядчика проводит проверку проектной документации".
Приложением N 3 к Контракту N 14/02-64 от 28.09.2021 г. установлен график приемки объемов работ:
ГРАФИК ПРИЕМКИ ОБЪЕМОВ РАБОТ
по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Сакмара на км 157+660 автомобильной дороги Каменноозёрное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области
N |
Наименование объектов, работ и затрат |
Общая стоимость выполняемых работ по контракту, тыс. руб. |
В том числе: |
Ноябрь 2022 г | |||
1 |
Выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Сакмара на км 157+660 автомобильной дороги Каменноозёрное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области |
5 526 ,57348 |
5 536,57348 |
|
Итого по результатам аукциона |
4 200,19578 |
4 200,19578 |
В п. 13.1 Контракта установлено: начало выполнения работ - с даты подписания контракта; окончание выполнения работ - 30 сентября 2022 года, включая прохождение государственной экспертизы.
В соответствии с п. 13.2 Контракта, работы по настоящему контракту должны быть начаты, завершены и производиться Подрядчиком в соответствии с графиком приемки объемов работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N3).
Согласно обращению Заказчика, в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) Подрядчик обязался разработать в составе проектной документации:
- инженерно-геодезические изыскания;
- инженерно-геологические изыскания;
- инженерно-экологические изыскания;
- осуществить сбор исходных данных;
- представить на рассмотрение технического совета возможные варианты проектных решений по объекту;
- подготовить проектную и рабочую документацию;
- получить и согласовать с Заказчиком технические условия владельцев инженерных сетей и коммуникаций и других заинтересованных людей.
Вместе с тем, по состоянию на дату рассмотрения обращения Заказчика Подрядчиком контракт не исполнен.
05.10.2021 г. письмом N МП-422 Подрядчик направил в адрес Заказчика запрос паспортов.
06.10.2021 г. письмом N 01-07-06/5498 Заказчик направил паспорта мостовых сооружений.
09.12.2021 г. письмом N МП-564 Подрядчиком направлен запрос подписанных контрактов и технических заданий.
26.01.2022 г. письмом МП-613 Подрядчиком направлен запрос доверенности для Росрыболовства.
08.02.2022 г. письмом N 638 Подрядчиком направлен запрос согласования продольной схемы моста.
15.03.2022 г. письмом N 01-10-06/871 Заказчиком направлены замечания по схеме моста.
16.03.2022 г. письмом N МП-716 Подрядчик разъясняет необоснованность требований Заказчика.
31.03.2022 г. письмо N МП-825 Подрядчик направил дополнительные разъяснения по схеме моста.
04.04.2022 г. письмо N 01-10-06/1218 Заказчиком направлены замечания по схеме моста.
04.04.2022 г. письмо N 01-10-06/1238 Заказчиком повторно направлены замечания по схеме моста.
15.04.2022 г. письмом N МП-885 Подрядчик уведомляет л проведении специального осмотра сооружений (мостов и путепроводов).
11.05.2022 г. проведен технический совет.
13.05.2022 г. письмом N МП-952 Подрядчиком направлен запрос технических условий на кабеля связи, расположенные на сооружении.
13.05.2022 г. письмом N 01-10-03/2500 Заказчик уведомил о начале сбора информации.
23.06.2022 г. письмом N МП-1157 Подрядчиком направлен запрос о проведении технического совета.
07.07.2022 г. письмом N МП-1184 Подрядчиком повторно направлен запрос о проведении технического совета.
26.07.2022 г. проведен технический совет.
03.08.2022 г. письмом N МП-1236 Подрядчик запросил протокол технического совета.
09.08.2022 г. письмом N 01-10-03/3553 Заказчиком направлен протокол технического совета от 25.07.2022 г.
26.08.2022 г. письмом N МП-1288 Подрядчиком направлены на согласование поперечные разрезы пролетного строения.
30.08.2022 г. письмом N МП-1415 Подрядчиком направлено предложение о продлении срока исполнения контракта.
Ответ на данное письмо в материалы дела сторонами не представлен.
27.09.2022 г. письмом N 01-10-06/4404 Заказчиком отказано в согласовании поперечных разрезов пролетного строения.
28.09.2022 г. письмом N МП-1392 Подрядчиком направлен запрос разъяснений отказа в согласовании.
10.10.2022 г. письмом N 01-10-06/4696 Заказчиком согласовывается поперечная схема моста с габаритом Г=8.0 м и устройством двух тротуаров шириной 1,0 м в свету каждый, либо поперечная схема моста с габаритом Г=9.0 т устройством двух служебных проходов шириной 0.75-м в свету каждый.
14.11.2022 г. письмом N МП-1544 Подрядчиком направлен запрос документов отношении земельных участков. Предусмотренных под размещение автомобильной дороги.
16.11.2022 г. письмом N Мп-1579 Подрядчиком направлено уведомление о невозможности проектирования объекта с параметрами, указанными в техническом задании - выполнить проектные работы предусмотрев полную замену конструкций сооружения не представляется возможным, так как техническим заданием и сметной документацией не предусмотрено проектирование временного моста на объездной дороге (кроме того не предусмотрено проектирование технологического моста для производства работ).
29.11.2022 г. письмом N 01-10-03/6478 Заказчиком направлено предложение рассмотреть возможность выполнения работ (в рамках 10% стоимости контракта) по проектированию технологического моста, либо сообщить о невозможности их выполнения.
16.12.2022 г. письмом N МП-1789 Подрядчиком направлен запрос доверенности.
18.01.2023 г. проведен технический совет, по итогам которого принято решение об объявлении отдельной закупки на проектирование временного моста.
20.02.2023 г. письмом N МП-1845 Подрядчиком направлены материалы по вариантному проектированию.
22.02.2023 г. письмом N 01-10-06/797 Заказчиком согласованы технические решения, а также указаны замечания.
02.03.2023 г. письмом N МП-1873 Подрядчиком направлен ответ на замечания, указанные в письме Заказчика N 01-10-06/797 от 22.02.2022 г.
03.03.2023 г. письмом N МП-1887 Подрядчиком направлен запрос соглашения с собственником о выносе двух кабелей связи.
27.03.2023 г. письмом N 01-10-03/1309 Заказчиком направлен ответ о невозможности получения соглашения, ввиду того, что Подрядчиком не предоставлены технические условия.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 7.1 Контракта "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе".
Пунктом 7.2 Контракта установлено, что "Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ч .2 статьи 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика (ч. 3 статьи 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ч.3 статьи 723 ГК РФ)".
03.05.2023 г. в связи с тем, что ООО "МостПроект" нарушены условия контракта, на основании ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 95 Закона о контрактной системе, раздела 7 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (исх. N 01-10-14/2058 от 03.05.2023 г.) от исполнения государственного контракта N 14/02-64 от 28.09.2021 г.
03.05.2023 12:37 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе. Подрядчиком получено 03.05.2023 12:37 (МСК).
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
04.05.2023 г. письмом N МП-2136 Подрядчиком направлен запрос ранее выданных Технических условий на прокладку коммуникаций в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.
04.05.2023 г. письмом N МП-2137 Подрядчиком направлен запрос данных об интенсивности движения автомобильного транспорта и пешеходного движения по объекту проектирования.
04.05.2023 г. письмом N МП-2138 Подрядчиком направлен запрос сведений по грузонапряженности, о транспортно-эксплуатационном состоянии, уровне аварийности.
04.05.2023 г. письмом N МП-2139 Подрядчиком направлен запрос Акта государственной историко-культурной экспертизы документации.
04.05.2023 г. письмом N МП-2183 Подрядчиком направлена досудебная претензия на Решение об одностороннем расторжении.
15.05.2023 г. письмом N 01-10-03/2157 Заказчиком направлена информация об Актах государственной историко-культурной экспертизы.
17.05.2023 г. письмом N 01-10-05/2210 Заказчиком направлены сведения об интенсивности и грузонапряженности.
Учитывая положения ч. 12.1, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Договора вступил в силу 15.05.2023 г.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п. 13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Инспекцией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
Представители Заказчика неоднократно отмечали, что результатом исполнения контракта является получение положительного заключения экспертизы на проектную документацию капитального ремонта моста через реку Сакмара на км 157+660 автомобильной дороги Каменноозёрное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области. Вместе с тем, фактически цель закупки достигнута не была, в срок, регламентированный контрактом - 30.11.2022 г. - работы выполнены не были.
В силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик указал на неисполнение Подрядчиком принятых на себя обязательств.
Согласно письменным пояснениям Общества, у Подрядчика не было умысла на уклонение от исполнения контракта, Подрядчиком предприняты все возможные меры к его исполнению.
Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается, что согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Кроме того, в соответствии с пунктами 12.6-12.7 Контракта установлен порядок разрешения споров:
"12.6. Все споры или разногласия, возникшие между сторонами по настоящему контракту или в связи с ним, разрешаются путем переговоров между сторонами.
12.7. Спорные вопросы, по которым сторонам не удалось достичь согласия путем переговоров, возникающие при исполнении настоящего контракта, разрешаются арбитражным судом Оренбургской области. В случае, если Подрядчиком по контракту является физическое лицо, спорные вопросы, по которым сторонам не удалось достичь согласия путем переговоров, возникающие при исполнении настоящего контракта, разрешаются судами общей юрисдикции".
Согласно пояснениям представителя ООО "МостПроект", руководствуясь положениями п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 716 ГК РФ, п. 12.6 Контракта Подрядчик неоднократно уведомлял заказчика о возникших трудностях по исполнению контракта. Однако по мнению Общества, Заказчик устранился от исполнения встречных обязательств, предусмотренных контрактом, поскольку изыскания невозможно полноценно выполнить без исходных данных, которые были предоставлены Заказчиком только через 6 месяцев и 21 день после неоднократных направлений запросов.
Представитель Подрядчика указал, что было выявлено наличие на сооружении сетей, проложенных без технических условий, выданных собственником сооружения (ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области), о чем Заказчик был извещен письмом N МП-953 от 13.05.2022 г. Кроме того, техническим заданием и сметой не учтена необходимость устройства временного моста для пропуска транспорта во время строительства, протяженность объезда по существующей дорожной сети составляет 200 км, что недопустимо при перекрытии движения моста, находящегося в населенном пункте. Данное обстоятельство Заказчиком не отрицается.
Таким образом, учитывая пояснения сторон, представленные материалы дела, Инспекция Оренбургского УФАС России, принимая во внимание правомерность заявленных Заказчиком доводов, отмечает, что представленные материалы дела однозначно не свидетельствуют о недобросовестности действий общества с ограниченной ответственностью "МостПроект".
Материалами дела также установлено, что Обществом ранее в рамках Закона о контрактной системе заключались и успешно исполнялись контракты.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Инспекции, ООО "МостПроект" предпринимало меры, направленные на исполнение контракта.
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО "МостПроект" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что в действиях Исполнителя - общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" - не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий контракта и на срыв вышеуказанной закупки.
Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается, что в соответствии с п. 12.7 Контракта "Спорные вопросы, по которым сторонам не удалось достичь согласия путем переговоров, возникающие при исполнении настоящего контракта, разрешаются арбитражным судом Оренбургской области". Следовательно, сторонам предоставляется право судебной защиты своих прав.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, сведения в отношении ООО "МостПроект" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" (ИНН 5638076578, КПП 563801001), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта моста через реку Сакмару на км 157+660 автомобильной дороги Коменноозерное - Медногорск в Кувандыкском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006833), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 25 мая 2023 г. N 056/10/104-536/2023 (ключевые темы: исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ - подрядчик - проектная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023