В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 21/23 от 18.05.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:
рассмотрение обращения осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителей Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" -, после перерыва -
представителей общества с ограниченной ответственностью ООО "АРИОН" -
рассмотрев обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (вх. Оренбургского УФАС России N 1009/23 от 17.05.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "АРИОН" (ИНН 0276925211, КПП 027601001), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на работ по разработке проектной документации реконструкции моста через р. Сороку на км 0+450 автомобильной дороги Тоцкое - Пристанционный в Тоцком районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006994),
УСТАНОВИЛА:
17.05.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - Заказчик, ГУ "ГУДХОО") о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" (далее - ООО "МостПроект", Подрядчик, Общество) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации реконструкции моста через р. Сороку на км 0+450 автомобильной дороги Тоцкое - Пристанционный в Тоцком районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006994) (далее - Аукцион, Закупка).
Присутствующие на заседании Инспекции Оренбургского УФАС России представители Заказчика поддержали доводы, указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 01-10-14/2058 от 04.05.2023 г.
Присутствующие на рассмотрении обращения представители ООО "АРИОН" просили сведения в отношении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, пояснив, что намерения уклониться от исполнения контракта у ООО "АРИОН" отсутствовали.
Материалами дела было установлено, что переписку в части исполнения контракта вело Общество с ограниченной ответственностью "МостПроект", с которым ООО "АРИОН" был заключен договор субподряда.
В рассмотрении обращения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "АРИОН" был объявлен перерыв до 16:40 24.05.2023 г. с целью предоставления Обществом сведений о правовом статусе ООО "МостПроект" в рамках рассматриваемого дела.
После перерыва в материалы дела был представлен договор N 14/02-71/1С, заключенный 15.10.2021 г. между ООО "АРИОН" и ООО "МостПроект" на выполнение работ по разработке проектной документации реконструкции моста через р. Сороку на км 0+450 автомобильной дороги Тоцкое - Пристанционный в Тоцком районе Оренбургской области.
Также, в материалы дела представлены доверенности N 3-О от 15.10.2021 г., N 3.1Д-2023 от 10.01.2022 г., N 3Д-2023 от 08.02.2023 г., согласно которым ООО "АРИОН" доверяет ООО "МостПроект" представление интересов в Государственном учреждении "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" по выполнению работ по объекту "разработке проектной документации реконструкции моста через р. Сороку на км 0+450 автомобильной дороги Тоцкое - Пристанционный в Тоцком районе Оренбургской области".
После перерыва представители Заказчика указали на тот факт, что ООО "АРИОН" нарушены существенные условия государственного контракта N 01/02-71 от 04.10.2021 г., в результате чего не были достигнуты результаты закупки. Также, представители Заказчика на уточняющий вопрос Инспекции пояснили, что относительно выполнения работ по контракту вел переписку с ООО "МостПроект", при этом претензионная работа с ООО "АРИОН" не велась.
После перерыва, присутствующий на заседании представитель Общества Калабугин В.А. пояснил, что нарушение сроков исполнения контракта явилось следствием того, что Заказчик уклонился от исполнения встречных обязательств, предусмотренных контрактом.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
07.09.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о провдении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации реконструкции моста через р. Сороку на км 0+450 автомобильной дороги Тоцкое - Пристанционный в Тоцком районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006994).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.09.2021 г. N 0853500000321006994-3, Победителем закупки признано ООО "АРИОН" с предложением о цене контракта 4 780 000,00 рублей.
04.10.2021 г. между Государственным учреждением "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" и ООО "АРИОН" заключен государственный контракт N 14/02-71 на выполнение работ по разработке проектной документации реконструкции моста через р. Сороку на км 0+450 автомобильной дороги Тоцкое - Пристанционный в Тоцком районе Оренбургской области на сумму 4 780 000,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта, Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить своими силами и силами субподрядных организаций по заданию Заказчика работы по разработке проектной документации ре-конструкции моста через р. Сороку на км 0+450 автомобильной дороги Тоцкое - Пристанционный в Тоцком районе Оренбургской области, в соответствии с условиями контракта, сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять вышеуказанные работы и оплатить их.
В разделе 3 Контракта определены права и обязанности Заказчика:
"3.1. Заказчик имеет право:
3.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения настоящего контракта.
3.1.2. Во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой ООО "МостПроект", не вмешиваясь в его деятельность.
3.2. Заказчик обязан:
3.2.1. Обеспечить Подрядчику финансирование настоящего контракта за счет средств бюджета Оренбургской области.
3.2.2. Осуществлять приемку результатов выполненных работ по разработке проектной документации, в соответствии с графиком приемки объемов работ (Приложением N 3 к контракту), который является его неотъемлемой частью, после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
3.2.3. Использовать проектную документацию, полученную от Подрядчика, только на цели, предусмотренные контрактом, не передавать проектную документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия Подрядчика.
3.2.4. Оказывать содействие Подрядчику в выполнении работ в объеме и на условиях, предусмотренных в контракте".
В разделе 4 Контракта определены права и обязанности Подрядчика:
"4.1. Подрядчик по контракту имеет право:
4.1.1. Завершить выполнение работ в более короткий срок, чем предусмотрено контрактом, при согласовании с Заказчиком.
4.2. Подрядчик обязан:
4.2.1. При выполнении изыскательских работ собственными силами подрядчик обязан пред-ставить Заказчику допуск СРО на выполнение работ в области инженерных изысканий или выполнить изыскательские работы с привлечением субподрядчика, имеющего допуск СРО на выполнение работ в области инженерных изысканий.
4.2.2. Выполнить в соответствии с заданием Заказчика работу в объеме, предусмотренном тех-ническим заданием (Приложение N1), в соответствии с графиком приемки объемов работ (Приложение N3), обеспечить надлежащее качество и сроки, установленные настоящим кон-трактом.
4.2.3. Согласовывать готовую проектную документацию с Заказчиком путем передачи её на проверку Заказчику, и с компетентными государственными органами и органами местного са-моуправления.
4.2.4. Передать Заказчику готовую проектную документацию.
4.2.5. Предоставлять заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании заказчика.
4.2.6. Устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефек-ты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строи-тельства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ ООО "МостПроект" и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки За-казчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с граждан-ским законодательством Российской Федерации. В случае, если Заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены ООО "МостПроект" в срок не позднее 10 дней со дня получения уведомления о выявлен-ных недостатках (дефектах).
4.2.7. Соблюдать требования, содержащиеся в техническом задании для выполнения работ.
4.2.8. Гарантировать Заказчику отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной ООО "МостПроект" проектной документации.
4.3. Подрядчик не вправе передавать проектную документацию третьим лицам без согласия Заказчика".
Пунктами 6.1-6.4 Контракта установлено следующее:
"6.1. Приемка и оценка выполненных ООО "МостПроект" работ осуществляется согласно графика приемки объемов работ (приложение N3). Подрядчик представляет Заказчику для приёмки документацию в соответствии с требованиями технического задания (Приложение N1)
6.2. Перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче ООО "МостПроект" Заказчику, определяется техническим заданием (Приложение N1).
6.3. После завершения работ Подрядчик по накладной передает Заказчику на проверку проектную документация на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе.
6.4. Заказчик в течение 30 дней с даты получения проектной документации от Подрядчика проводит проверку проектной документации".
Приложением N 3 к Контракту N 14/02-71 от 04.10.2021 г. установлен график приемки объемов работ:
ГРАФИК ПРИЕМКИ ОБЪЕМОВ РАБОТ
по разработке проектной документации реконструкции моста через р. Сороку на км 0+450 автомобильной дороги Тоцкое - Пристанционный в Тоцком районе Оренбургской области
N |
Наименование объектов, работ и затрат |
Общая стоимость выполняемых работ по контракту, тыс. руб. |
В том числе: |
Ноябрь 2022 г | |||
1 |
Выполнение работ по разработке проектной документации рекон-струкции моста через р. Сороку на км 0+450 автомобильной дороги Тоцкое - Пристанционный в Тоц-ком районе Оренбургской области |
8 000,00000 |
8 000,00000 |
|
Итого по результатам аукциона |
4 780,00000 |
4 780,00000 |
В п. 13.1 Контракта установлено: начало выполнения работ - с даты подписания контракта; окончание выполнения работ - 30 сентября 2022 года, включая прохождение государственной экспертизы.
В соответствии с п. 13.2 Контракта, работы по настоящему контракту должны быть начаты, завершены и производиться ООО "МостПроект" в соответствии с графиком приемки объемов работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N3).
Согласно обращению Заказчика, в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) Подрядчик обязался разработать в составе проектной документации:
- инженерно-геодезические изыскания;
- инженерно-геологические изыскания;
- инженерно-гидрометеорологические изыскания;
- инженерно-экологические изыскания;
- представить варианты проектных решений;
- документацию по планировке территрии;
- - представить на рассмотрение технического совета возможные варианты проектных решений по объекту;
- подготовить проектную и рабочую документацию..
Вместе с тем, по состоянию на дату рассмотрения обращения Заказчика ООО "АРИОН" контракт не исполнен.
25.11.2021 г. письмом N МП--541 ООО "МостПроект" направлено уведомление об обнаружении существующего газопровода, пересекающего объект проектирования. Указанный газопровод проложен с нарушением требований п.5.1.2*, 5.3.5 СП 62.13330.2011*. Запрос решения по выносу существующего газопровода, проложенного с нарушением требований НТД, за границу зоны проектирования.
02.12.2021 г. письмом N 501 ООО "АРИОН" направлено уведомление об обнаружении существующего газопровода, пересекающего объект проектирования.
26.01.2021 г. письмом N МП-615 ООО "МостПроект" направлен запрос продления доверенности для Росрыболовства.
27.01.2021 г. письмом МП-617 ООО "МостПроект" направлен запрос паспортов и документации по содержанию на объект.
04.02.2022 г. письмом N 01-10-06/412 Заказчиком направлен паспорта сооружений.
23.03.2022 г. письмом N МП-774 ООО "МостПроект" направлен запрос сведений для ИГМИ.
15.04.2022 г. письмом N МП-885 ООО "МостПроект" направлено уведомление о дате проведения специального осмотра сооружения.
31.03.2022 г. письмо N МП-825 Подрядчик направил дополнительные разъяснения по схеме моста.
20.04.2022 г. письмо N МП-889 ООО "МостПроект" повторно направлен запрос сведений для ИГМИ.
13.05.2022 г. письмо N 01-10-03/1827 Заказчиком направлен запрос документов для заключения соглашения с газовиками.
20.06.2022 г. письмом N МП-1144 ООО "МостПроект" повторно направлен запрос сведений для ИГМИ.
20.06.2022 г. Заказчиком направлено решение о подготовке документации по планировке территории.
23.06.2022 г. письмом N МП-1157 ООО "МостПроект" направлен запрос о проведении технического совета.
23.06.2022 г. письмом N МП-1184 ООО "МостПроект" повторно направлен запрос о проведении технического совета.
23.06.2022 г. письмом N МП-1215 ООО "МостПроект" направлены на рассмотрение материалы по вариантному проектированию.
26.07.2022 г. проведен технический совет.
07.07.2022 г. письмом N МП-1236 ООО "МостПроект" повторно направлен запрос протокола технического совета.
09.08.2022 г. письмом N 01-10-03/3553 Заказчиком направлен протокол технического совета.
23.08.2022 г. письмом N МП-1275 ООО "МостПроект" направлены расчеты отверстия моста и минимальной отметки низа пролетного строения и возвышения опорных частей.
06.10.2022 г. письмом N 01-10-03/4695 Заказчиком направлены Замечания по расчетам отверстия моста.
21.10.2022 г. письмом N МП-1471 ООО "МостПроект" сообщено о том, что представленные в письме NМП-1215 от 26.06.2022 г. варианты сооружения являются допустимыми.
25.10.2022 г. письмом N 01-10-06/4949 Заказчиком согласовано ИГМИ, расчета отверстия моста и технических решений.
25.10.2022 г. письмом N 01-10-06/4957 Заказчиком согласованы технические решения.
25.10.2022 г. письмом N МП-1479 ООО "МостПроект" направлен запрос технических условий на проектирование сетей наружного освещения.
01.11.2022 г. письмом N МП-511 ООО "МостПроект" направлена сводная информация по указанным коммуникациям (газопроводы).
16.11.2022 г. письмом N МП-1581 ООО "МостПроект" направлен Запрос доверенности на предоставление интересов в иных организациях.
24.11.2022 г. Заказчиком выдана доверенность.
06.01.2023 г. письмом N МП-1789 ООО "МостПроект" направлен запрос доверенности.
10.01.2023 г. письмом N МП-1711 ООО "МостПроект" направлено уведомление о том, что проектная насыпь п находится за пределами существующей полосы отвода и накладывается на участки, находящиеся в частной собственности. Предложено два варианта решения:
- изъятие земель собственников с последующей компенсацией;
- проектирование подпорной стенки.
10.01.2023 г. письмом N МП 1714 ООО "МостПроект" дополнительно направлены гидравлические расчеты по проектируемому сооружению.
12.01.2023 г. письмом N МП-1719 ООО "МостПроект" просит оставить письмо МП-1714 от 11.01.2023 г. без рассмотрения.
20.01.2023 г. письмом N 01-10-06/207 Заказчик согласовал вариант с устройством подпорных стенок.
30.01.2023 г. письмом N МП-1768 ООО "МостПроект" направлен запрос технических решения на участке км 0+675 - км 0+775, предусмотренные проектом 318.0.00-00-ТКР.АД.
01.02.2023 г. письмом N МП-1774 ООО "МостПроект" направлены на согласование варианты пересечения дороги с улицей на участке проектирования.
07.02.2023 г. письмом N МП-1794 ООО "МостПроект" в дополнение к письму МП-1774 от 01.02.2023 г. направлены варианты пересечения дороги с улицей на участке проектирования.
08.02.2023 г. Заказчиком выдана доверенность.
09.02.2023 г. письмом N 01-10-03/566 Заказчиком направлен раздел технологических и конструктивных решений линейного объекта с шифром 318.0.00-00-ТКР.АД.
09.02.2023 г. письмом N 01-10-03/567 Заказчиком рекомендовано принять к проектированию вариант N 3 - как перекресток с радиусом сопряжения кромок К-22-м - К-бм.
15.02.2023 г. письмом N МП-1828 ООО "МостПроект" направлена справка об условиях производства строительно-монтажных работ.
28.02.2023 г. письмом N МП-1862 ООО "МостПроект" направлена справка об условиях производства строительно-монтажных работ.
01.03.2023 г. письмом 01.03.2023 г. Заказчик сообщает, что Подрядчику необходимо предусмотреть возможность поставки грунта из карьера ООО "Палимовское".
02.03.2023 г. письмом N МП-1872 ООО "МостПроект" сообщает, что возможность поставки грунта для земляных работ из карьера ООО "Палимовское" отсутствует.
03.03.2023 г. письмом N Мп-1881 ООО "МостПроект" направлен запрос соглашения с собственником о выносе газопровода высокого давления проложенного с нарушением требований п.5.1.2*, 5.3.5 СП 62.13330.2011.
03.03.2023 г. письмом N МП-1888 ООО "МостПроект" направлена схема организации дорожного движения на период производства работ по реконструкции объекта.
03.03.2023 г. письмом N МП-1889 ООО "МостПроект" направлен запрос подписанного технического задания.
03.03.2023 г. письмом N 01-10-03/1077 Заказчиком отказано в согласовании схемы организации дорожного движения.
20.03.2023 г. письмом N 01-10-03/1173 Заказчиком направлены подписанные технические задания.
27.03.2023 г. письмом N 01-10-03/1310 Заказчиком направлено уведомление о том, что о без предоставления технического условия, получение соглашения невозможно.
21.04.2023 г. письмом N МП-1994 ООО "МостПроект" направлен раздел 21-15-ТКР3.1.
25.04.2023 г. письмом N МП-1997 ООО "МостПроект" направлены материалы инженерно-гидрометеорологических изысканий, откорректированные по замечаниям Заказчика (Технический отчет 21-15-ТО-4).
26.04.2023 г. письмом N МП-2004 ООО "МостПроект" направлены разделы 21-15-ПОД; 21-15-ПОС.
27.04.2023 г. письмом N МП-2014 ООО "МостПроект" направлено уведомление о стоимости проектирования подпорных стенок.
02.05.2023 г. письмом N 01-10-03/2009 Заказчиком направлены замечания по объекту.
04.05.2023 г. письмом N МП-2118 ООО "МостПроект" направлен запрос ранее выданных Технических условий на прокладку коммуникаций в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги Тоцкое - Пристанционный в Тоцком районе в районе объекта проектирования.
04.05.2023 г. письмом N МП-2119 ООО "МостПроект" направлен запрос данных об интенсивности движения автомобильного транспорта и пешеходного движения по объекту проектирования.
04.05.2023 г. письмом N МП-2120 ООО "МостПроект" направлен запрос сведений по грузонапряженности, о транспортно-эксплуатационном состоянии, уровне аварийности Запрос сведений по грузонапряженности, о транспортно-эксплуатационном состоянии, уровне аварийности.
04.05.2023 г. письмом N МП-2121 ООО "МостПроект" направлен запрос специализированной гидрометеорологическую информации по данным наблюдений ближайших метеостанций, предоставляемых филиалом ФГБУ "Приволжское УГМС.
04.05.2023 г. письмом N МП-2122 ООО "МостПроект" направлен запрос Акта государственной историкокультурной экспертизы документации, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ в отношении объекта проектирования.
04.05.2023 г. письмом N МП-2152 ООО "МостПроект" направлен запрос правоустанавливающих документов.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (ООО "МостПроект", исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 7.1 Контракта "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе".
Пунктом 7.2 Контракта установлено, что "Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ч .2 статьи 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика (ч. 3 статьи 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ч.3 статьи 723 ГК РФ)".
04.05.2023 г. в связи с тем, что ООО "МостПроект" нарушены условия контракта, на основании ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 95 Закона о контрактной системе, раздела 7 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (исх. N 01-10-14/2077 от 04.05.2023 г.) от исполнения государственного контракта N 14/02-71 от 04.10.2021 г.
04.05.2023 09:31 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе. ООО "АРИОН" получено 04.05.2023 09:31 (МСК).
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
11.05.2023 г. письмом N 01-10-03/2132 Заказчиком направлена специализированная гидрометеорологическая информация по данным наблюдений ближайших метеостанций, предоставляемых филиалом ФГБУ "Приволжское УГМС".
12.05.2023 г. письмом N 105 ООО "АРИОН" направлена досудебная претензия.
12.05.2023 г. письмом N МП-2185 ООО "МостПроект" направлен ответ на замечания N 01-10-03/2009 от 02.05.2023 г.
15.05.2023 г. письмом N 01-10-05/2155 Заказчиком направена информация о выданных технических условиях.
15.05.2023 г. письмом N 01-10-03/2157 Заказчиком направлена информация об Актах государственной историко-культурной экспертизы.
17.05.2023 г. письмом N 01-10-05/2210 Заказчиком направлены Сведения об интенсивности и грузонапряженности.
Учитывая положения ч. 12.1, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Договора вступил в силу 15.05.2023 г.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п. 13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Инспекцией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
В силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик указал на неисполнение ООО "АРИОН" принятых на себя обязательств.
Согласно письменным пояснениям Общества, у Подрядчика не было умысла на уклонение от исполнения контракта, ООО "АРИОН" предприняты все возможные меры к его исполнению.
Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается, что согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с подрядчиком (ООО "АРИОН", исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: взаимодействие заказчика с подрядчиком (ООО "АРИОН", исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения подрядчиком (ООО "АРИОН", исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Кроме того, в соответствии с пунктами 12.6-12.7 Контракта установлен порядок разрешения споров:
"12.6. Все споры или разногласия, возникшие между сторонами по настоящему контракту или в связи с ним, разрешаются путем переговоров между сторонами.
12.7. Спорные вопросы, по которым сторонам не удалось достичь согласия путем переговоров, возникающие при исполнении настоящего контракта, разрешаются арбитражным судом Оренбургской области. В случае, если ООО "АРИОН" по контракту является физическое лицо, спорные вопросы, по которым сторонам не удалось достичь согласия путем переговоров, возникающие при исполнении настоящего контракта, разрешаются судами общей юрисдикции".
Согласно пояснениям представителя ООО "АРИОН", руководствуясь положениями п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 716 ГК РФ, п. 12.6 Контракта ООО "МостПроект" неоднократно уведомлял Заказчика о возникших трудностях по исполнению контракта. Однако, Заказчик устранился от исполнения встречных обязательств, предусмотренных контрактом, поскольку изыскания невозможно полноценно выполнить без исходных данных, которые были предоставлены Заказчиком только через 6 месяцев и 21 день после неоднократных направлений запросов.
Таким образом, учитывая пояснения сторон, представленные материалы дела, Инспекция Оренбургского УФАС России, принимая во внимание правомерность заявленных Заказчиком доводов, отмечает, что представленные материалы дела однозначно не свидетельствуют о недобросовестности действий общества с ограниченной ответственностью "АРИОН".
Материалами дела также установлено, что Обществом ранее в рамках Закона о контрактной системе заключались и успешно исполнялись контракты.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Статьей 94 Закона о контрактной системе определен комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На ООО "АРИОН" возложены права и обязанности по взаимодействию с Заказчиком в рамках исполнения Контракта. При этом, из представленных в материалы дела доверенностей не следует, что ООО "АРИОН" данные права и обязанности были переданы ООО "МостПроект".
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО "АРИОН" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения ООО "АРИОН" условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Также, материалами дела установлено, что Заказчиком не велась претензионная работа с ООО "АРИОН".
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, сведения в отношении ООО "АРИОН" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (вх. Оренбургского УФАС России N 1009/23 от 17.05.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "АРИОН" (ИНН 0276925211, КПП 027601001), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на работ по разработке проектной документации реконструкции моста через р. Сороку на км 0+450 автомобильной дороги Тоцкое - Пристанционный в Тоцком районе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006994), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 25 мая 2023 г. N 056/10/104-537/2023 (ключевые темы: исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ - разработка проектной документации - информационное письмо)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023