Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ спортивная школа олимпийского резерва по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Планета" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12568-ЭП/23 от 22.05.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению участия занимающихся (спортсменов) в соревнованиях, тренировочных мероприятиях по лыжному двоеборью, лыжным гонкам и прыжкам на лыжах с трамплина на территории Ленинградской области и за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области (извещение номер 0172200004623000047) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 06.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004623000047. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 425 063,63 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Уполномоченного органа по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки участника несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
26.05.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы, подтверждают следующие обстоятельства
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 49 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с п. 2 ч. 5 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенного в единой информационной системе 17.05.2023 в 17 часов 12 минут и содержит информацию об отклонении заявки Заявителя по следующим основаниям:
"В пункте 1.4 Приложения N 3 к извещению указан перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ: "Участник электронного аукциона должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки (на основании главы 2 статьи 4.1 и статьи 4.2 Федерального закона от 24.11.1996 N132-ФЗ): - наличие сведений об участнике аукциона в едином федеральном реестре туроператоров: реестровый номер, полное наименование, сокращенное наименование, адрес, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия каждого договора страхования ответственности туроператора и (или) номер, дата и срок действия каждой банковской гарантии, наименование, адрес, место нахождения каждой организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора (для подтверждения соответствия требованиям участник должен предоставить свидетельство о внесении сведений об участнике закупки в единый федеральный реестр туроператоров); - участник закупки должен предоставить договор или договора страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковскую гарантию или банковские гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта с общим размером финансового обеспечения ответственности туроператора на сумму не менее 15% от начальной (максимальной) цены контракта. Срок действия вышеуказанного финансового обеспечения должен включать весь срок оказания услуг по контракту с Заказчиком: не должен начинаться позже даты начала услуг по договору с Заказчиком и истекать ранее срока окончания оказания услуг по Контракту с Заказчиком. Сведения, указанные в договоре (договорах) страхования гражданской ответственности туроператора или в банковской гарантии (банковских гарантиях) туроператора, должны соответствовать сведениям, указанным в едином федеральном реестре туроператоров". В составе заявки Участник представил Договор от 09.11.2022 N 16/22-73-0002043 страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, размер финансового обеспечения ответственности туроператора (участника закупки) составляет 500 000,00 рублей и сведения о котором внесены в единый федеральном реестре туроператоров (далее - Договор страхования гражданской ответственности туроператора). Так же, Участник закупки в составе заявки представил Банковскую гарантию от 13.04.2023 N 12496-23-10 надлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств о реализации туристического продукта (далее - Гарантия надлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств), на общую сумму обязательств - 2 413 759,54 рублей, сведения о которой, по состоянию на дату рассмотрения заявок, отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, что противоречит статье 4.2 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" и не может быть принята Заказчиком к рассмотрению. На основании вышеизложенного, представленный в составе заявки Договор страхования гражданской ответственности туроператора не соответствует требованиям, установленным Извещением и Приложением N 3 к извещению, так как размер финансового обеспечения ответственности туроператора должен быть не менее 15% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет - 2 913 759,54 рублей".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в извещении о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям извещения и возможность его участия в закупке, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Извещением о проведении закупки предусмотрено требование:
"Участник электронного аукциона должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки (на основании главы 2 статьи 4.1. и статьи 4.2. Федерального закона от 24.11.1996 N132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"): - наличие сведений об участнике аукциона в едином федеральном реестре туроператоров: реестровый номер, полное наименование, сокращенное наименование, адрес, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия каждого договора страхования ответственности туроператора и (или) номер, дата и срок действия каждой банковской гарантии, наименование, адрес, место нахождения каждой организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора (для подтверждения соответствия требованиям участник должен предоставить свидетельство о внесении сведений об участнике закупки в единый федеральный реестр туроператоров); - участник закупки должен предоставить договор или договора страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковскую гарантию или банковские гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта с общим размером финансового обеспечения ответственности туроператора на сумму не менее 15% от начальной (максимальной) цены контракта. Срок действия вышеуказанного финансового обеспечения должен включать весь срок оказания услуг по контракту с Заказчиком: не должен начинаться позже даты начала услуг по договору с Заказчиком и истекать ранее срока окончания оказания услуг по Контракту с Заказчиком. Сведения, указанные в договоре (договорах) страхования гражданской ответственности туроператора или в банковской гарантии (банковских гарантиях) туроператора, должны соответствовать сведениям, указанным в едином федеральном реестре туроператоров".
В соответствии с пп. "н" ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Извещением о проведении закупки установлены следующие требования:
"2.5. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов:
- наличие сведений об участнике аукциона в едином федеральном реестре туроператоров: реестровый номер, полное наименование, сокращенное наименование, адрес, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия каждого договора страхования ответственности туроператора и (или) номер, дата и срок действия каждой банковской гарантии, наименование, адрес, место нахождения каждой организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора (для подтверждения соответствия требованиям участник должен предоставить свидетельство о внесении сведений об участнике закупки в единый федеральный реестр туроператоров);
- участник закупки должен предоставить договор или договора страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковскую гарантию или банковские гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта с общим размером финансового обеспечения ответственности туроператора на сумму не менее 15% от начальной (максимальной) цены контракта.
Срок действия вышеуказанного финансового обеспечения должен включать весь срок оказания услуг по контракту с Заказчиком: не должен начинаться позже даты начала услуг по договору с Заказчиком и истекать ранее срока окончания оказания услуг по Контракту с Заказчиком. Сведения, указанные в договоре (договорах) страхования гражданской ответственности туроператора или в банковской гарантии (банковских гарантиях) туроператора, должны соответствовать сведениям, указанным в едином федеральном реестре туроператоров".
Заявителем в составе заявки представлены следующие документы:
- свидетельство о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров ТО N005974;
- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации о внесении сведений в Единый федеральный реестр туроператоров N 99-Пр-20 от 16.03.2020 г.;
- договор N16/22-73-0002043 от 09.11.2022 г. страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (общий размер финансового обеспечения 500 000,00 руб.);
- банковская гарантия N 12496-23-10 от 13.04.2023 г.
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в единый федеральный реестр туроператоров вносятся сведения о туроператоре, в том числе, размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия каждого договора страхования гражданской ответственности за неисполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - договор страхования ответственности туроператора) и (или) номер, дата и срок действия каждой банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - банковская гарантия), наименования, адреса, места нахождения организаций, предоставивших финансовое обеспечение ответственности туроператора (за исключением туроператоров, указанных в части пятой ст. 4.1 настоящего Федерального закона).
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" содержащиеся в реестре туроператоров сведения о туроператоре, в том числе, размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия каждого договора страхования ответственности туроператора и (или) номер, дата и срок действия каждой банковской гарантии, наименование, адрес, место нахождения каждой организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора (за исключением туроператоров, указанных в части пятой ст. 4.1 настоящего Федерального закона).
Сведения о представленной Заявителем банковской гарантии в едином федеральном реестре туроператоров отсутствуют, что противоречит требованиям извещения о проведении аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что комиссия Уполномоченного органа по осуществлению закупок имела основания для отклонения заявки Заявителя, следовательно, доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 99, 105 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Планета" необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 мая 2023 г. N 44-1933/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023