Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии -А.А. Кириллова, ВрИО заместителя руководителя-начальника аналитического отдела, начальник контрольного отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, заместитель начальника, О.П. Чупрунова, главный специалист - эксперт, рассмотрев обращение заказчика - Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Масунове А.В. (ИНН 240900660674) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта ОК-N-4492/22 "На разработку проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде: Канское "лигнинохранилище", Канский район, урочище "Крестики" (Красноярский край)", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение с просьбой о внесении сведений об ИП Масунове А.В. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта ОК-N-4492/22 "На разработку проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде: Канское "лигнинохранилище", Канский район, урочище "Крестики" (Красноярский край)", извещение N 0119200000122005143, ИКЗ 222246618744624660100100600017112244.
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ИП Масунова А.В. (далее -поставщик), указанным в ЕИС, были направлены уведомления о проведении внеплановой проверки N РНП N 024/10/104-1413/2023, в которых содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения заказчика о включении ИП Манусове А.В. в реестр недобросовестных поставщиков, состоявшемся 24 мая 2023 года, присутствовали представители подрядчика и представители заказчика, должным образом подтвердившие свои полномочия.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения конкурса в электронной форме ОК-N-4492/22 "На разработку проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде: Канское "лигнинохранилище", Канский район, урочище "Крестики" (Красноярский край)".
Между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ИП Масуновым Александр Владимирович, именуемый в дальнейшем "Подрядчик", на основании протокола подведения итогов электронного конкурса N 0119200000122005143 от 08.06.2022 заключили государственный контракт N Ф.2022.005143 на разработку проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде: Канское "лигнинохранилище", Канский район, урочище "Крестики" (Красноярский край) (далее - Контракт).
В соответствии с пунктами 1.1, 3.4.1 Подрядчик обязан выполнить работы по разработке проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде: Канское "лигнинохранилище", Канский район, урочище "Крестики" (Красноярский край) (далее - работы) согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту).
Срок выполнения работ: с момента заключения Контракта до 15 декабря 2022 года (пункт 4.1 Контракта).
Условия проведения работ по контракту указаны в Техническом задании на разработку проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде: Канское "лигнинохранилище", Канский район, урочище "Крестики", размещенному на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок при размещении документации на проведение конкурса N0119200000122005143.
Пунктом 5 Технического задания определено, что целью работы является "Разработка проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде для приведения территории земельного участка в состояние пригодное для дальнейшего использования".
Согласно пункту 19 Технического задания, результатом работ является отчетная документация о выполнении инженерных изысканий, состоящая из текстовой и графической частей, а также приложений к ней, а именно: проектная документация, рабочая документация, сметная документация.
В целях исполнения контракта, по акту приема-передачи от 20.06.2022 в качестве исходных данных заказчиком в адрес подрядчика передана отчетная документация по инженерным изысканиям, выполненная ООО "Югтехноинжиниринг" в рамках государственного контракта N Ф.2021.010021 от 06.09.2021 (далее - контракт N Ф.2021.010021 от 06.09.2021, отчетная документация по инженерным изысканиям).
По состоянию на 5 мая 2023 года работы Подрядчиком не выполнены, отчетная документация (в т.ч. положительное заключение государственной экспертизы проекта работ) Заказчику не представлена.
В связи с вышеизложенным на основании статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 8.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, что стало основанием для направления обращения о включении сведений об ИП Масунове А.В. сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Из пояснений ИП Масунова А.В., следует, что им был обнаружен в отчетной документации по инженерным изысканиям, выполненным ООО "Югтехноинжиниринг" в рамках государственного контракта N Ф.2021.010021 от 06.09.2021, перечень существенных недостатков, включая наличие прямых несоответствий действующим нормативным правовым документам в области инженерных изысканий, которые без исправления препятствуют добросовестному выполнению обязательств по контракту ИП Масунову А.В. Руководствуясь пунктом 3.4.3 контракта, индивидуальный предприниматель незамедлительно уведомил об этом заказчика (письмо N318/06/22-004 от 22.06.2022) и приостановил работу.
После указанного письма заказчик сообщил, что ООО "Югтехноинжиниринг" будет проведена работа по устранению недостатков в отчетной документации (письмо от 27.07.2022 исх. N77-010158).
Однако все замечания ИП Масунова А.В не были устранены. Указанное повлекло невозможность исполнения контракта, поскольку без корректной отчетной документации результатов инженерных изысканий невозможно выполнить предусмотренные контрактом работы по разработке проекта работ по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среды, который в свою очередь должен пройти государственную экспертизу и по ее результатам получить положительное заключение. Только после этого проект работ может быть сдан заказчику как оконченный результат работ по контракту.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные параграфом 1 главы 37 ГК РФ, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно пункту 1 статьи 716 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи.
В силу пункта 2 статьи 716 Гражданского Кодекса РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 Гражданского Кодекса РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 Гражданского Кодекса РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (пункт 3 статьи 716 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, в случае обнаружения недостатков в технической документации, перегаданной заказчиком подрядчику, последний должен уведомить об этом заказчика и приостановить работы до их устранения, что и было сделано ИП Масуновым.
Комиссия отмечает, что фактически между сторонами после заключения контракта имел место быть правовой спор, в котором у каждой из сторон была своя логика и мотивированная позиция. Наличие мотивированной позиции (также учтивая, что Арбитражный суд Красноярского края в рамках дела NА33-22895/2022 не согласился с этой позиции) не дает возможности Комиссии прийти к выводу о недобросовестности индивидуального предпринимателя, который имел намерение исполнять условия контракта.
Однако Комиссия отмечает, что ИП Масуновым А.В. предпринимались активные действия, направленные на исполнение контракта, были проведены работы по установлению и уведомлению заказчика о недостатках в переданной заказчиком технической документации с целью их исправления и дальнейшего добросовестного исполнения условий контракта.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что подрядчик действовал в соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса РФ, предписывающей приостановить подрядные работы до устранения заказчиком причин, послуживших основанием для их приостановления, а также то обстоятельство, что работы по разработке проектной документации не могут быть проведены без корректных данных технической документации, переданной заказчиком, и именно на подрядчика возлагается обязанность в дальнейшем получении положительного заключения государственной экспертизы подготовленной им проектной документации в рамках исполнения условий по заключенному контракту, Комиссия не усматривает в действиях индивидуального предпринимателя признаков недобросовестного поведения.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что ИП Масунов А.В. должен быть подвержен такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Ввиду изложенного, по результатам изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах обращения, рассматриваемых Комиссией по факту нарушения обществом существенных условий контракта, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об ИП Масунове А.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии: М.А. Грицай
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 мая 2023 г. N 024/10/104-1413/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023