Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С. В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю. В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Сороколетов М. С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок;
в отсутствие представителей муниципального казенного учреждения дополнительного образования "Ольховатская детская школа искусств" (о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом);
при участии представителей ООО "Терра":
- Тюрина Р. А. (на основании приказа о назначении на должность N1)
- Боевой А. С. (на основании доверенности от 25.05.2023 г.)
- Зерновой Н. В. (на основании доверенности от 25.05.2023 г.)
рассмотрев обращение муниципального казенного учреждения дополнительного образования "Ольховатская детская школа искусств" о включении сведений об ООО "Терра" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением контракта на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом Волкова с лавкой": "Лавка", расположенного по адресу Воронежская обл., р. п. Ольховатка, ул. Пролетарская, д. 9,
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) приняло к рассмотрению обращение муниципального казенного учреждения дополнительного образования "Ольховатская детская школа искусств" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Терра" (далее - Подрядчик) в связи с односторонним расторжением контракта на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом Волкова с лавкой": "Лавка", расположенного по адресу Воронежская обл., р. п. Ольховатка, ул. Пролетарская, д. 9.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы Подрядчика, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
18.05.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N0131300043222000031 (далее - Извещение) о проведении аукциона на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом Волкова с лавкой": "Лавка", расположенного по адресу Воронежская обл., р. п. Ольховатка, ул. Пролетарская, д. 9
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 036 437 руб. 25 коп.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2022 г. NИЭА1, на участие в аукционе была подана 1 заявка, принадлежащая Подрядчику.
14.06.2022 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N0131300043222000031 на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом Волкова с лавкой": "Лавка", расположенного по адресу Воронежская обл., р. п. Ольховатка, ул. Пролетарская, д. 9 (реестровый номер контракта: N3361800332022000002) (далее - Контракт)
Согласно ст. 702 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда, к которым, в том числе, относятся подрядные работы для удовлетворения государственных/муниципальных нужд, применяются общие положения о подряде, предусмотренные параграфом 1 главы 37 ГК РФ, если не установлено иное.
В силу п. 1 ст. 763 ГК РФ проектные и изыскательские работы, основные положения о которых регламентированы ст. 758 ГК РФ, предназначенные для удовлетворения государственных/муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного/муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных/муниципальных нужд.
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется принять на себя обязательства в соответствии с заданием заказчика и в сроки, установленные контрактом выполнить подрядные работы для муниципальных нужд по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения: "Дом Волкова с лавкой": "Лавка", расположенного по адресу: Воронежская обл., р. п. Ольховатка, ул. Пролетарская, д. 9" (далее - Объект).
Согласно п. 3.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по настоящему Контракту с момента заключения контракта до 01.12.2022.
В соответствии с п. 2 ст. 758 ГК РФ подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
Как пояснили представители Подрядчика, между сторонами велась активная деловая переписка о ходе исполнения Контракта, в том числе в части запроса и предоставления информации, необходимой Подрядчику для надлежащего исполнения Контракта.
Согласно письму N474 от 31.10.2022 Подрядчик проинформировал Заказчика о ходе выполнения работ, а также о необходимости выполнения дополнительных работ, которые были выявлены при разработке документации.
Письмом N519 от 25.11.2022 г. Подрядчик довел до сведения Заказчика необходимость в дополнительной информации для формирования полного комплекта документов.
Письмом N528 от 02.12.2022 Подрядчик сообщил Заказчику о полной готовности научно-проектной документации и о её направлении на государственную экспертизу. Однако документация не прошла государственную экспертизу, что подтверждается решением ГАУ ВО "Центр госэкспертизы по Воронежской области" от 01.12.2022 г, о чем также было сообщено Заказчику.
22.12.2022 г. Подрядчиком было направлено письмо N555, согласно которому Заказчиком переданы:
- комплект проектной документации;
- Акт государственной историко-культурно экспертизы;
- Акт передачи проектной документации.
В том же письме N555, а также в письме N558 от 26.12.2022 г., Подрядчик сообщил Заказчику о необходимости подписания Акта передачи проектной документации, необходимого для успешного прохождения государственной экспертизы.
27.12.2022 г. Подрядчиком направлено письмо N562, в котором Заказчику было сообщено о повторном направлении проектной документации на государственную экспертизу, а также об оставлении документации без рассмотрения в связи с несоответствием Задания на проектирование объекта положениям приказа Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации N125/пр от 01.03.2018 г. Этим же письмом Подрядчик запросил Задание на проектирование объекта, которое должно соответствовать требованиям вышеупомянутого Приказа.
26.01.2023 г. проектная документация была повторно направлена на государственную экспертизу, 30.01.2023 г. был повторно подписан Акт государственной историко-культурно экспертизы.
17.02.2023 г. в процессе государственной экспертизы документации был получен ряд замечаний, которые устранялись по мере их выявления, о чем сообщалось Заказчику письмами N126 от 31.03.2023 г. и N127 от 03.04.2023 г.
Также, при рассмотрении обращения представители Подрядчика сообщили, что проектная документация одновременно согласовывалась с Управлением по охране объектов культурного наследия, что подтверждается письмом N78 от 15.02.2023 г.
20.04.2023 г. Подрядчиком было получено несогласие с заключением экспертизы, содержащее ряд замечаний, одним из которых являлось приостановление действия лицензии (на основании письма Министерства культуры Российской Федерации N4703-12-02 от 14.03.2023 г.) на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Действие лицензии было возобновлено на основании уведомления N9560-12-02 от 02.05.2023 г.
28.04.2023 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо N176, содержащее информацию о ходе выполнения работ.
Согласно ч.ч 9, 13 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, после чего контракт считается расторгнутым.
Согласно п. 8.1 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
В силу п. 8.2 Контракта Заказчик вправе потребовать расторжения Контракта без возмещения Подрядчику убытков обусловленных прекращением договорных отношений в случаях нарушения Подрядчиком принятых на себя обязательств, а именно:
- задержка Подрядчиком хода выполнения работ, когда срок окончания выполнения работ, установленный в Контракте увеличивается более чем на 30 дней;
- акты, налагаемые государственными органами в рамках действующего законодательства, лишающие Подрядчика права на производство работ;
- если Подрядчик не приступил к устранению недостатков, выявленных Муниципальным заказчиком в установленные Муниципальным заказчиком сроки;
- неоднократных (более 2 раз) нарушений Подрядчиком условий Контракта;
- неустранение (неполное) устранение недостатков в документации в срок установленный Муниципальным заказчиком;
- при остановке Подрядчиком выполнения работ на срок более 30 дней;
- объявления Подрядчика банкротом в установленном законом порядке, наложения ареста на его имущество и блокирование расчетных счетов, введения внешнего управления.
12.05.2023 г. Заказчик, руководствуясь п. 8.1 Контракта, принял решение об одностороннем расторжении контракта, которое получено Подрядчиком посредством ЕИС в тот же день: 12.05.2023 в 14:18 по МСК. Следовательно, решение вступило в силу 23.05.2022 г.
По смыслу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком, которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Включение информации в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией, которая должна применяться уполномоченным на это органом по результатам всесторонней оценки поведения как заказчика, так и исполнителя.
Из материалов дела следует, что Подрядчик систематически уведомлял Заказчика о ходе выполнения работ, а также запрашивал необходимую информацию в целях надлежащего исполнения Контракта. Невыполнение Подрядчиком предусмотренных Контрактом работ, при вышеизложенных обстоятельствах, не может свидетельствовать о пренебрежительном отношении к принятым обязательствам.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что действия Подрядчика были максимально направлены на исполнение контракта, фактов недобросовестности в его поведении не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N1078).
Как установлено подп. а) п. 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подп. "е" п. 9 и подп. "г" п. 10 Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведении проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13 Правил:
1) выявлены нарушения заказчиком требований, установленных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
2) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
3) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Отказать в требовании о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Терра" (394055, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Летчика Злобина, д. 20, пом. 1, ОГРН: 1083668040301, Дата присвоения ОГРН: 13.10.2008, ИНН: 3661045398, КПП: 366401001, директор: Тюрин Руслан Александрович, учредители: Снегова Екатерина Павловна, Васильев Сергей Владимирович, Тюрин Руслан Александрович)
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С. В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю. В. Рощупкина
Член Комиссии М. С. Сороколетов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 1 июня 2023 г. N 036/06/104-875/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023