Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - УМВД России по Омской области, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью ГРУППА КОМПАНИЙ "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК" (далее - ООО ГК "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 14/2-2 от 26.01.2022 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту изолятора временного содержания, расположенного по адресу: Омская область, р.п. Саргатское, ул. Солнечная, 37 (извещение N 0152100006721000111) (далее - электронный аукцион, аукцион,),
в отсутствие представителей заказчика и подрядчика, в извещении которых предприняты необходимые меры,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено (вх. N 4517-ЭП/23 от 18.05.2023) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 23.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 3000000 руб.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 12.01.2022 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие два участника закупки.
Протокол подведения итогов электронного аукциона свидетельствует о том, что заявки двух участники закупки были признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, и которым была предложена наименьшая цена контракта (ООО ГК "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 26.01.2022 между УМВД России по Омской области и ООО ГК "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК" был заключен контракт с ценой 2550000 руб.
03.05.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 14/1374) в связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно решению причиной расторжения контракта является следующее: "По состоянию на 10.04.2023 работы на объекте Подрядчиком не завершены, что в соотношении с необходимыми к выполнению объемами работ говорит о невозможности ООО ГК "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК" завершить выполнение работ по Контракту".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 16.05.2023, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью ГРУППА КОМПАНИЙ "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пунктов 2 и 12 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным законом, информация:
- о сроках завершения работы,
- размере аванса, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (если предусмотрена выплата аванса).
Разделом "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения о проведении электронного аукциона были определены даты начала и окончания выполнения работ - с 01.02.2022, не позднее 01.06.2022, соответственно.
Аналогичная вышеприведенной информация о сроке выполнения работ содержалась в пункте 3.1 заключенного контракта.
В пункте 3.2 контракта было особо отмечено, что в общий срок выполнения подрядчиком работ не включаются периоды времени, на которые приостанавливаются работы в соответствии с пунктом 4.1.14. контракта.
К таким обстоятельствам в силу пункта 4.1.14 контракта относятся случаи, при которых подрядчик обязан немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
а) возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
б) иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Указанные условия контракта основаны на положениях статьи 716 ГК РФ.
Извещением об осуществлении закупки также была предусмотрена выплата аванса в размере 20 % цены контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Кроме того, в пункте 2.3 контракта было установлено, что заказчик производит выплату аванса подрядчику в размере 20% (двадцати процентов) от стоимости работ по контракту, указанной в пункте 2.2. контракта, что составляет:
в 2022 году - 510 000 рублей 00 копеек, в том числе НДС 20%;
Оплата аванса производится в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня выставления подрядчиком счета на перечисление аванса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Также пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
Согласно пункту 1.2 предметом контракта выступало следующее: "Подрядчик" обязуется выполнить работы по капитальному ремонту изолятора временного содержания, расположенного по адресу: Омская область, р.п. Саргатское, ул. Солнечная, 37, в объеме согласно локальному сметному расчету, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N 1)".
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 данного закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.4 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В пункте 5.2.4 контракта также было закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое УМВД России по Омской области решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 03.05.2023 в 14:53 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 1550302678022000003) признается 03.05.2023 в 14:53 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО ГК "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 22.03.2023 по 31.03.2023 (с учетом нерабочего дня, являющегося последним днем десятидневного срока) имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Омским УФАС России 19.05.2023 по адресу электронной почты подрядчика: stroyinvestomsk@yandex.ru, содержащемуся в контракте, было направлено (исх. N ТШ/3119/23) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 23.05.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 25.05.2023 в 16 час. 10 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России были представлены (вх. N 4716-ЭП/ 23 от 25.05.2023) пояснения по вышеизложенным фактам, в которых общество выражает несогласие принятому УМВД России по Омской области решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, причины нарушения срока выполнения работ связывает с необоснованным затягиванием со стороны заказчика согласования списков работников, осуществляющих производство работ на объекте, а также неоказанием содействия при исполнении обязательств по контракту.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с ООО ГК "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, свидетельствуют о следующем.
15.02.2022 заказчиком осуществлена выплата аванса по контракту в размере 510000 руб. (платежное поручение N 670047).
28.03.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1, согласно которому стороны на основании подпункта "в" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе договорились увеличить объем работ с увеличением цены контракта не более чем на десять процентов от цены контракта (то есть на 178743,10 руб. в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к соглашению).
19.04.2022 сторонами подписан акт о приемке выполненных работ N 1 от 18.04.2022, который свидетельствует о выполнении обществом обязательств на сумму 759103,46 руб.
30.06.2022 учреждением в адрес подрядчика направлена (исх. N 14/1811) претензия о неисполнении обязательств.
05.10.2022 заказчиком направлено (исх. N 14/2747) обществу письмо, в котором указано на несоблюдение условий контракта в части срока выполнения работ, а также предложено направить детальный график завершения работ на объекте.
Кроме того, заказчиком обращено внимание подрядчика на то, что на объекте за период выполнения работ находилось не более 20% рабочих из 25 проверенных и допущенных на объект человек.
В этот же день общество направило (исх. N 55) заказчику пояснения по вопросам исполнения контракта, а также сообщило о необходимости осуществления со стороны последнего содействия в части согласования списков работников для недопущения приостановки или задержек в процессе производства работ.
21.10.2022 общество в ответ на письмо заказчика от 05.10.2022 сообщило (исх. N 56) о том, что количество человек, работающих на объекте в каждый конкретный день, определяется подрядчиком самостоятельно исходя из специфики выполняемых работ с учетом срока окончания работ, а также гарантировало надлежащее исполнение обязательств по контракту.
01.11.2022 заказчиком в письме (исх. N 14/2858) предложено подрядчику пояснить причины невыполнения работ согласно представленному графику завершения работ и причины отсутствия на объекте рабочих.
05.12.2022 общество сообщило (исх. N 60) заказчику о необходимости в проведении работ, не предусмотренных контрактом, а также обратилось с просьбой принять меры по согласованию дополнительных работ.
06.12.2022 подрядчик проинформирован заказчиком (исх. N 14/3270) о ненадлежащем исполнении условий контракта, а также о том, что по состоянию на начало декабря 2022 фактически на объекте за период выполнения работ находилось не более 20% от проверенных и допущенных 28 человек.
12.12.2022 сторонами подписан акт о приемке выполненных работ N 2 от 07.12.2022, который свидетельствует о выполнении обществом обязательств на сумму 1050263,28 руб.
13.12.2022 в направленном (исх. N 14/3335) в адрес общества письме заказчиком указано на ненадлежащее исполнение условий контракта о сроке выполнения работ, необоснованность приостановки выполнения работ, на необходимость продолжения исполнения взятых по контракту обязательств.
11.05.2023 сторонами подписан акт о приемке выполненных работ N 3 от 10.05.2023, который свидетельствует о выполнении обществом обязательств на сумму 272835,92 руб.
Указанное явно свидетельствует о том, что работы, определенные контрактом, в установленный в нем срок обществом в полном объеме выполнены не были.
На ненадлежащее исполнение обязательств по контракту со стороны подрядчика также указывают неоднократно направленные его адрес претензии (требования) об уплате неустойки (09.12.2022 (исх. N 14/3299), 10.05.2023 (исх. NN 14/1415, 14/1416).
Установлено, что работы по капитальному ремонту не были выполнены как в срок, определенный контрактом, так и в срок, запланированный графиком выполнения работ (15.11.2022), направленным обществом заказчику.
Доказательств "непригодности технической документации", на которую общество ссылается как на невозможность выполнения работ в изначально запланированном объеме, а также того, что выполнение работ в предусмотренном сторонами варианте (с учетом заключения дополнительного соглашения) невозможно, ООО ГК "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК" не представлено.
Соответствующего явно выраженного уведомления о приостановлении выполнения работ в порядке статей 716, 719 ГК РФ, либо во исполнение норм 709, 743 ГК РФ подрядчик заказчику не направлял. В письме от 05.12.2022 (исх. N 60) общество только "разъясняет необходимость проведения работ, не предусмотренных контрактом", обращается с просьбой "принять меры по согласованию фиксации дополнительных работ путем составления и подписания соответствующих документов".
При этом ООО ГК "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК" предпринимало меры по сдаче работ заказчику (акты о приемке выполненных работ N 2 от 07.12.2022, N 3 от 10.05.2023).
О намерении исполнить обязательства по контракту в установленный в нем срок также не может свидетельствовать фактический количественный состав рабочих, допущенных к производству работ на объекте. О данных обстоятельствах подрядчик неоднократно был уведомлен со стороны заказчика (письма от 05.10.2022, 01.11.2022, 06.12.2022).
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта.
Вышеизложенные выводы Комиссии о наличии фактов недобросовестности подрядчика при исполнении контракта соответствуют арбитражной практике Омского УФАС России по делам NN А46-764/2022, А46-4065/2022, А46-11290/2022.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что ненадлежащее исполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало УМВД России по Омской области при заключении контракта.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств (нарушении конечного срока выполнения работ), предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Обществом не представлены доказательства устранения в 10-дневный срок, установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, всех нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об обществе с ограниченной ответственностью ГРУППА КОМПАНИЙ "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью ГРУППА КОМПАНИЙ "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК": 644050, г. Омск, ул. Химиков, д. 10 А, кв. 61, ИНН 5501193112, КПП 550101001;
- о генеральном директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью ГРУППА КОМПАНИЙ "СТРОЙИНВЕСТ-ОМСК" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 550720890708.
2. Данные, необходимые при включении информации о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком информации в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком информации |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения информации в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения информации в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.05.2023 |
18.05.2023 |
18.05.2023 |
0 |
18.05.2023 |
25.05.2023 |
25.05.2023 |
0 |
30.05.2023 |
30.05.2023 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 мая 2023 г. N 055/10/104-597/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023