Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосфера" (далее - ООО "Экосфера", общество, участник закупки, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Хозяйственное управление Правительства Омской области" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "ХОЗУ Правительства Омской области", заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по утилизации списанных нефинансовых активов (пневматических автомобильных шин) (Реестровый номер 2023.025416) (извещение N 0352200027423000044) (далее - электронный аукцион, аукцион)
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - "_" (доверенность от 24.05.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4549-ЭП/23 от 19.05.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 03.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 61660 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 12.05.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы четырьмя участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 38517,20 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 114207284 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2023 заявки двух участников закупки, в том числе заявителя были отклонены. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "ЭКОПРОФЭКСПЕРТ").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно:
- отклонена заявка ООО "Экосфера" в связи с отсутствием в представленной участником закупки лицензии в составе лицензируемого вида деятельности вида работ по утилизации отходов IV класса опасности,
- признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки заявка ООО "ЭКОПРОФЭКСПЕРТ", лицензия на право осуществления деятельности которого, по мнению заявителя, в составе лицензируемого вида деятельности не содержит виды работ, связанные с со сбором и утилизацией отходов IV класса опасности.
КУ ОО "ХОЗУ Правительства Омской области" были представлены (вх. N 4686-ЭП/23 от 24.05.2023) возражения на доводы жалобы, согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки общества и определении победителя закупки отсутствуют.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
На основании пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 такого закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона о контрактной системе.
Объектом рассматриваемой закупки являлось оказание услуг по утилизации списанных нефинансовых активов (пневматических автомобильных шин).
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений данного закона.
На необходимость лицензирования указанного вида деятельности указано в пункте 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
На основании вышеприведенных нормативных правовых актов в извещении о проведении электронного аукциона к участникам закупки были установлены следующие требования: "В соответствии с пунктом 2 статьи 3, пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", лицензия или выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с указанием вида работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: - сбор, транспортирование, утилизация отходов IV класса опасности".
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, если иное не предусмотрено таким законом.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, не допускается.
Требования к заявкам участников закупки были предусмотрены в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", являющемся приложением N 3 к извещению об осуществлении закупки.
Согласно данному документу перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31, включал следующее:
"В соответствии с пунктом 2 статьи 3, пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", лицензия или выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 года N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с указанием вида работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности:
- сбор, транспортирование, утилизация отходов IV класса опасности".
Характеристики закупаемых услуг представлены в Техническом задании (приложение N 1 к проекту государственного контракта) (далее - Техническое задание).
Так, пунктом 2.2 Технического задания предусмотрено, что погрузка, транспортирование, утилизация покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных (ФККО 9 21 130 02 50 4) осуществляется силами и средствами исполнителя.
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению.
Согласно данной норме при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 данного закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 данного закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 данного закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 данного закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 данного закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 данного закона.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Также в части 8 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе особо установлено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) такой статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 данной статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).
Из представленных оператором электронной площадки "РТС-тендер" (вх. N 4596-ЭП/23 от 22.05.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/3149/23 от 22.05.2023) сведений следует, что в качестве документа, подтверждающего соответствие требованиям по пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, участником закупки с идентификационным номером заявки 114187042 (ООО "Экосфера") была представлена выписка из реестра лицензий N 55457, в том числе на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов IV класса опасности для наименования вида отходов "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные".
В протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0352200027423000044 от 16.05.2023 в качестве обоснования принятого комиссией по осуществлению закупок решения об отклонении заявки общества указано следующее: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Заявка участника закупки не соответствует требованиям пп. "н" п. 1 ч.1 ст. 43 Закона N 44: В составе лицензируемого вида деятельности отсутствует вид работ по утилизации отходов IV класса опасности".
Заявитель в поданной жалобе, оспаривая правомерность вышеуказанного решения комиссии по осуществлению закупок, указал на то, что обезвреживание пневматических автомобильных шин будет соответствовать целям проведения закупки, а именно снижению негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, что равноценно утилизации.
Комиссия, оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения по результатам рассмотрения направленных оператором электронной площадки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям извещения об осуществлении закупки, установила, что выписка из реестра лицензий, представленная участником закупки в своей заявке, действительно не включала все виды работ, поименованные в таком извещении, поскольку в ней отсутствовал вид работ, связанный с утилизацией отходов IV класса опасности.
При этом статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрены следующие основные понятия:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Сами отходы Закон N 89-ФЗ определяет как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В Перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (Приложение N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 3721-р), включена группа N 17 "Шины, покрышки и камеры резиновые" с товаром "шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые".
Также покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные включены в перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 года N 1589-р.
Таким образом, по убеждению Комиссии, запрет захоронения пневматических автомобильных шин, то есть такого размещения отходов, которое не предполагает дальнейшей утилизации, говорит о признании государством наличия полезных свойств и нежелательности выведения полезных ресурсов из экономического оборота.
Анализ вышеприведенных актов позволяет Комиссии сделать вывод о том, что доводы заявителя о "равноценности" утилизации и обезвреживания товаров являются несостоятельными как исходя из закрепленной Законом N 89-ФЗ самостоятельности таких видов деятельности по обращению с отходами, так и на основании установленных Правительством Российской Федерации требований к утилизации данного вида отходов.
Более того, исходя из самого наименования объекта закупки, заказчику требовалась именно утилизация пневматических автомобильных шин.
Принимая во внимание указанное, Комиссия приходит к выводу о том, что решение комиссии по осуществлению закупок об отклонении заявки ООО "Экосфера" по основанию, отраженному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является правомерным, связано с фактическими требованиями к участникам закупки, установленными извещением о проведении электронного аукциона, от которых комиссия по осуществлению закупок отступать при рассмотрении заявок участников закупок не вправе.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
В этой связи необходимо учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Подавая заявку, противоречащую требованиям извещения об осуществлении закупки, участник закупки несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с ее отклонением.
При этом в установленные сроки заявитель не воспользовался своим правом и не обжаловал положения извещения об осуществлении закупки, а также не подавал запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, что указывает на то, что, подавая заявку, общество было согласно со всеми установленными требованиями и выразило безусловное согласие на их соблюдение.
Таким образом, довод жалобы заявителя в указанной части признан необоснованным.
Вместе с тем Комиссия не может согласиться с выводами комиссии по осуществлению закупок о признании соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки заявки участника закупки с идентификационным номером 114207284 (ООО "Экопрофэксперт") (далее - победитель).
Победителем в заявке для целей соответствия рассматриваемому единому требованию была представлена выписка из реестра лицензий N 52642, подтверждающая право исключительно на выполнение работ по транспортированию в рамках разрешенного вида деятельности, закупка которого осуществлялась заказчиком.
КУ ОО "ХОЗУ Правительства Омской области" в направленных пояснениях сообщило о том, что "недостающие" виды работ в заявке компенсированы приложенным к ней договором N 1-11/2022 на услуги по сбору, транспортированию и приему отходов производства и потребления, заключенным между победителем и третьим лицом - ООО "ЭкоСоюз".
В связи с указанным Комиссия отмечает следующее.
Согласно системному толкованию положений пункта 1 части 1 статьи 31 и подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе именно участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки. При этом установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу (оказывающему услугу), фактически означает требование к подрядчику (исполнителю), что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем представления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Кроме того, размещенное для целей проведения настоящей закупки извещение в части требований к содержанию, составу заявки также содержит однозначные требования к участникам закупки и к составу заявки участника закупки, что не допускает двоякого трактования условий участия в закупочной процедуре.
Проанализировав содержание технического задания, действия, которые должен совершить исполнитель для выполнения своих обязанностей в соответствии с заключаемым контрактом, Комиссия установила, что требования о наличии лицензии со всеми видами деятельности (на сбор, транспортирование и утилизацию отходов IV класса опасности) относятся именно к участнику закупки.
Кроме того, при установлении требований к участникам закупки заказчиком в извещении об осуществлении закупки и приложенных к нему документах не была предусмотрена возможность исполнителя реализовать право на привлечение в качестве соисполнителя лицо, имеющее разрешение на отдельные виды работ в рамках лицензируемого вида деятельности.
В этой связи следует учитывать, что в соответствии со статьей 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Таким образом, гражданским законодательством, на положениях которого основано законодательство о контрактной системе в сфере закупок, презюмируется оказание услуг исполнителем лично.
Вместе с тем в проекте государственного контракта не было предусмотрено право исполнителя на привлечение для оказания услуг соисполнителя.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что, исходя из требований извещения о проведении электронного аукциона, наличие лицензии на все вышеперечисленные виды деятельности одновременно предъявлялось именно к участнику закупки, в связи с чем заявка ООО "Экопрофпроект" не могла быть признана соответствующей требованиям такого извещения.
С учетом указанного, Комиссия признает жалобу заявителя в данной части обоснованной, а в действиях заказчика усматривает нарушение части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закон о лицензировании установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Согласно пункту 22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Таким образом, формой подтверждения наличия специальной правоспособности участников закупки по предмету закупки является выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
При этом заказчиком в извещении об осуществлении закупки, в том числе было установлено требование о содержании в составе заявки участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с обязательным наличием в перечне разрешенных видов работ.
Более того, заказчиком в размещенном для целей осуществления рассматриваемой закупки извещении в разделе "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" фактически были указаны документы, подтверждающие соответствие участников закупки таким требованиям, а не само требование о специальной правоспособности участника закупки (о наличии у участника закупки специального разрешения (лицензии)).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что КУ ОО "ХОЗУ Правительства Омской области" при установлении требований к участникам закупки, документам, служащим подтверждением соответствия данным требованиям, были нарушены положения пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 и части 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосфера" на действия казенного учреждения Омской области "Хозяйственное управление Правительства Омской области" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по утилизации списанных нефинансовых активов (пневматических автомобильных шин) (Реестровый номер 2023.025416) (извещение N 0352200027423000044) в части неправомерного признания соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки заявки на участие в закупке.
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Хозяйственное управление Правительства Омской области" и его комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 и части 3 статьи 43, части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Хозяйственное управление Правительства Омской области", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 мая 2023 г. N 055/06/106-605/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2023