Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_.
_.
_.
рассмотрев представленное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее - Управление Роскомнадзора по Омской области, заказчик) обращение о включении информации в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) об обществе с ограниченной ответственностью "Галерея климата" (далее также ООО "Галерея климата", общество, победитель) в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме на монтаж кондиционеров" (извещение N 0152100001323000006) (далее - электронный аукцион, контракт)
в присутствии представителей ООО "Галерея климата": _..,_..
при участии посредством видео-конференц-связи руководителя Управления Роскомнадзора по Омской области _.
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) в Омское УФАС России было направлено (вх. N 4595-ЭП/23 от 22.05.2023) обращение заказчика и протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 28.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0152100001323000006 о проведении закупки в форме электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 88 278 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 10.05.2023.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 10.05.2023 следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 2 участника закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям извещения, участник закупки с идентификационным номером 107 (ООО "Галерея Климата") предложившим цену 79891,59 руб. (снижение НМЦК составило 9,5 %) признан победителем.
Информация о процедуре заключения контракта, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
22.05.2023 12:02 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 22.05.2023 |
22.05.2023 12:02 (МСК) |
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 22.05.2023 |
22.05.2023 12:02 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01521000013230000060001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
20.05.2023 00:02 (МСК) |
От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 20.05.2023 |
12.05.2023 11:20 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01521000013230000060001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
12.05.2023 11:20 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Проект контракта" от 12.05.2023 |
12.05.2023 11:20 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 12.05.2023 |
22.05.2023 ООО "Галерея климата" было признано уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день заказчиком на официальном сайте ЕИС и электронной площадке был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей сторон дела, в результате проверки фактов представленной информации на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Галерея климата" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Во исполнение части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе 12.05.2023 заказчиком был сформирован и размещен проект контракта.
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 4 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении закупки в электронной форме: "Размер обеспечения исполнения контракта - 5,00 %"
Также извещением предусмотрена возможность предоставления независимой гарантии или внесение денежных средств на счет заказчика, или предоставление информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающих исполнение поставщиком (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).
Комиссией установлено, что в нарушение требований части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе ООО "Галерея климата" в сроки, регламентированные указанной нормой (по 19.05.2023 включительно), не подписало проект контракта и не разместило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, следует, что протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта был сформирован и размещен заказчиком 22.05.2023 в 12:02 час. (МСК).
Омским УФАС России 23.05.2023 (исх. N ТШ/3192/23) в адрес общества направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 26.05.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 29.05.2023 в 11 час. 20 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом были представлены письменные возражения о том, что общество пропустило сроки подписания контракта "_Поясняем, что 15 мая 2023 года в офисе ООО "Галерея климата", расположенном по адресу: г. Омск, ул. Декабристов, д. 45, офис 221Б, вышел из строя персональный компьютер, который был настроен специалистами для использования на электронных площадках, а также на котором были установлены необходимые плагины и специальный криптодрайвер КриптоПро, для работы с усиленной электронной подписью.
15 мая 2023 года сотрудниками ООО "Галерея климата" данный персональный компьютер был передан в ООО "НТ-Сервис" (ИНН 5504101279) для проведения ремонта. Данный факт подтверждается Договором N103 от 15.05.2023 г. На оказание услуг по бытовому обслуживанию (Приложение N1).
19 мая 2023 года представители ООО "НТ-Сервис" сообщили нам, что ремонт затянется ещё на несколько дней.
В связи с этим, 19 мая 2023 г. сотрудники ООО "Галерея климата", находясь в офисе, попытались установить необходимое программное обеспечение на другой персональный компьютер, для получения доступа к веб-сайту электронной торговой
площадки АО "Сбербанк-АСТ". Эти действия были предприняты, чтобы успеть подписать контракт на электронной торговой площадке, срок подписания которого заканчивался 19 мая 2023 г. в 23 ч. 59 мин.
Однако, 19 мая 2023 года в 17 ч. 30 мин. в помещении офиса ООО "Галерея климата" отключилось электропитание. Арендодатель сообщил, что, в связи с производимым ремонтом вводных линий электроснабжения, электричества в этот вечер уже не будет. Данный факт подтверждается запросом ООО "Галерея климата" и информационным письмом от ЗАО "Сибирячка" в адрес ООО "Галерея климата" от 25 мая 2023 года (Приложение N 2, 3). Факт аренды офисного помещения N 221Б, по адресу: г. Омск, ул. Декабристов, 45 подтверждается Договором субаренды помещения от 01.09.2017 г. (Приложение N 4).
19 мая Управление Роскомнадзора по Омской области работало до 15 ч. 45 мин., в связи с чем, оперативно решить проблему не представлялось возможным. 20 и 21 мая были выходными днями.
22 мая сотрудниками ООО "Галерея климата" был восстановлен доступ к электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ", где в личном кабинете мы обнаружили проект контракта между Управлением Роскомнадзора по Омской области и Обществом с ограниченной ответственностью "М-групп сервис" на поставку металлических стеллажей (Приложение N5,6).
Параллельно мы связались, посредством мобильной связи, с начальником отдела организационной, финансовой, правовой работы и кадров Управления Роскомнадзора по Омской области (+7-904-586-99-26) и с Руководителем Управления Роскомнадзора по Омской области (+7-983-620-01-38) для того, чтобы объяснить причины пропущенного срока подписания контракта, сообщить о чужом проекте контракта на электронной торговой площадке и узнать о возможности направления протокола разногласий, в связи с ошибкой Заказчика в части пп. "а", п. 1, ч. 2, ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Факт телефонных разговоров подтверждается детализацией абонентского номера (+7-913-972-69-07) Технического директора ООО "Галерея климата" Шемяхина А.Ю. (Приложение N 7).
Иными словами, если бы у ООО "Галерея климата" была техническая возможность и доступ к электронной торговой площадке 19 мая (в последний день срока подписания), мы бы не смогли подписать контракт, поскольку проект контракта на площадке был в отношении совершенно другого объекта закупки с другим поставщиком (ООО "М-групп сервис"). Как следствие, согласно пп." а", п. 2 ч. 3, ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ООО "Галерея климата" было обязано направить протокол разногласий, что фактически привело бы к тому, что у нас появилось, как минимум, три дня для подписания контракта Организация ООО "Галерея климата" существует с 2006 года и неоднократно участвовала и выигрывала закупки, объявленные Управлением Роскомнадзора по Омской области на поставку, монтаж и обслуживание климатического оборудования. Данный факт подтверждается: Договором N02-16 от 22.04.2020 г., Договором N 653 от 09.2020 г., Договором N02-34 от 17.12.2021 г., Договором от 12.2021 г., Актом выполненных работ N14 от 24.04.2023 г. (Приложение N 8).
В случае победы в закупках, компания ООО "Галерея климата" всегда соблюдала требования Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также выполняла все обязательства по договорам в срок и без замечаний.
В соответствии с вышеизложенным, ООО "Г алерея климата" настаивает на своей добросовестности и сообщает, что не имело никакого умысла в части уклонения от заключения контракта, а наоборот намеревалось направить протокол разногласий в связи с допущенной ошибкой заказчика, но не имело технической возможности по объективным причинам".
В подтверждение изложенных в пояснениях фактов приложены копии:
- документы, подтверждающие отсутствие технической возможности - "выхода из строя персонального компьютера", отключения электроэнергии: копия договора N 103 от 15.05.2023 на оказание услуг по бытовому обслуживанию, заключенному между обществом и ООО "НТ-Сервис" (ИНН 5504101279), согласно которому последний принял и провел диагностику устройства - системного блока Intel Core i5 4460; запрос общества (исх. N 7 от 22.05.2023) ЗАО "Сибирячка" (субарендатор помещения в котором размещен офис ООО "Галерея климата), копия договора субаренды от 01.09.2017, ответ от 25.05.2023 ЗАО "Сибирячка", в котором последний подтверждает прекращение подачи электроэнергии с 17:30 до 23:00 в помещении 221 Б бизнес-центра "На декабристов", расположенном по адресу: г. Омск, ул. Декабристов, 45;
- транзакций от 25.05.2023;
- договоров (N02-16 от 22.04.2020, N 653 от 09.2020, N02-34 от 17.12.2021), подтверждающих информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных с заказчиками, и подтверждающих исполнение обществом (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).
Доказательств возникновения у общества каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших подписанию проекта контракта, возникших вследствие именно непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Омское УФАС России не представлено.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленный частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе процессуальный срок, предпринимателем проект контракта не подписан.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Непредоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта и неподписание проекта контракта в срок (каждое из указанных обстоятельств является самостоятельным основанием для включения в реестр), свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
К приведенному обществом доводу о не подписании контракта в регламентированный срок (по 19.05.2023 включительно) по техническим причинам "выхода из строя персонального компьютера", отсутствия электроэнергии Комиссия относится критично, поскольку являясь профессиональным участником контрактной системы (согласно представленной в материалы дела информации об исполненных обществом контрактах (N02-16 от 22.04.2020, N 653 от 09.2020, N02-34 от 17.12.2021), ООО "Галерея климата" не только имело возможность учитывать специфику заключения контракта на электронной площадке, но и обязано было принять меры, направленные на обеспечение возможности подписания в установленные сроки контракта.
Доказательства, представленные в материалы дела в виде копий договора N 103 от 15.05.2023 на оказание услуг по бытовому обслуживанию (диагностики устройства - системного блока Intel Core i5 4460); запроса общества субарендатору помещения, в котором расположен офис ООО "Галерея климата" (помещение 221 Б бизнес-центра "На декабристов", в г. Омске по ул. Декабристов, 45), договора субаренды от 01.09.2017, ответ от 25.05.2023 ЗАО "Сибирячка", в котором последний подтверждает прекращение подачи электроэнергии с 17:30 до 23:00 19.05.2023 не подтверждают факт отсутствия как таковой технической возможности подписания контракта, в связи с чем данное обстоятельство не может являться исключающим обстоятельством (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2022 N Ф05-14770/2022 по делу N А40-199878/2021, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.06.2022 N Ф04-2785/2022 по делу N А70-15899/2021, Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2022 N 305-ЭС22-21587 по делу N А40-199878/2021).
По мнению Комиссии, организация обществом своей работы, при которой заключение контракта и представление обеспечения в установленный срок зависело от технической возможности (поломки компьютера, отсутствия электроэнергии) не может рассматриваться как обеспечение участником закупки соблюдения соответствующих норм и правил и принятие обществом мер для его заключения.
По мнению Комиссии обеспечение технической возможности подписания контракта с другого компьютера фактически осуществимо; с этой целью необходимо установить на компьютере уже имеющиеся у участника закупки сертификат ключа проверки электронной подписи и программу криптографической защиты информации, что не требует длительных временных затрат. Отсутствие же такой возможности является риском самого хозяйствующего субъекта, который не посчитал необходимым заблаговременно предусмотреть возможность осуществления соответствующих действий в рамках процедуры заключения государственного контракта с использованием иного оборудования, а равно вопросом о наличии нескольких ключей электронной цифровой подписи или возможностью осуществления таких действий не одним, а несколькими должностными лицами общества.
Указанное свидетельствует о небрежности общества, доказательств того, что невыполнение законной обязанности было обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы, в материалы дела не представлено, пояснений доводов в указанной части обществом также не заявлялось.
При этом Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку иным обстоятельствам, связанным с расторжением договора.
Комиссией при осуществлении внеплановой проверки в рамках рассмотрения настоящих сведений были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Установлено, что заказчиком в нарушение части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона (заказчиком на официальном сайте ЕИС был размещен проект контракта N 0152100001323000009-1, предметом которого являлась поставка стеллажей металлических (идентификационный код закупки 231550308220055060100100240013101244) от 23.05.2023, поставщик ООО "М-групп сервис".
На заседании комиссии заказчиком были даны пояснения о том, что размещенный 12.05.2023 контракт не имел отношения к закупке с извещением N 0152100001323000006 и направлен поставщику ошибочно. Протокол разногласий в адрес заказчика от ООО "Галерея климата" не был направлен.
Указанное свидетельствует о нарушении заказчиком части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
С учетом допущенных заказчиком нарушений закона, на основании пункта 14 Правил сведения в отношении ООО "Галерея климата" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Галерея климата" (ИНН 5504119660, КПП 550401001);
- о генеральном директоре, участнике (размер дли 100 %) общества с ограниченной ответственностью "Галерея климата" Шемяхиной Галине Викторовне (ИНН 550201164389).
2. Признать в действиях Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области нарушение части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
_.
_..
__
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 мая 2023 г. N 055/10/104-614/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023