Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_.,
_.,
_.
рассмотрев представленное Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заказчик) обращение о включении информации в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) об индивидуальном предпринимателе Демченко Владимире Александровиче (далее также ИП Демченко В.А., предприниматель, победитель) в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по благоустройству общественной территории "Квартет" по ул. Ленина,36А в с. Одесском Омской области (Реестровый номер 23.33.0672) (извещение N 0152200004723000624) (далее - электронный аукцион, контракт), размещенного Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи:
представителя уполномоченного органа _.
главы Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области _.
индивидуального предпринимателя _.
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) в Омское УФАС России было направлено (вх. N 4602-ЭП/23 от 22.05.2023) обращение заказчика и протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 28.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004723000624 о проведении закупки в форме электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 1 970 979,59 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 12.05.2023.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.05.2023 следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 2 участника закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям извещения, участник закупки с идентификационным номером 115 (ИП Демченко В.А.), предложивший цену 1 961 124,69 000 руб. (снижение НМЦК составило 0,5 %), признан победителем.
Информация о процедуре заключения контракта, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
22.05.2023 13:25 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 22.05.2023 |
22.05.2023 13:25 (МСК) |
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 22.05.2023 |
22.05.2023 13:25 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01522000047230006240001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
20.05.2023 00:02 (МСК) |
От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 20.05.2023 |
18.05.2023 07:56 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Доработанный проект контракта" от 18.05.2023 |
18.05.2023 07:56 (МСК+3) |
Размещен документ "Доработанный проект контракта" от 18.05.2023 |
18.05.2023 07:32 (МСК) |
От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Протокол разногласий" от 18.05.2023 |
16.05.2023 14:10 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 16.05.2023 |
16.05.2023 14:10 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01522000047230006240001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
16.05.2023 14:10 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Проект контракта" от 16.05.2023 |
22.05.2023 ИП Демченко В.А. был признано уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день заказчиком на официальном сайте ЕИС и электронной площадке был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей сторон дела, в результате проверки фактов представленной информации на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Демченко Владимире Александровиче не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Во исполнение части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе 12.05.2023 заказчиком был сформирован и размещен проект контракта.
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 4 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно извещению о проведении закупки в электронной форме: "Размер обеспечения исполнения контракта - 19709,80 Российский рубль"
Также извещением предусмотрена возможность предоставления независимой гарантии или внесение денежных средств на счет заказчика, или предоставление информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающих исполнение поставщиком (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Комиссией установлено, что в сроки, регламентированные частями 3 и 4 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, ИП Демченко В.А. представил 18.05.2023 в 07:32 час. (МСК) протокол разногласий, заказчиком 18.05.2023 в 07:56 час. (МСК+3) был направлен победителю доработанный проект контракта.
В нарушение требований части 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе победителем в сроки, регламентированные указанной нормой (по 19.05.2023 включительно), не был подписан проект контракта и не размещен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, следует, что протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта был сформирован и размещен заказчиком 22.05.2023 в 13:25 час. (МСК).
Омским УФАС России 23.05.2023 (исх. N ТШ/3197/23) в адрес предпринимателя направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 26.05.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 29.05.2023 в 15 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом были представлены письменные возражения о том, что предприниматель пропустил сроки подписания контракта "_ Изучив проект контракта 18 мая 2023 года мною был подготовлен перечень исполненных контрактов в подтверждение добросовестности 3552600504022000003, 3552600504022000004, 3552600504022000002, а также сформирован и направлен заказчику протокол разногласий, который заказчик отработал в этот же день и вновь направил мне кон тракт на подписание. К сожалению 19 мая 2023 года плановое подписание не состоялось из-за полного отключения электроэнергии в офисном здании, расположенном по адресу: Омская область.Одесский район, с.Одесское.ул.Полевая. 15/V ИГ1 Демченко В.А. не имел намерений уклониться от подписания контракта, заверяет Вас о твердом намерении и готовности заключить и исполнить в срок муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству общественной территории "Квартет" но уя.Ленина.36А.
ИП Демченко В.А. осуществляет деятельность с 2007 года, за данный период было добросовестно исполнено более 70 контрактов по результатам конкурентных процедур".
В подтверждение изложенных в пояснениях фактов приложены копии:
- справка, выданная ИП Калюк В.Н. (исх. N 7 от 22.05.2023), в подтверждение отсутствия технической возможности - отключения электроэнергии в здании, расположенном по адресу: с. Одесское Одесского района Омской области, ул. Полевая, 15 А.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).
Доказательств возникновения у предпринимателя каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших подписанию проекта контракта, возникших вследствие именно непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Омское УФАС России не представлено.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленный частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе процессуальный срок, предпринимателем проект контракта не подписан.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Непредоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта и неподписание проекта контракта в срок (каждое из указанных обстоятельств является самостоятельным основанием для включения в реестр), свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
К приведенному предпринимателем доводу о не подписании контракта в регламентированный срок (по 19.05.2023 включительно) по техническим причинам (отсутствия электроэнергии) Комиссия относится критически, поскольку, являясь профессиональным участником контрактной системы (согласно представленной в материалы дела информации об исполненных предпринимателем контрактах с реестровыми номерами 3552600504022000003, 3552600504022000004, 3552600504022000002, ИП Демченко В.А. не только имел возможность учитывать специфику заключения контракта на электронной площадке, но и обязан был принять меры, направленные на обеспечение возможности подписания в установленные сроки контракта.
Доказательства, представленные в материалы дела в виде справки (исх. N7 от 22.05.2023), выданной ИП Калюк В.Н. об отсутствии электроэнергии 19.05.2023 в здании, расположенном по адресу: с. Одесское Одесского района Омской области, ул. Полевая, 15 А не подтверждает факт отсутствия как таковой технической возможности подписания контракта, в связи с чем данное обстоятельство не может являться исключающим обстоятельством (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2022 N Ф05-14770/2022 по делу N А40-199878/2021, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.06.2022 N Ф04-2785/2022 по делу N А70-15899/2021, Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2022 N 305-ЭС22-21587 по делу N А40-199878/2021).
По мнению Комиссии, организация обществом своей работы, при которой заключение контракта и представление обеспечения в установленный срок зависело от технической возможности (отсутствия электроэнергии) не может рассматриваться как обеспечение участником закупки соблюдения соответствующих норм и правил и принятие обществом мер для его заключения.
Указанное свидетельствует о небрежности предпринимателя, доказательств того, что невыполнение законной обязанности было обусловлено невозможностью переноса компьютера в другое здание, отсутствием электроэнергии во всем поселке в материалы дела не представлено, пояснений в указанной части предпринимателем также не представлено.
При этом Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку иным обстоятельствам, связанным с расторжением договора.
3. Комиссией при осуществлении внеплановой проверки в рамках рассмотрения настоящего обращения были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика, а именно:
3.1. Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Установлено, что заказчиком в нарушение части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе на официальном сайте ЕИС 18.05.2023 был размещен проект контракта (доработанный), не соответствующий требованиям извещения N 015230000580000002.
На заседании комиссии заказчиком были даны пояснения о том, что протокол разногласий был размещен победителем по его просьбе, поскольку заказчик ошибочно полагал, что в проекте контракта, первоначально направленном победителю 16.05.2023, был неверно указан срок выполнения работ "10 июля 2023 года" (пункт 1.4), фактически же этот срок полностью соответствовал условиям проекта контракта, изначально размещенного в составе извещения о закупке. Неверный срок выполнения работ "10 августа 2023 года" был указан заказчиком в доработанном проекте контракта, направленном победителю 18.05.2023.
Указанное свидетельствует о нарушении заказчиком части 1 статьи 34, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
3.2. В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В электронном документе "Требование к техническим и качественным характеристикам оборудования, материалов, требования к установке оборудования" (приложение N 2 к проекту контракта), размещенном в составе извещения об осуществлении закупки, были установлены требования к оборудованию "Скамья радиусная 650х2850х880", "Скамья 1500х400х510", "Урна 680х420х420" с указанием номера по каталогу конкретного производителя "ООО ЮМАГС ул. Петра Некрасова, 3 тел. 89131499530".
Таким образом, описание объекта закупки, представленное заказчиком (извещение N 0152200004723000624), нарушало императивные требования части 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
С учетом допущенных заказчиком нарушений, на основании пункта 14 Правил сведения в отношении индивидуального предпринимателя Демченко Александра Владимировича не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об индивидуальном предпринимателе Демченко Владимире Александровиче (ИНН 552601142802)
2. Признать в действиях Администрации Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области нарушения части 3 статьи 33, части 1 статьи 34, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
_..
_.
_..
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 мая 2023 г. N 055/10/104-615/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2023