Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__" - заместитель руководителя;
члены Комиссии: "__" - специалист-эксперт отдела контроля закупок, "__"- специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ИП "__" (ИНН 182701215298) в связи с уклонением участник закупки от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона по поставке расходных материалов (номер извещения в ЕИС - 0813500000123006826, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя заказчика - БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" (далее - Заказчик): "__" (доверенность N17 от 17.03.2023),
в отсутствии:
ИП "__" (далее - Поставщик), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела;
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
05.05.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона по поставке расходных материалов.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 9 990 000,00 рублей.
15.05.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2023 NИЭА1, победителем признана ИП "__"
Протоколом от 26.05.2023 NППУ20_1 ИП "__"признана уклонившейся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пояснениям Поставщика, 18.05.2023 Заказчиком был размещен контракт для подписания его Поставщиком. В соответствии с п. 1-2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ победитель должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, но не менее чем десять процентов от начальной цены контракта или цены заключаемого контракта. Однако, в связи с получением писем от производителя товара наблюдаются перебои в поставках иностранной продукции, а также задержка в поставке товаров, в связи с обновлением международных логистических процессов. Таким образом целесообразность подписания контракта ставится под вопрос.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет следующее действие: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
При проведении Аукциона начальная цена контракта была установлена в размере 9 990 000,00 рублей, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 2 209 194, 59 рублей, предложение победителя ИП "__" составило 1 557 482,36 рублей, процент снижения составил 29,5 %.
18.05.2023 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта, следовательно, в срок не позднее 25.05.2023 ИП должен был подписать проект контракта, а также внести обеспечение исполнения контракта. В установленный срок Поставщик проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не внес.
18.05.2023 Поставщиком было получено письмо от официального дистрибьютора ООО "СМТ СНГ" о неопределенной задержке в доставке стентов для коронопластики Supraflex Cruz, а также баллонных катетеров для коронопластики Wilma на территорию РФ.
19.05.2023 ИП "__" в адрес ООО "СМТ СНГ" было направлено письмо-запрос для выяснения перспективы поставки.
22.05.2023 в ответ на письмо от 19.05.2023 ООО "СМТ СНГ" сообщает, что продукция ожидается в течение 30-60 дней, в настоящее время наличие изделий в России составляет менее 100 штук.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Поставщика, выразившаяся в следующем:
- Поставщик не подписал проект контракта в установленный срок (25.05.2023), а также не предоставил обеспечение исполнения контракта (в виде платежного поручения или банковской гарантии);
- Подавая соответствующую заявку на участие в закупке, Поставщик должен был убедиться в возможности поставить товар по контракту, то есть до момента признания его победителем осуществить действия, направленные на подготовку к исполнению контракта. Исходя из представленной переписки, Индивидуальный предприниматель заблаговременно запросы поставщикам не отправлял, переписку не вел, и лишь в момент направления ему проекта контракта (18.05.2023) начал вести переписку с поставщиком о возможности поставки товара, что не может рассматриваться Комиссией антимонопольного органа как добросовестное поведение Поставщика.
- согласно проведенному анализу, в рамках рассмотрения настоящего дела, комиссией были проанализированы сведения с сайта Росздравнадзор, согласно которым производителями стентов для коронарных артерий являются 90 организаций, из которых 9 производителей из России, 4 из Китая, 2 из Индии, 1 из Беларуси, 3 из Турции. Таким образом, осуществить поставку стентов для коронарных артерий представлялось возможным и у других производителей, в том числе у отечественных.
Вместе с тем, Поставщик не представил на момент рассмотрения настоящего дела достаточных доказательств, подтверждающих объективную невозможность либо наличие препятствий для подписания контракта в срок.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ИП "__"., так как Поставщиком не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности Поставщик должен был совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП "__". в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП "__" (ИНН 182701215298) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона по поставке расходных материалов (номер извещения в ЕИС - 0813500000123006826), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП "__" (ИНН 182701215298) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
26.05.23 |
31.05.23 |
29.05.23 |
0 |
29.05.23 |
05.06.23 |
31.05.23 |
0 |
05.06.23 |
02.06.23 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "__"
___________ "__" ___________ "__" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 31 мая 2023 г. N 018/06/104-408/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2023