Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России), рассмотрев обращение Администрации Находкинского городского округа о включении сведений об ООО "Архибат" в реестр недобросовестных поставщиков
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступило обращение Администрации Находкинского городского округа о включении сведений об ООО "Архибат" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной и рабочей документации на объект "Строительство детского сада на 240 мест в г. Находка" (извещение N 0120300010219000208).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения Общества, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0120300010219000208 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной и рабочей документации на объект "Строительство детского сада на 240 мест в г. Находка".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.07.2019 N 0120300010219000208-3 победителем признано ООО "Архибат".
24.12.2019 между Администрацией Находкинского городского округа и ООО "Архибат" (далее - Подрядчик) был заключен государственный контракт N 01203000102190002080001 на выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной и рабочей документации на объект "Строительство детского сада на 240 мест в г. Находка" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной и рабочей документации на объект "Строительство детского сада на 240 мест в г. Находка" (далее - соответственно, Работы, Инженерные изыскания, Проектная документация, Объект), передать в соответствии с Контрактом Заказчику результаты указанных Работ.
В соответствии с пунктом 2.2 Контракта, сроки разработки программы Инженерных изысканий, начала выполнения Инженерных изысканий, подготовки Проектной документации, окончания выполнения Инженерных изысканий, подготовки Проектной документации, получения заключения государственной экспертизы результатов Инженерных изысканий, Проектной документации, рабочей документации определены графиком выполнения Работ (Приложение N 3 к Контракту) (далее - График выполнения Работ).
В силу пункта 49 задания на проектирование (приложение N 1 к контракту), сроки выполнения работ по контракту составляют 80 календарных дней с момента заключения контракта (без учета прохождения государственной экспертизы) в соответствии с графиком.
За нарушение Графика исполнения контракта подрядчик несет ответственность перед заказчиком, если не докажет, что допущенные нарушения обусловлены действиями (бездействием) заказчика (пункт 2.4 контракта).
Последние исходные данные, обязанность предоставления которых лежит на заказчике, а именно: градостроительный план земельного участка с кадастровым N 25:31:010404:8496 был направлен в адрес ООО "Архибат" 14.05.2021.
Между тем, 80-дневный срок исполнения контракта истек, а результат работ в адрес заказчика по настоящее время не сдан.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.11 Контракта, Заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по Контракту в случае существенного нарушения Подрядчиком срока (более чем на 1/3 (одну треть) срока) окончания выполнения Работ, предусмотренного Контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
10.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
22.05.2023 - дата расторжения контракта.
В соответствии ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Согласно письменным пояснениям ООО "Архибат", в соответствии с п.1.2.3. Контракта, работы подрядчик должен производить на земельном участке с кадастровым номером 25:31:010404:7865. Проектная документация была направлена в адрес Заказчика письмом исх. N 264 от 15.10.2019 г. (71 календарный день).
30.01.2020 г. КГАУ "Примгоэкспертиза" было выдано отрицательное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий N 25- 1-2-3-001890-2020.
Ряд замечаний невозможно было устранить без изменения исходных данных, выданных заказчиком для выполнения работ по причинам, не зависящим от подрядчика. По замечаниям эксперта-геолога необходимо было перебурить скважины, каждую сделать 20 м глубиной и произвести геофизические изыскания (микросейсм районирование территории).
При этом, замечания экспертной организации требовали полного перепроектирования, снижения этажности, увеличения габаритов здания (габариты были прописаны в ТЗ), антисейсмических мероприятий по конструктиву здания и сетям.
С учетом уже имеющейся нехватки площади участка для размещения объекта на выделенном участке, потребовалось выделения участка большей площади. Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика о том, что ему необходимо принять решение о выделении дополнительного либо иного земельного участка, необходимого для надлежащего исполнения подрядчиком принятых на себя обязательств по контракту, а также о необходимости согласования дополнительных работ (письма N 74 от 23.03.2020 г., N 120 от 25.05.2020 г., N 152 от 17.06.2020 г., N 187 от 27.07.2020 г.)
Земельный участок, указанный в Контракте, был заменен Заказчиком на земельный участок с кадастровым номером 25:31:010404:8063. Градостроительный план земельного участка был направлен Заказчиком в адрес Подрядчика 01.06.2020 г. (письмо исх. N 29-12-355).
Вместе с тем, 11.08.2020 г. Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что Подрядчиком нарушен срок окончания выполнения работ, а Заказчиком утрачен интерес в получении результата работ.
При этом, 20.08.2020 г. в адрес Заказчика повторно была направлена проектная документация.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.11.2020 г. по делу N A51-16268/2020, решение от 11.08.2020 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта было признано недействительным.
Выполнение работ по Контракту было возобновлено Подрядчиком.
12.05.2021 г. Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо о предоставлении актуальных исходных данных, а именно: утвержденной градостроительной документации, проекта межевания и планировки территории, градостроительного плана участка, актуальных технических условий на подключение к сетям, а также подтверждение заинтересованности в получении результата исполнения муниципального контракта.
Однако, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 25:31:010404:8063 по своим технически характеристикам был не пригоден для размещения объекта, он был заменен на земельный участок с кадастровым номером 25:31:010404:8496, Градостроительный план земельного участка был направлен Заказчиком в адрес Подрядчика письмом за 14.05.2021 г.
Подрядчиком для выполнения работ по Контракту, а также согласования технического задания, в адрес Заказчика направлялись письма исх. N 295 от 17.08.2021 г., N 298 от 18.08.2021 г., N 401 от 02.11.2021 г.
Также, в адрес Заказчика было направлено Письмо исх. N 83 от 06.04.2022 г., о том, что 06.04.2022 г. от КГАУ "Примгоэкспертиза" был получен отказ в приемке разработанной проектной документации (Решение об оставлении без рассмотрения по 00215-22_Г25-0006664 от 05.04.2022), в том числе на основании того, что актуальное техническое задание к Контракту не утверждено.
11.04.2022 г. Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено письмо о согласовании актуальной редакции технического задания.
12.11.2022 г. и 31.12.2022 г. Подрядчиком в КГАУ "Примгоэкспертиза" направлялась проектная документация, но учреждением выносились решения об отказе в принятии проектной документации, так как в том числе, не было предоставлено актуальное техническое задание к Контракту.
Подрядчиком было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 25:31:010404:8496 полностью находится в границах зоны сильного подтопления. В адрес Заказчика было направлено письмо исх. N 36 от 09.03.2023 г., о том, что земельный участок находится в зоне слабых и непригодных грунтов для размещения предложенного по контракту типового проекта детского сада на 240 мест, а именно наличие торфа, илов, дает прирост одного бала в сейсмике, что подтверждается результатами исследования и микросейсм районированием площадки. При этом, отдельного проекта инженерной подготовки участка не существует и не представлено Заказчиком.
КГАУ "Примгосэкспертиза" согласилось с доводами Подрядчика и также отметило то, что земельный участок с кадастровым номером 25:31:010404:8496, полностью расположен в зоне сильного подтопления (заболоченная местность), в связи с чем, требуются меры инженерной защиты (замена непригодного грунта общим количеством 37351,5 куб. м, устройство насыпи объемом 70688,42 куб. м, устройство ливневой канализации), при этом данный перечень не является исчерпывающим.
Выполнение мероприятий по инженерной защите территории возможно по проекту, предусмотренному отдельным контрактом. Проект инженерной защиты должен быть выполнен до начала разработки проектной документации детского сада специалистами, имеющими опыт в проектировании мероприятий по осушению заболоченных территорий, за счет специально предусмотренных средств. Копия данного письма была направлена Заказчику.
Таким образом, Заказчик на момент вынесения решения знал, о том, что Контракт не может быть исполнен по причинам, не зависящим от Подрядчика.
Необходимо отметить, что Подрядчик не принимал участия в выборе земельного участка, предусмотренного Контрактом, с целью замены для проектирования.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Архибат" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 26 мая 2023 г. N 25-124/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2023