Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии:
от Заявителя - представителей п доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "ПКФ "КОМЕТА" на действия Комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку медицинских изделий (монитора витальных функций пациента (электрокардиограммы, артериального давления, частоты дыхания, температуры, газового состава крови)), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", начальная (максимальная) цена контракта - 1 477 466,66 рублей (извещение N 0190200000323005358), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок.
Заявитель считает, что действия Комиссии по осуществлению закупок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган, Заказчик представили возражения в которых сообщили, что при проведении Аукциона, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки, прилагаемым к извещению документам, протоколам, составленным при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 28.04.2023 11:49;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 16.05.2023 08:00;
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 16.05.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 18.05.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Комиссии по осуществлению закупок неправильно применила положения Постановления Правительства N 878 в связи с чем неправомерно отклонила заявку Заявителя и признала победителем ООО "Южно-Уральский центр снабжения".
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения, из которых следует, что в ходе анализа заявок на участие в указанной закупки было установлено, что заявка участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральский центр снабжения", содержит предложение о поставке товара страной происхождения которого является Россия, а также указание на номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции РЭ-1339/21, что соответствует требованиям извещения, которое предусматривает указание (декларирование) в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация номеров реестровых записей из государственной информационной системы Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг) - реестра промышленной продукции.
Кроме того, согласно подпункту в) пункта 10 Правил формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 (далее - Правила) принимает решение об исключении радиоэлектронной продукции из реестра в том числе, в случае истечения срока действия заключения о подтверждении производства.
Обращают внимание, что до настоящего времени Минпромторгом не создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции, который будет объединен с реестром российской промышленной продукции. И на момент рассмотрения комиссией по осуществлению закупок информационный ресурс Минпромторга - реестр промышленной продукции по своим техническим возможностям не соответствовал положениям постановления Правительства РФ от 27.03.2023 N 486 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", который дополнил постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 пунктами 3(2), 3 (3), подпунктом в) пункта 10 Правил.
По мнению Уполномоченного органа, Заказчика дата, указанная в реестре российской промышленной продукции в отношении записи РЭ-1339/21 не свидетельствует о том, что указанная дата является датой истечения срока действия записи.
При этом заявитель не представил документов и сведений, позволяющих прийти к однозначному выводу о том, что указанная победителем реестровая запись исключена из названного реестра и является недостоверной.
Учитывая изложенное, действия комиссии по осуществлению закупок признавшей заявку соответствующей требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Во исполнение требований статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", (далее - Постановление N 878).
Из абзаца 1, пункта 1 Постановления N 878 следует, что в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр).
Согласно п.2 Постановления N 878, постановлением утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В п.3 Постановления N 878, установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 3(2) Постановления N 878, установлено, что, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением:
подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Согласно п. 3(3) Постановления N 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) настоящего постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что объектом закупки является поставка медицинских изделий (монитора витальных функций пациента (электрокардиограммы, артериального давления, частоты дыхания, температуры, газового состава крови)), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, (код позиции 26.60.12.129-00000217), которые включены в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением N 878. Следовательно, Заказчик обязан применять ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно пп. 9 п. 2 Приложение N 3 к Извещению об осуществлении закупки "Содержание заявки на участие в электронном аукционе" Заказчиком указано, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
Из Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 NИЭА1 следует, что в закупке приняли участие три участника с идентификационными номерами 1,3 и 4.
Согласно протоколу, заявка с идентификационным номером 4 (заявитель) отклонена на основании п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона 44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заявка участника содержит предложение о поставке товара, страна происхождения которого, не является членом Евразийского экономического союза (Китайская Народная Республика).
Изучив заявки участников Комиссия установила, что:
Участник с идентификационным номером 1 (ООО "Южно-Уральский центр снабжения") предлагает к поставке товар "Монитор реанимационный и анестезиологический для контроля ряда физиологических параметров МИТАР-01-"Р-Д" (с принадлежностями)" страна происхождения товара - РФ с указанием на реестровую запись РЭ-1339/21.
Участник с идентификационным номером 3 (ИП Ступин А.С.) предлагает к поставке товар "Монитор прикроватный реаниматолога и анестезиолога переносный МПР6-03-"Тритон" по ТУ 26.60.12-011-32119398-2019" страна происхождения товара - РФ с указанием на реестровую запись РЭ-3509/21.
Участник с идентификационным номером 4 (Заявитель) предлагает к поставке товар "Монитор мульти-параметровый пациента STAR 8000 с принадлежностями вариант исполнения: STAR 8000C" страна происхождения товара - Китайская Народная Республика.
По итогам Победителем электронного аукциона признан участник, с идентификационным номером 1 (ООО "Южно-Уральский центр снабжения").
Согласно данным Реестра российской радиоэлектронной продукции, размещённым на официальном сайте Минпромторга России (https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/), Комиссия установила, что реестровые записи РЭ-1339/21 и РЭ-3509/21 имеют срок действия до 31.03.2023.
Для уточнения срока действия указанной участниками в составе своей заявки реестровой записи сотрудник Управления обратился в Минпромторг России. Представитель Минпромторга России пояснил, что реестровые записи РЭ-1339/21 и РЭ-3509/21 не подтверждают соответствие радиоэлектронной продукции требованиям Постановления N 878 и является недействующей так как срок действия истек 31.03.2023.
Также Комиссия Управления обращает внимание на письмо Минпромторга от 16.02.2023 N 15093/11, согласно которому в карточке промышленной продукции, в разделе "Сертификаты, патенты, знаки качества" указывается присвоенный номер реестровой записи, а также дата окончания срока действия реестровой записи.
В отношении довода Уполномоченного органа о том, что дата, указанная в реестре российской промышленной продукции в отношении записи РЭ-1339/21 не свидетельствует о том, что указанная дата является датой истечения срока действия записи Комиссия сообщает, что функционал единого реестра российской радиоэлектронной продукции позволяет с помощью фильтров определить товар доступный для закупок, осуществляемых для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Комиссией было установлено, что на дату рассмотрения заявок на участие в закупке (протокол подведения итогов от 17.05.2023) реестровые записи РЭ-1339/21 и РЭ-3509/21, которые участники закупки с идентификационными номерами 1 и 3 указали (задекларировали) в составе заявки на участие в закупке, не подтверждает соответствие радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным Постановлением N 898.
Комиссия отмечает, что из письма ФАС РФ от 31.10.2022 N ДФ/99397/22 "О рассмотрении обращения" по вопросу применения постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 898 следует, что в случае отсутствия в заявке участника сведений о действующей реестровой записи, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке продукции, происходящей из иностранных государств.
На основании изложенного заявки с идентификационными номерами 1 и 3 должна была быть признаны комиссией по осуществлению закупок как содержащие предложение о поставке товара, происходящей из иностранных государств, а, следовательно, заявка участника закупки с идентификационным номером 4 (Заявителя) не подлежала отклонению.
Таким образом Комиссией по осуществлению закупок отклонив заявку Заявителя, нарушила подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и пункта 3(3) Постановления Правительства РФ N878, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В целях устранения допущенных нарушений требований Закона о контрактной системе, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России полагает необходимым выдать комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе с учетом настоящего решения и требований действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПКФ "КОМЕТА" на действия Комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку медицинских изделий (монитора витальных функций пациента (электрокардиограммы, артериального давления, частоты дыхания, температуры, газового состава крови)), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", начальная (максимальная) цена контракта - 1 477 466,66 рублей (извещение N 0190200000323005358) обоснованной.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пп. "а" п. 1 ч.5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Уполномоченный орган, Заказчика обеспечить уведомление должностных лиц (членов комиссии по осуществлению закупок) о необходимости представить в срок до 22.06.2023 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначении на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 23.06.2023 в 14 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru)
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 мая 2023 г. N 089/06/49-367/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2023