Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя-начальника аналитического отдела, члены Комиссии -начальник контрольного отдела, А.А. Кириллова, главный специалист-эксперт, Н.А. Ворсина, главный специалист-эксперт, О.П. Чупрунова, рассмотрев обращение заказчика КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница N20 им. И.С. Берзона" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Сибирский центр новых технологий" (ИНН 5402533576) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-9875/22 "Поставка с доставкой средства дезинфицирующего с моющим эффектом для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона", извещение N 0119200000122008801, идентификационный код закупки 222246201142724620100102750022020244, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ООО "Сибирский центр новых технологий" (ИНН 5402533576) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-9875/22 "Поставка с доставкой средства дезинфицирующего с моющим эффектом для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона".
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Красноярским УФАС России по электронной адресам почты заказчика и ООО "СЦНТ" (далее -поставщик), указанным в контракте, размещенном в ЕИС, было направлено уведомление о рассмотрении обращения N РНП N 024/10/104-1530/2023, в котором содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения заказчика о включении ООО "СЦНТ" в реестр недобросовестных поставщиков, состоявшемся 05 июня 2023 года, присутствовали представитель поставщика (по средством видеоконференцсвязи) и представитель заказчика, должным образом подтвердившие свои полномочия.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе), Комиссия установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона ЭА-N-9875/22 "Поставка с доставкой средства дезинфицирующего с моющим эффектом для КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона".
22.08.2022 между КГБУЗ "КМКБ N 20 им. И.С. Берзона" и ООО "СЦНТ" (далее -поставщик) заключён контракт N 01192000001220088010001 на поставку с доставкой средства дезинфицирующего с моющим эффектом, по которому поставщик обязался осуществить поставку товара в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту).
Согласно спецификации (приложение N 1 к контракту) поставщик обязался поставить товар: средство дезинфицирующее SanProfioksi, форма выпуска порошок, содержание надуксусной кислоты в 1 % растворе - не менее 0,55%, не более 0,65%.
Исходя из пункта 6.1 контракта, приемка поставленного товара (в том числе проведение экспертизы и оформление результатов приемки) осуществляется в течение 5 рабочих дней с момента его передачи заказчику в месте доставки.
ООО "СЦНТ" 29.08.2022 по товарной накладной N 53 от 24.08.2022 осуществлена поставка товара (1 этап), 13.09.2022, поставщик по товарной накладной N 54 от 07.09.2022 г. осуществил поставку товара (2 этап) заказчику в соответствии с графиком поставок.
Однако заказчик отказался принимать товар, так как он не соответствовал требованиям спецификации к контракту по параметру "содержание надуксусной кислоты".
Общество не согласилось с отказом заказчика от приемки товара, дополнительно сообщив, что изменена инструкция на поставляемый им товар, в части отсутствия указания на параметр "содержание надуксусной кислоты".
После этого ООО "СЦНТ" произвело еще одну поставку товара.
Заказчиком проведена экспертиза поставленного обществом товара и получено заключение специалиста от 05.12.2022 N 026094/4/77001/462022/И-16802, согласно которому в образцах дезинфицирующего средства установлено: в образце N 1 (1 партия) - 2% раствор содержит 0,57 % надуксусной кислоты; 1% раствор содержит 0,29 % надуксусной кислоты; в образце N 2 (2 партия) - 2% раствор содержит 0,41 % надуксусной кислоты; 1% раствор содержит 0,21 % надуксусной кислоты.
Ввиду того, что указанные показатели надуксусной кислоты не соответствовали тем, что установлены в спецификации к контракту, заказчиком на основании пункта 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, пункта 12.3 контракта, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. В связи с чем, заказчиком направлено обращение о включении сведений об ООО "СЦНТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 18.05.2023. Решение было размещено в ЕИС -18.05.2023 (вкладка на странице контракта в реестре контрактов "Решение об одностороннем отказе"). Решение вступило в законную силу 29.05.2023. Статус контракта переведен заказчиком в "исполнение прекращено" 29.05.2023.
Таким образом, процедура расторжения контракта в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком соблюдена.
При вынесении настоящего решения Комиссия исходила из совокупности следующих фактических обстоятельств.
Во-первых, обществом было осуществлено три поставки товара в установленные контрактом сроки, что свидетельствует о том, что оно не имело намерений уклоняться от исполнения контракта.
Во-вторых, между заказчиком и ООО "СЦНТ" имеется правовой спор относительно соответствия поставленного товара требованиям спецификации к контракту, разрешение которого выходит за рамки полномочий Комиссии Красноярского УФАС России, данный вопрос может быть рассмотрен по существу только судом. При этом тот факт, что суд первой инстанции не поддержал позицию ООО "СЦНТ" относительно обязанности заказчика принять им поставленный товар, не свидетельствует о том, что обществом не предпринимались действия по исполнению контракта.
В-третьих, Комиссией однозначно не установлено, что на рынке имеет товар, соответствующий требованиям заказчика по параметру "содержание надуксусной кислоты в 1 % растворе - не менее 0,55%, не более 0,65%", в отношении которого имеются соответствующие документы, подтверждающие характеристики такого товара.
При этом Комиссия отмечает, что при описании характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика, он должен исходить из анализа рынка, достоверно убедившись, что данный товар (и его эквиваленты) действительно имеется в свободном обороте на территории Российской Федерации, зарегистрированы и имеют официальные документы, содержащие их характеристики. В противном случае, при установлении характеристик товара таким образом, что ни один из товаров им не может соответствовать, условия контракта становятся неисполнимыми для любого хозяйствующего субъекта. Вместе с тем и участник закупки при принятии решения об участии в закупке должен однозначно быть уверен, что его товар в полной мере соответствует требованиям описания объекта закупки, имея официальные документы, подтверждающие такое соответствие.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Учитывая изложенное и наличие неустранимых сомнений относительно недобросовестности в действиях ООО "СЦНТ", Комиссия не усматривает достаточных оснований для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об ООО "СЦНТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии: А.А. Кириллова
Н.А. Ворсина
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 июня 2023 г. N 024/10/104-1530/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2023