Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" (далее - заказчик, БУЗОО "Омская ЦРБ") о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Кальдера" (далее - участник закупки, общество, поставщик, ООО "Кальдера") в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее - реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществления совместной закупки в форме электронного аукциона "Поставка светильника медицинского передвижного (Реестровый номер 231423)" (извещение N 0852500000123001308) (далее - электронный, закупка, контракт), осуществленной казенным учреждением Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение),
в отсутствие представителей заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
общества
уполномоченного учреждения
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) в Омское УФАС России было направлено (вх. N 4923-ЭП/23 от 31.05.2023) соответствующее обращение.
05.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000123001308 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 87 048 руб.
17.05.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому на участие в закупке подано 4 заявки, из них сделано 3 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение (68259,04 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 114232733, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 21,58%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.05.2023 заявки трех участников были отклонены. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 114230686 (ООО "Кальдера") с предложенной ценой контракта 84434,28 руб.
Хронология заключения контракта свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
30.05.2023 18:20 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 30.05.2023 |
30.05.2023 18:20 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 30.05.2023 |
30.05.2023 18:20 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 08525000001230013080002 переведена на этап "Контракт не заключен" |
30.05.2023 00:01 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 22.05.2023 |
22.05.2023 13:29 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 22.05.2023 |
22.05.2023 13:29 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 08525000001230013080002 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
22.05.2023 13:29 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 22.05.2023 |
В регламентированный срок (по 29.05.2023 включительно) участником проект контракта не подписан, обеспечение исполнения контракта не представлено.
30.05.2023 участник закупки признан уклонившимся от заключения контракт, в этот же день протокол размещен на официальном сайте ЕИС.
2. Рассмотрев представленные материалы, в результате проверки на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе представленных документов и информации, Комиссия считает, что информация об ООО "Кальдера" подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1-6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Частями 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Материалами дела установлено, что обществом в регламентированный срок (по 29.05.2023) проект контракта не подписан, обеспечение исполнения контракта не представлено.
30.05.2023 участник закупки признан уклонившимся от заключения контракт, в этот же день протокол размещен (в 21:20 (МСК+3)) на официальном сайте ЕИС.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
30.05.2023 обращение заказчика было направлено в Омское УФАС России (вх. N 4923-ЭП/23 от 31.05.2023).
Согласно пункту 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Омским УФАС России 31.05.2023 в адрес общества было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 05.06.2023 письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 07.06.2023 в 10:00 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом были представлены объяснения (вх. N 5071-ЭП/23 от 05.06.2023), согласно которым участником закупки проект контракта подписан не был, обеспечение исполнения контракта также не было представлено в связи с тем, так как общество ошибочно полагало, что антимонопольным органом приостановлены все действия в отношении рассматриваемой закупки до размещения результатов рассмотрения жалобы.
Поставщиком также представлены счет N 8699 от 31.05.2023, платежное поручение N 369 от 31.05.2023 (представленное в качестве подтверждения предоставления обеспечения исполнения контракта), письмо в адрес заказчика об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта N 13 от 31.05.2023, информация о заключенных контрактах.
Комиссия отмечает, что ссылка общества на приостановление заключения контракта антимонопольным органом является несостоятельной ввиду следующего.
В понимании части 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
При этом на основании части 7 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. При проведении электронных процедур такое приостановление (в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется контрольным органом в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок при размещении информации в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 105 настоящего Федерального закона. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Омским УФАС России 22.05.2023 было приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно в части заключения контракта заказчиком по рассматриваемой закупке в связи с поступлением жалобы N 055/06/106-606/2023 (номер реестровой записи на официальном сайте ЕИС 202300130633000871).
В силу вышеприведенных положений и фактических обстоятельств дела (общество не ссылается на отсутствие возможности подписания проекта контракта, доказательства невозможности такого подписания в материалы дела не представлено), Комиссия констатирует, что возможность подписания проекта контракта обществом, а равно возможность предоставления обеспечения исполнения контракта заблокированы не были.
Иное бы свидетельствовало о нарушении основополагающих принципов контрактной системы, так как создавало бы предпосылки к затягиванию сроков заключения контракта.
Более того, Комиссия учитывает, что приостановление процедуры было отменено 29.05.2023 в 11:21 (МСК+3), то есть в пределах регламентированного частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе срока.
Однако проект контракта в срок по 29.05.2023 включительно обществом подписан не был, обеспечение исполнение контракта не предоставлено.
Представленные участником закупки документы (счет N 8699 от 31.05.2023, платежное поручение N 369 от 31.05.2023 (представленное в качестве подтверждения предоставления обеспечения исполнения контракта), письмо в адрес заказчика об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта N 13 от 31.05.2023) свидетельствуют о том, что обществом предпринимались действия для заключения контракта уже после признания его уклонившимся от заключения контракта, что в силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не является основанием для отказа во включении информации о лице в реестр.
Кроме того, сам по себе счет (особенно без каких-либо подписей сторон) на закупку товара не свидетельствует о том, что этот товар был (будет) оплачен и планировался (планируется) к поставке в рамках рассматриваемой закупки.
Ссылка поставщика на наличие у общества положительного опыта исполнения контрактов, что, по его мнению, подтверждает добросовестность общества, Комиссией также отклоняется, так как наличие такого опыта не свидетельствует о добросовестном поведении лица в рамках данной закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что уклонение общества от заключения контракта обусловлено субъективными причинами - его неосмотрительным поведением и (или) его пренебрежительным отношением к исполнению своих обязанностей, поскольку, принимая участие в закупке, общество обязано было удостовериться в возможности и реальности подписания контракта.
В силу норм действующего законодательства о контрактной системе общество, принимая решение об участии в электронных аукционах и подавая соответствующие заявки на участие, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям законодательства, в том числе, если они привели к невозможности заключения контрактов.
Кроме того, Комиссия отмечает, что рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому общество, принимая решение об участии в закупках, несёт повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
Проявляя заботливость и осмотрительность, какая требуется от победителя в целях надлежащего исполнения требований Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта, ООО "Кальдера" не было принято необходимых мер по соблюдению части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссией также не были выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются основанием для принятия решения контрольным органом в сфере закупок об отказе во включении информации об участнике закупки в Реестр. В частности, участником закупки в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта не были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта.
В материалы дела не было представлено ни одного доказательства, что по 29.05.2023 включительно обществом были предприняты меры, направленные на заключение контракта (например, предоставление обеспечение исполнение контракта, извещение заказчика о причинах нарушения срока подписания проекта контракта).
Комиссия также учитывает значимость объекта закупки (в понимании пункта 8.3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе в рамках данной процедуры заказчиком закупаются медицинские изделия - товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения граждан) неисполнение обществом требований, предусмотренных законом привело к невозможности заключения заказчиком контракта в рамках рассматриваемой закупки, следовательно, потребность заказчика осталась нереализованной.
Установленные обстоятельства, по мнению Комиссии, указывают на недобросовестное поведение ООО "Кальдера", следовательно, информация об обществе подлежит включению в Реестр.
3. В результате проведения в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Комиссией установлено, что рассматриваемая закупка является совместной, то есть помимо БУЗОО "Омская ЦРБ" такая закупка размещена для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Исилькульская центральная районная больница" (далее также БУЗОО "Исилькульская ЦРБ").
Хронология заключения контракта между ООО "Кальдера" и БУЗОО "Исилькульская ЦРБ" свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
31.05.2023 08:21 (МСК+3) |
Размещен документ "Подписанный контракт" от 31.05.2023 |
31.05.2023 08:21 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Подписанный контракт" от 31.05.2023 |
31.05.2023 08:21 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 08525000001230013080001 переведена на этап "Контракт заключен" |
31.05.2023 08:11 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 31.05.2023 |
30.05.2023 00:00 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 22.05.2023 |
22.05.2023 12:26 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 22.05.2023 |
22.05.2023 12:26 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 08525000001230013080001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
22.05.2023 12:26 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 22.05.2023 |
Частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Материалами проверки установлено, что обществом проект контракта в рамках процедуры заключения контракта с БУЗОО "Исилькульская ЦРБ" в регламентированный срок (по 29.05.2023 включительно) также не был подписан, обеспечение исполнение контракта не было предоставлено.
Участник закупки за пределами регламентированного срока 31.05.2023 подписал проект контракта и предоставил обеспечение исполнения контракта.
БУЗОО "Исилькульская ЦРБ" в силу вышеприведенных требований закона должно было признать такого участника уклонившимся от заключения контракта, вместе с тем в нарушение части 1 статьи 34, части 6 статьи 51, части 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заключило с обществом контракт N 231423 от 31.05.2023 (номер реестровой записи 2551400284823000160).
На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104, пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Кальдера" (ИНН 5506033592, КПП 550101001);
- о директоре, участнике общества с ограниченной ответственностью "Кальдера" "_" ИНН "_"
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
30.05.2023 |
31.05.2023 |
30.05.2023 |
0 |
31.05.2023 |
07.06.2023 |
07.06.2023 |
0 |
13.06.2023 |
08.06.2023 |
0 |
0 |
3. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Исилькульская центральная районная больница" нарушение части 1 статьи 34, части 6 статьи 51, части 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
Предписание об устранении нарушений не выдавать в связи с заключением контракта.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 7 июня 2023 г. N 055/10/104-647/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023