На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения государственными заказчиками законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: электронные аукционы на поставку прицепа-цистерны (реестровые NN 0373200018823000068, 0373200018823000069, 0373200018823000071, 0373200018823000072, 0373200018823000073, 0373200018823000075, 0373200018823000082, 0373200018823000095, 0373200018823000096, 0373200018823000097).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
К.А. Щенковой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок;
С.Р. Гаришина - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченных представителей ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО": П.В. Молоковой (доверенность N Д-7-4097/22 от 30.12.2022),ООО "ШОП ТАНКО": М.Ф. Иващенко (доверенность N б/н от 01.03.2023),Р.В. Тюмкина (решение N3 от 30.01.2023), Управы района Беговой города Москвы: Е.Е. Явцевой (доверенность N 02-07-251/3 от 02.06.2023), Управы Войковского района города Москвы: И.Э. Качариной (доверенность N У-1 от 05.06.2023), Управы Дмитровского района города Москвы: Т.В. Клычниковой (доверенность N 52-208/23 от 05.06.2023), Управы района Сокол города Москвы: П.В. Демидова (доверенность N 13-8-40/23 от 05.06.2023), Управы Савеловского района города Москвы: И.В. Коштыревой (доверенность N б/н от 01.06.2023), Управы района Ховрино города Москвы: М.С. Печерина (доверенность N 0506-1 от 05.06.2023), а также в отсутствие представителей Управы района Коптево города Москвы, Управы района Аэропорт города Москвы, Управы Хорошевского района города Москвы, Управы Тимирязевского района города Москвы, уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/21704/23 от 30.05.2023,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России проведена проверка по соблюдению государственными заказчиками законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на поставку прицепа-цистерны (реестровые
NN 0373200018823000068, 0373200018823000069, 0373200018823000071, 0373200018823000072, 0373200018823000073, 0373200018823000075, 0373200018823000082, 0373200018823000095, 0373200018823000096, 0373200018823000097).
1. В составе обращений ООО "ШОП ТАНКО" (далее - Заявитель) оспаривает неправомерное признание заявок ООО "ТЕХЭНЕРГОЭКСПОРТ" соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Обществом поданы в Московское УФАС России жалобы (вх. NN 14157-ЭП/23, 14210-ЭП/23, 14209-ЭП/23, 14206-ЭП/23, 14205-ЭП/23, 14498-ЭП/23, 14208-ЭП/23, 14204-ЭП/23 от 03.03.2023, 14480-ЭП/23, 14457-ЭП/23, 14498-ЭП/23 от 06.03.2023) на действия государственных заказчиков при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку прицепа-цистерны для транспортировки и выдачи питьевой воды для накопления, хранения и использования в рамках ГОиЧС САО г. Москвы для управы Войковского, района города Москвы в 2023 году, прицепа-цистерны для транспортировки и выдачи питьевой воды в Дмитровском районе города Москвы в 2023 году, прицепа-цистерны для транспортировки и выдачи питьевой воды для накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны САО г. Москвы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для управы Тимирязевского, Хорошевского района, района Аэропорт, Ховрино, Сокол, Коптево, Беговой, Савеловского района города Москвы в 2023 году (Закупки NN 0373200018823000071, 0373200018823000082, 0373200018823000096, 0373200018823000097, 0373200018823000075, 0373200018823000073, 0373200018823000095, 0373200018823000072, 0373200018823000068, 0373200018823000069).
В ходе рассмотрения вышеуказанных жалоб Комиссией Управления принято решение по делу 077/06/106-3106/2023 от 10.03.2023, согласно которому Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для признания комиссии Заказчика нарушившей требования Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок ООО "ТЕХЭНЕРГОЭКСПОРТ".
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для повторного рассмотрения вышеуказанного довода.
2. Также в составе обращения Заявитель указывает, что Извещения об осуществлении закупок сформированы в нарушение положений Закона о контрактной системе, в частности требования сформированы таким образом, что закупаемые Заказчиком товары не внесены в реестры, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N616), при этом в Извещениях о проведении закупок установлен запрет, предусмотренный постановлением N616.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Информационных картах установлен запрет в соответствии с постановлением N 616.
Комиссией Управления также установлено, что согласно Информационным картам заявка участника закупок должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).
Согласно п. 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к постановлению N 616 (далее - Перечень).
Согласно п. 6 постановления N 616 в целях реализации постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Пунктом 6 постановления N 616 определено, что в целях реализации настоящего постановления подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции); подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции).
Пунктом 10 постановления N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719.
На заседании Комиссии Управления представитель при формировании спецификаций лотов Заказчиками выбран KПГЗ 01.09.04.01 - ТОВАРЫ/ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ НИХ/АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА НЕСАМОХОДНЫЕ/ПРИЦЕПЫ и СПГЗ Прицеп, которые соответствуют предметам закупок. Указанный СПГЗ относится к коду ОКПД2 29.20.23.110 Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам, который входит в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 616.
В соответствии с п.6 данного постановления подтверждением производства продукции на территории РФ является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"; подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена ЕАЭС является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов ЕАЭС; подтверждением производства промышленной продукции на территориях ДНР, ЛНР является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территориях ДНР, ЛНР.
Комиссия Управления отмечает, что п.3 Постановления N616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 постановления запреты не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;
б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня);
в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 20, 21, 40 - 43, 70 - 76, 78 - 86, 94 - 117 и 134 перечня);
д) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и подведомственными им организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 67 - 72, 91 - 93 и 99 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 62 - 66 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 67 - 72 и 99 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 62 - 66 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Управлением делами Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 3 - 7, 67 - 72, 91 - 93 и 99 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 62 - 66 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);
е) закупки товаров Федеральной службой охраны Российской Федерации, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий;
ж) закупки товаров в целях оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, в целях проведения специальной военной операции, мобилизационной подготовки, мобилизации, осуществления деятельности на территории, на которой введено военное положение.
Таким образом, постановлением N 616 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда запрет не применяется при осуществлении закупок.
Вместе с тем выбранный Заказчиком код ОКПД2 включен в перечень, предусмотренный постановлением N616, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 и ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА
1. В действиях государственных заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе не выявлены.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
А.С. Спирякова |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
С.Р. Гаришин |
|
|
К.А. Щенкова |
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 июня 2023 г. N 077/06/99-7181/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023