В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 46/23 от 07.06.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:
в присутствии __,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей Администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области -,
рассмотрев обращение Администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении _.. (ИНН __.), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на приобретение готовой квартиры или жилого дома для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (номер извещения N 0153300050023000006),
УСТАНОВИЛА:
05.06.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области (далее - Заказчик, Покупатель) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении __ (ИНН _) (далее - __, Продавец), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на приобретение готовой квартиры или жилого дома для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (номер извещения N 0153300050023000006) (далее - Аукцион, Закупка).
Присутствующие на заседании Инспекции Оренбургского УФАС России представители Заказчика поддержали доводы, указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 01-01-09-1830 от 22.05.2023 г.
_.. просил сведения в отношении него в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать, пояснил, что после подписания муниципального контракта разместил в единой информационной системе акт приема-передачи квартиры в электронной форме для его подписания Заказчиком.
Перед передачей квартиры путем видео-съемки было зафиксировано состояние всей квартиры. На видео видны ключи от квартиры в количестве 2 шт., и документы на газовый котел.
Комиссия Заказчика 10 апреля 2023 г. отказала в приемке квартиры, указав, что в квартире требуется провести полный ремонт, включающий в себя замену обоев, замену линолеума, частичную замену дверных коробок и дверей. При этом, __ обратил внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на то, что замечания комиссией Заказчика озвучивались в устном виде, а также перечислены в смс-сообщении, направленном в его адрес 13.04.2023 г.
В телефонном разговоре Заказчик уведомил __ об имеющимся сроке - 30 дней для устранения замечаний комиссии Заказчика.
10 мая 2023 г. __ приехал в п. Новосергиевку для передачи квартиры после устранения части замечаний комиссии Заказчика. Между тем, 10.05.2023 г. в период с 09-00 до 20-00 комиссия Заказчика на приемку не явилась, в связи с чем, __. было составлено уведомление и направлено на электронный адрес Заказчика.
После этого, в единой информационной системе в личном кабинете муниципального контракта N 2013.013226 от 27.03.2023 г. Заказчиком 04.05.2023 г. в разделе сайта "Уведомление претензионной переписки от Заказчика" размещен документ, датируемый 20.04.2023 г. в котором перечислены основания несоответствия предлагаемой квартиры требованиям муниципального контракта.
__, указал, что полностью не согласен с перечисленными в этом документе замечаниями, поскольку, по его мнению, квартира не находится в таком состоянии.
Также, __. отметил, что понес материальный ущерб в размере 20 000 руб. при оформлении документов, необходимых для участия в закупке. Возможности произвести ремонт в продаваемой квартире в соответствии с требованиями Заказчика у __.. не имеется, поскольку список замечаний Заказчика включает в себя 24 пункта и предполагает проведение полного ремонта всей квартиры.
_.. пояснил, что не занимается коммерческой деятельностью, связанной с продажей квартир, участвовал в закупке впервые, не имел умысла уклоняться от исполнения контракта.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
13.03.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форе на приобретение готовой квартиры или жилого дома для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (номер извещения N 0153300050023000006).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 652 937,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2023 NИЗК1, Победителем закупки признан __ с предложением о цене контракта 1 652 937,00 рублей.
27.03.2023 г. между Администрацией муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области и __ заключен муниципальный контракт N 2023.013226 на приобретение готовой квартиры или жилого дома для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на сумму 1 652 937,00 рублей (номер реестровой записи контракта N 3563600690623000007) (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта, Покупатель приобретает в собственность муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, а Продавец обязуется передать в соответствии с условиями настоящего Контракта Покупателю квартиру - (далее - жилое помещение), находящееся по адресу: Оренбургская область, р-н Новосергиевский, п. Новосергиевка, ул. Магистральная, д. 1/1 кв. 5, общей площадью 42,5 кв.м., расположенное на 2 этаже. Продавец подтверждает, что жилое помещение соответствует требованиям Технического задания (Приложение к муниципальному контракту).
В соответствии с п. 3.1 Контракта, продавец передает жилое помещение Покупателю в течение 10 рабочих дней со дня заключения настоящего Контракта. Вместе с жилым помещением Продавец передает Покупателю следующие документы:
- документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с жилым помещением: принадлежности к жилому помещению, строительную и техническую документацию (паспорта на счетчики, инструкции по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами;
- ключи от жилого помещения в количестве не менее двух экземпляров.
Вышеуказанные документы должны быть представлены Покупателю в день передачи жилого помещения, и в случае их неполучения, Продавец будет нести ответственность за просрочку исполнения обязательств.
В соответствии с п. 3.2 Контракта, проведение приемки осуществляется посредством электронного актирования. Стороны подтверждают согласие на оформление, обмен и подписание юридически значимых документов о приемке, адресованных Сторонам, в электронном виде с использованием функционала ЕИС, а также согласие на представление в качестве первичных учетных документов, подтверждающих (сопровождающих) передачу жилого помещения, документа о приемке, в том числе корректировочных документов к нему.
В соответствии с п. 3.3 Контракта, Продавец после передачи жилого помещения в соответствии с условиями настоящего контракта в течение 5 рабочих дней с момента передачи жилого помещения Покупателю формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Продавца, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную статей 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 3.5 Контракта, в срок, не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3.4, Покупатель (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 N44-ФЗ) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Покупателя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Покупателя, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
В соответствии с п. 3.8 Контракта, приемка жилого помещения осуществляется Покупателем после проведения экспертизы жилого помещения в порядке, установленном разделом 3 настоящего Контракта или со дня получения от эксперта, экспертной организации заключения по результатам экспертизы, если к ее проведению привлекались эксперты, экспертные организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.9. настоящего Контракта. Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.
В соответствии с п. 3.9 Контракта, в случае если по результатам проведенной экспертизы были выявлены несоответствия жилого помещения, препятствующие приемке жилого помещения условиям настоящего Контракта, Покупатель направляет Продавцу мотивированный отказ от подписания документа о приемке в соответствии с п 3.6. Контракта.
В соответствии с п. 3.10 Контракта, в случае получения в соответствии с пунктом 3.9 настоящей части мотивированного отказа от подписания документа о приемке, Продавец вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Покупателю документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящей частью.
В соответствии с п. 3.4 Контракта, продавец обязан устранить все обнаруженные Покупателем недостатки жилого помещения своими силами и за свой счет в сроки, указанные в мотивированном отказе Покупателя.
Материалами дела установлено, что после подписания муниципального контракта 10.04.2023 г. _.. разместил в единой информационной системе акт приема-передачи квартиры в электронной форме для его подписания Заказчиком.
10.04.2023 года Комиссия Администрации Новосергиевского района произвела обследование (визуальный осмотр) Жилого помещения, в результате которого было установлено, что жилое помещение имеет дефекты, переданы не все документы и не переданы ключи от Жилого помещения. Составлен акт обследования Nб/н от 10.04.2023 г.
20.04.2023 г. Заказчиком в единой информационной системе размещен мотивированный отказ N 01-01-09-1435 от подписания документа о приемке и установлен срок для устранения выявленных недостатков жилого помещения - не позднее 10.05.2023 г.
20.04.2023 г. Заказчиком в адрес Продавца была направлена претензия по Контракту об устранении выявленных недостатков N 01-01-09-1436.
04.05.2023 г. Заказчиком в адрес Продавца направлено уведомление N 01-01-09-1635 с просьбой обеспечить доступ комиссии Покупателя в жилое помещение для осмотра на предмет устранения выявленных недостатков в срок не позднее 10.05.2023 г.
Уведомлений от Продавца не поступало.
10.05.2023 г. __ в адрес Заказчика направлено уведомление о том, что Комиссия Заказчика не явилась на обследование (визуальный осмотр) жилого помещения после устранения части недостатков.
12.05.2023 г. Заказчиком в адрес Продавца направлено уведомление N 01-01-09-1730 о том, что __ в срок не позднее 16.05.2023 г. включительно необходимо устранить выявленные нарушения условий Контракта.
Как указали представители Заказчика, в указанный Покупателем срок, Комиссия Заказчика не смогла установить фактическое состояние Жилого помещения в связи с отсутствием доступа в него. Недостающие документы и ключи никаким образом не переданы Покупателю, что зафиксировано актом от 16.05.2023 г.
17.05.2023 г. Заказчиком в адрес Продавца письмом N 01-01-09-1770 направлен акт от 16.05.2023 г.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 7.1 Контракта "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе".
В соответствии с п. 5.2 Контракта, расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
22.05.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 2023.013226 от 27.03.2023 г.
22.05.2023 13:48 (МСК) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе. Продавцом получено 22.05.2023 13:48 (МСК).
При расторжении контракта Заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Учитывая положения ч. 12.1, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Договора вступил в силу 02.06.2023 г.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п. 13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Согласно письменным пояснениям, у Продавца не было умысла на уклонение от исполнения контракта, Продавцом предприняты все возможные меры к его исполнению.
Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается, что согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно пояснениям __, он не занимается коммерческой деятельностью, связанной с продажей квартир, участвовал в закупке впервые, не имел умысла уклоняться от заключения контракта, в связи с чем, понес материальный ущерб в размере 20 000 руб. при оформлении документов для участи в закупке.
Таким образом, учитывая пояснения сторон, представленные материалы дела, Инспекция Оренбургского УФАС России, отмечает, что представленные материалы дела однозначно не свидетельствуют о недобросовестности действий __
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Инспекции, __. предпринимал меры, направленные на исполнение контракта.
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения _... в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения Продавцом условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения продавца, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями продавца, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что в действиях Продавца - _.. не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий Контракта.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий __ не выявила, сведения в отношении _.. не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении __ (ИНН _..), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на приобретение готовой квартиры или жилого дома для обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (номер извещения N 0153300050023000006), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции |
Члены Инспекции |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 9 июня 2023 г. N 056/10/104-611/2023 (ключевые темы: жилой дом - исполнение контракта - односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков - муниципальный контракт)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023