Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГКУ "Городская аварийно-восстановительная служба жилищного фонда Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ИП Тарасова Олега Владимировича (далее - Участник, ИП Тарасов О.В.): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС (исх. N 07/13774/23 от 07.06.2023); представил документы, свидетельствующие о расторжении контракта,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14123-ЭП/23 от 06.06.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку дверей противопожарных металлических в 2023 году (извещение N 0372200047123000050),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку дверей противопожарных металлических в 2023 году (извещение N 0372200047123000050) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 106 239,30 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Тарасов О.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Тарасовым О.В. заключен государственный контракт N 0372200047123000050_144225 от 28.04.2023 на сумму 99 864,67 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 4.2.3 Контракта предусмотрено право Участника расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.05.2023 ИП Тарасовым О.В. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с невозможностью дальнейшего его исполнения.
В своем Решении Участник указал следующее:
Согласно Спецификации Приложения N 1 к Контракту ИП Тарасов О.В. обязан был поставить 4 противопожарные двери и произвести сопутствующие работы по установке дверей противопожарных металлических: замер, доставка, демонтаж, восстановление откосов, вывоз мусора.
Согласно п. 8. Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Приложения к Приложению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Постановления Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах осуществляется на основании лицензии.
Такое же требование содержится в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом сопутствующие работы по установке дверей противопожарных металлических могут быть выполнены на основании действующей лицензии, выданных органами МЧС РФ.
ИП Тарасов О.В. не имеет соответствующие лицензии для выполнения такой услуги, и соответственно не мог исполнить заключённый по результатам Аукциона Контракт.
В силу п. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если эта невозможность обусловлена наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не несет ответственность.
Учитывая вышеизложенное, Участник принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку выполнить условия государственного Контакта не представлялось возможным.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.05.2023 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 05.06.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку дверей противопожарных металлических (далее - Товар), включая подъем на этаж и установку по месту, в количестве 3 штук, в срок по 31.05.2023 (п. 3.1 Контракта).
В соответствии с заключенным Дополнительным соглашением к Контракту Участник обязался за ту же стоимость поставить в адрес Заказчика Товар в большем количестве, а именно в количестве 4 штук.
12.05.2023 в адрес Заказчика поступило обращение Участника о невозможности исполнения им Контракта на основании увеличения заводом-изготовителем цены на Товар, в связи с чем, Участник предлагал расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
14.05.2023 Заказчик получил от Участника обращение об отсутствии у него действующей Лицензии, которая, по мнению Участника, необходима ему при выполнении работ по установке металлических противопожарных дверей. На основании этого, Участник отказался выполнять условия Контракта.
23.05.2023 Участник разместил в Единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
26.05.2023 Заказчик направил в адрес Участника письмо с обоснованием своей позиции по исполнению Контракта и с предложением отменить решение Участника об одностороннем отказе от исполнения Контракта, т.к. основания для расторжения Контракта, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, отсутствуют. Участнику было сообщено следующее:
"При подаче заявки на участие в закупке Поставщик согласился поставить двери противопожарные металлические в соответствии с условиями извещения о закупке и проекта Контракта. При этом, Поставщик должен был осознавать последствия невыполнения (ненадлежащего выполнения) принимаемых на себя обязательств.
Запросы на разъяснение положений извещения о проведении электронного аукциона Поставщиком не направлялись. Делая предложение о снижении цены Контракта более чем на 29,5 % от НМЦК, Поставщик осознавал количество и стоимость поставляемого Товара.
Поставщиком не представлено надлежащих доказательств, препятствующих исполнению принятых на себя обязательств по Контракту. Ссылка на повышение цены заводом - изготовителем, без приведения и предоставления надлежащих доказательств, не может быть принята во внимание. Отсутствие у Поставщика лицензии на осуществление работ по монтажу противопожарных металлических дверей также не является обстоятельством для прекращения его обязательств по Контракту.".
Кроме того, при проведении Аукциона Заказчиком были представлены разъяснения другому участнику закупки о том, что лицензия на установку противопожарных дверей в данном случае не требуется, т.к. Заказчику необходима установка дверей (в виде усиленной двери) в проёмы изготовленные из гипсокартонных стен, которые не являются "противопожарными преградами", что исключает требование, установленное в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.07.20220 г. N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", а именно, исключает в необходимости наличии действующей лицензии на "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проёмов в противопожарных преградах".
С указанными разъяснениями, размещенными в ЕИС, могли ознакомиться все участники электронного Аукциона, в том числе и ИП Тарасов О.В. Участником также были осуществлены замеры дверных проёмов по адресу, предусмотренному в Контракте, следовательно, ему были известны все детали сопутствующих работ. В тоже время, если Участник считает необходимым наличие Лицензии, то для исполнения Контракта, Участник вправе был воспользоваться услугами третьих лиц для установки дверей.
Таким образом, ссылка Участника на п. 1 ст. 416 ГК РФ о наступлении обстоятельств, которые возникли после начала обязательств по Контракту, является необоснованной, следовательно, основания для расторжения Контракта со стороны Участника отсутствуют.
По мнению Заказчика, все действия ИП Тарасова О.В. после заключения Контракта носили исключительно недобросовестный характер, являлись не более чем уклонением от исполнения Контракта и понуждали к нарушению действующего законодательства России со стороны Заказчика.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что ИП Тарасов О.В. со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона, не исполнил требования Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика и изучив документы, представленные Участником, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Тарасова Олега Владимировича, ИНН: 720301596533, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Тарасова Олега Владимировича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
05.06.23 |
07.06.23 |
06.06.23 |
0 |
06.06.23 |
14.06.23 |
13.06.23 |
0 |
16.06.23 |
16.06.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июня 2023 г. N РНП-78-782/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2023