Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_"- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_"- начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное Федеральным государственным казенным образовательным учреждением высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - заказчик, учреждение ) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Челстрой" (далее - общество, подрядчик, ООО СК "Челстрой") в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом подрядчика от исполнения контракта N 67, заключенного 28.12.2022 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Капитальный ремонт здания учебного корпуса (литеры: А, А1, А2, А3), расположенного по адресу Г. Омск, ул. 1-я Челюскинцев, 92 (извещение N 0352100000622000055) (далее соответственно - электронный аукцион, закупка, контракт),
в присутствии представителей:
общества - "_" (доверенность от 05.06.2023), "_" (доверенность от 05.06.2023), "_" (доверенность от 05.06.2023);
заказчика - "_" (доверенность N 4 от 10.01.2023), "_" (без доверенности), "_" (без доверенности)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 5013-ЭП/23 от 01.06.2026) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр и решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 07.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение об осуществлении закупки N 0352100000622000055 с начальной (максимальной) ценой контракта 41 316 168,12 руб.
09.12.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
15.12.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому на участие в закупке подано 2 заявки, из них сделано 2 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение (36 151 646.87 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 2, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 12,5%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.12.2022 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 2 с предложенной ценой контракта 36 151 646,87 руб.
28.12.2022 между заказчиком и ООО СК "Челстрой" заключен контракт N 67 с ценой 36 151 646,87 руб. (номер реестровой записи контракта 1550702884522000092).
19.05.2023 подрядчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа (исх. N 1/36 от 10.05.2023).
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 30.05.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа подрядчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об ООО СК "Челстрой" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 22.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1.1, 1.2, 3, 5.4.1, 5.4.2, 5.4.13, 5.4.14 контракта было установлено следующее: "Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется, в установленный Контрактом срок, выполнить работы по капитальному ремонту здания учебного корпуса (литеры: А, А1, А2, А3), расположенного по адресу: г. Омск, ул. 1-я Челюскинцев, 92 (далее именуются - работы), в соответствии с условиями настоящего Контракта и Проектно-сметной документацией (Приложение N 1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы по обусловленной настоящим Контрактом цене. Работы выполняются в целях обеспечения государственных нужд.
Цена единицы работы, выполняемой Подрядчиком, стоимость материалов, оборудования, необходимых для выполнения работ в полном объеме, определены проектно-сметной документацией (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
Работы выполняются Подрядчиком в соответствии с решениями, принятыми в соответствии с проектно-сметной документацией, а также Планом-графиком выполнения работ, техническими нормами и эксплуатационно-техническими и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок организации выполнения работ, действующими в Российской Федерации.
Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней со дня подписания Контракта обязуется предоставить Подрядчику доступ к месту проведения работ (объектам для проведения работ), указанному в пункте 1.1 настоящего Контракта. Передача объектов для проведения работ Подрядчику оформляется Актом приёма-передачи объектов ремонта (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
Работы выполняются в рабочие дни Заказчика с 9.00 до 17.30 часов. Работы в выходные и праздничные дни могут выполняться по письменному согласованию с Заказчиком.
Сроки выполнения работ: от даты заключения контракта до 20 декабря 2023 года.
Сроки завершения отдельных видов и этапов работ определены Планом-графиком выполнения работ. В случае, если в ходе выполнения работ возникнет необходимость внесения отдельных изменений в сроки выполнения видов и этапов работ, то такие изменения должны вноситься по соглашению Сторон и оформляться дополнительным соглашением, без изменения сроков окончания выполнения работ по Контракту.
Работы выполняются из материалов Подрядчика с использованием инструментов и оборудования Подрядчика.
Подрядчик обязан:
Не позднее пяти дней с момента подписания Контракта, представить Заказчику на согласование План - график производства работ, журналы проведения работ, оформленные в установленном порядке, списки работников, задействованных при проведении работ на объекте ремонта, а также список работников Подрядчика, ответственных за проведение отдельных видов работ. В случае если работники, указанные в списке, не могут быть допущены на объекты Заказчика в соответствии с пропускным режимом, установленным нормативными правовыми актами МВД России, Подрядчик обязуется окончательный список предоставить не позднее десяти дней с момента заключения контракта.
Выполнить работы качественно, в соответствии с Проектно-сметной документацией и Планом-графиком выполнения работ, в предусмотренный настоящим Контрактом срок.
Незамедлительно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения работы и иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в установленный срок.
Своевременно, до начала монтажа, предоставлять Заказчику образцы материалов, сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий и оборудования, предназначенных для использования при выполнении работ".
Пунктом 5.1.5 контракта было предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Аналогичное право подрядчика было предусмотрено пунктом 5.3.2 контракта.
Хронология взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта свидетельствует о следующем:
30.01.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлены письма: (исх. N 1/3) с предложением о замене электротехнического оборудования, (исх. N 1/4) о замене материалов (пожарный водопровод).
01.02.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 1/5) о необходимости устранения разночтений в проектной и сметной документациях (в документациях указаны различные материалы (электрооборудование).
02.02.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 1/6) о необходимости устранения разночтений по использованию оборудования и материалов (канализация).
03.02.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 1/7) о разъяснениях в части расхождений проектной и сметной документаций, а также о приостановлении производства работ до устранения соответствующих недостатков. К письму приложен перечень расхождений.
07.02.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 1/9) о необходимости согласования материалов и оборудования (пожарный водопровод).
08.02.2023 заказчиком в адрес ООО "Промстрой" (проектировщик) направлено письмо (исх. N 10/757) о даче разъяснений в части выявленных несоответствий.
09.02.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 1/10) о согласовании материалов и оборудования (трубы).
10.02.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 1/11) о том, что проектной документации не предусмотрены соединительные муфты (система водоснабжения).
20.02.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлены письма: (исх. N 1/12) о согласовании проектных решений (вентиляция) (письмом от 02.03.2023 N 1/17 подрядчик просит считать его недействительным), (исх. N 1/14) о согласовании материалов и оборудования (трубы), (исх. N 1/15) о согласовании замены трубы.
03.03.2023 подрядчик направил в адрес заказчика письмо (исх. N 1/18) о том, что 01.03.2023 по итогам совещания заказчиком и подрядчиком было принято решение о приведении сметной документации в соответствие с проектной. ООО СК "Челстрой" в ближайшее время будет разработана сметная документация.
Письмами (исх. N 1/19 от 06.03.2023, N 1/20 от 09.03.2023) подрядчиком в адрес заказчика направлена сметная документация по внутреннему противопожарному водопроводу, по системе электроснабжения, по системе водоотведения и по системе водоснабжения.
Заказчик письмом (исх. N 10/1345 от 09.03.2023) сообщил о направлении замечаний, выявленных в ходе выполнения работ в адрес проектировщика. Также было указано, что предложения о замене материалов в сметной документации не соответствуют требованиям действующего законодательства и Методике определения сметной стоимости строительства.
10.03.2023 подрядчиком направлено письмо (исх. N 1/22) о предоставлении узла сопряжения существующих плит перекрытия и несущих стен в местах прокладки системы вентиляции, также содержащее указание на то, что проектом усиление мест прохождения не предусмотрено.
Письмом (исх. N 1/23 от 13.03.2023) подрядчик просил согласовать замену светильников.
Письма подрядчика о направлении образцов сантехники (исх. N 1/25 от 14.03.2023, N 1/29 от 16.03.2023).
Письмо подрядчика о закупке электрики согласно сметной документации (исх. N 1/26 от 15.03.2023), так как отраженные в проекте автоматические выключатели, шины иностранного производства, отсутствуют на рынке Российской Федерации, дополнение (исх. N 1/32 от 22.03.2023).
Подрядчик письмом (исх. N 1/27 от 15.03.2023) уведомил заказчика об отсутствии ответов на ранее направленные письма, об отсутствии письменных согласований, потребовал направить отсутствующие согласования, протоколы совещаний, ускорить устранение недостатков проектно-сметной документации.
Письмо подрядчика о согласовании дополнительных материалов (исх. N 1/28 от 15.03.2023).
Подрядчик письмом (исх. N 1/30 от 20.03.2023) просит согласовать новые сметы.
Заказчик 22.03.2023 (исх. N 10/1599) согласовал изделия из санфаянса.
Письмо подрядчика о снятии светильников, отраженных в проекте, с производства (исх. N 1/34 от 27.03.2023).
Письмом (исх. N 1/34 от 28.03.2023) подрядчик просит принять часть работ и согласовать изменения сроков и этапов отдельных видов работ.
04.04.2023 - заказчик уведомил (исх. N 10/1953) подрядчика о необходимости устранения отступлений от проектных решений.
Письмом (исх. N 1/35 от 26.04.2023) подрядчик уведомил заказчика о полной приостановке выполнения работ и необходимости до 28.04.2023 предоставить откорректированные сметы, соответствующие объемам работ и цене заключенного контракта.
27.04.2023 - заказчиком в адрес подрядчика направлена (исх. N 10/2503) сметная документация.
10.05.2023 - подрядчиком в адрес заказчика (исх. N 1/36) направлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором также было указано, что направленная заказчиком сметная документация была составлена на сумму 25823912,16 руб.
Заказчик письмом (исх. N 10/2836 от 17.05.2023) уведомил подрядчика о необходимости согласования сметной документации и предоставления документов о приемке.
Письмо заказчика (исх. N 10/3024 от 26.05.2023) о недостатках документов о приемке.
Ответ заказчика на письмо подрядчика (исх. N 1/36 от 10.05.2023).
Письмом (исх. N 1/37 от 27.05.2023) подрядчик сообщил заказчику о несоответствии сметной документации, необходимости приемки выполненных работ.
Несмотря на то, что заказчиком проводились совещания по вопросам капитального ремонта (протоколы от 13.03.2023, 22.03.2023, 05.04.2023, 12.04.2023), им не предпринимались меры по устранению недостатков в проектной-сметной документации, не согласовывались материалы, предлагаемые обществом, не обеспечивалось надлежащее взаимодействие.
В связи с указанным, подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 20.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 21 и 22 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления заказчика является 19.05.2023.
Следовательно, в период с 20.05.2023 по 29.05.2023 заказчик имел возможность устранения нарушений, послуживших основанием для принятия подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.05.2023 решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым.
На ЕИС информация о расторжении контракта размещена 30.05.2023 с указанием даты расторжения 30.05.2023. В обращении заказчика указана дата расторжения 30.05.2023.
Таким образом, подрядчиком в полной мере соблюдены требования частей 20.1, 21 и 22 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил подрядчик и заказчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения заказчика.
Омским УФАС России 02.06.2023 в адрес общества и заказчика было направлено уведомление (исх. N ТШ/3402/23) с требованием о представлении в срок не позднее 06.06.2023 информации и документов.
На указанный запрос представителем общества были представлены объяснения (вх. N 5205-ЭП/23 от 07.06.2023), из содержания которых следует, что подрядчиком были обнаружены разночтения между проектной и сметной документациями в части материалов используемых при выполнении работ (различные наименования, характеристики, марки товаров), заказчиком своевременно не производилось согласование замены материалов, не предпринимались меры по устранению обозначенных недостатков. Откорректированная сметная документация представлена на сумму 25823912,16 руб., что не соответствовало условиям заключенного контракта.
Данные доводы подрядчика, по мнению Комиссии, подтверждаются вышеприведенной хронологией взаимодействия сторон при исполнении контракта и документальными доказательствами, по существу заказчиком не оспорены.
Более того, на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/3402/23 от 02.06.2023) доказательства, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа подрядчика от исполнения контракта, заказчиком не представлены.
В данной части также необходимо отметить следующее.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При оценке действий заказчика, связанных с осуществлением данной закупки (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) и направленных на обеспечение государственных нужд, Комиссия считает, что в данных правоотношениях заказчиком принципы добросовестности, разумности и справедливости соблюдены не в полной мере.
Комиссией также учтено, что работы по капитальному ремонту объекта не могли надлежащим образом выполняться подрядчиком без надлежащей проектно-сметной документации.
Факт наличия недостатков и разночтений сторонами подтвержден. При этом обществом такая документация была самостоятельно (за свой счет) откорректирована и направлена (исх. N 1/19 от 06.03.2023, N 1/20 от 09.03.2023) заказчику. Однако, в ответ на данное письмо заказчик (исх. N 10/1345 от 09.03.2023) не указал конкретные несоответствия, что, по его мнению, необходимо исправить.
Реальные действия по изменению сметной документации заказчиком были предприняты только 27.04.2023 (исх. N 10/2503). При этом стоимость работ после изменения сметной документации составила 25823912,16 руб.
Заказчиком в материалы дела данная сметная документация представлена не была.
Комиссия также соглашается с позицией общества в части несвоевременного согласования заказчиком материалов, необходимых для выполнения работ. Из представленной переписки следует, что часть писем общества были оставлены без ответа.
Заказчиком также не было представлено документальных доказательств, подтверждающих факт недобросовестного поведения подрядчика при исполнении контракта и надлежащего выполнения заказчиком обязанности по оказанию содействия подрядчику в выполнении работ.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об ООО СК "Челстрой" не подлежит включению в Реестр.
3. В результате проведения в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
3.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования) (пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация формирует компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, в пределах которых несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, в случаях, предусмотренных статьей 60 названного Кодекса.
Частями 12 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены минимальные размеры взносов в указанные компенсационные фонды на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется саморегулируемой организацией в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса в который зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
Таким образом, при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства заказчики должны устанавливать в извещении об осуществлении закупки требование о соответствии уровня ответственности участника закупки (члена саморегулируемой организации) частям 12 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом начальной (максимальной) цены контракта.
Указанный вывод соответствует судебной практике по делам N А40-205765/2020, N А40-316491/19-72-2249, N А75-12580/2019.
Комиссией Омского УФАС России установлено, что в нарушение пункта 1 части 1, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки не содержало требований к уровню ответственности члена саморегулируемой организации.
3.2. Пунктами 1 и 8 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Комиссия отмечает, что при указании наименования товарного знака в проектной документации, размещаемой в составе извещения об осуществлении закупки, описанием объекта закупки должна быть также предусмотрена возможность замены такого товара на эквивалент (указанное соответствует судебной практике по делу N А40-241378/21, а также позиции ФАС России, изложенной в решении от 10.02.2023 по делу N 28/06/105-247/2023, письмах от 11.08.2020 N МЕ/68989/20, от 26.09.2019 N АК/84149/19).
В рассматриваемом случае проектно-сметная документация содержала указание на конкретные товарные знаки, модели товаров, например, выключатель одноклавишный для скрытой проводки серии "Прима", марка: С16-053-с, выключатели автоматические: "Legrand" серии DX-Standart 1Р 32А, краны газовые шаровые BROEN BALLOMAX, вентиляторы канальные в изолированном корпусе для круглых воздуховодов OSTBERG марки: IRE 200 C, вентиляторы канальные "Systemair" (указанный в решении перечень не является исчерпывающим).
При этом положениями извещения об осуществлении закупки не была предусмотрена возможность использования эквивалентного товара при выполнении работ по контракту, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3.3. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией установлено, что в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе приложением N 2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки фактически не предусмотрены требования к содержанию заявок участников закупки.
3.4. В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
09.12.2022 заказчиком размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, согласно которым на запрос "Просим пояснить предусмотрена ли возможность поэтапного, частичного, последовательного закрытия работ и их оплаты в течение 2023 года, или расчет предполагается единовременным платежом декабре 2023 года?" заказчик ответил "Поэтапная оплата возможна".
Данные разъяснения не соответствуют требованиям части 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, так как они изменяют суть извещения об осуществлении закупки, которым этапы исполнения контракта не были предусмотрены.
3.5. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) (пункт 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий помимо срока поставки товара, срок приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта).
Указанное соответствует позиции Минфина России, изложенной в письме от 12.05.2022 N 24-06-07/43394.
Вместе с тем в нарушение пункта 8 части 1 статьи 42, части 1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлен срок исполнения контракта без учета срока приемки товара и сроков его оплаты.
3.6. Комиссий также установлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части изменения существенных условий контракта, а именно при заключении 01.02.2023 дополнительного соглашения N 1 об увеличении цены контракта на сумму 3615164 руб. в связи с необходимостью выполнения дополнительных объемов и видов работ. При этом указанное дополнительное соглашение не содержит указание на дополнительные виды и объемы работ, которые необходимо выполнить и которые изначально не были предусмотрены проектной документацией.
В силу части 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе контроль в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым передать данную информацию по подведомственности в Управление Федерального казначейства по Омской области для осуществления контроля в установленной сфере.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Челстрой" ИНН 7451434067, КПП 745301001;
- о директоре общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Челстрой" "_";
- об участнике общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Челстрой" (размер доли 100%) "_".
2. Признать в действиях Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации" нарушение частей пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктом 8 и 12 части 1, пунктов 1 и 3 части 2, части 5 статьи 42, части 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Направить материалы рассмотрения обращения по подведомственности в Управление Федерального казначейства по Омской области для осуществления контроля в части соблюдения требований при изменении условий контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Заместитель председателя Комиссии Член Комиссии |
"_""_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 июня 2023 г. N 055/10/104-664/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2023