Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>
Членов Комиссии:
<__.>
<__.>,
При участии:
представителя Заявителя по доверенности;
представителя Уполномоченного органа по доверенности;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Автосфера" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования города Ноябрьск (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку интерактивных комплексов, начальная (максимальная) цена контракта - 822 120,00 рублей (извещение N 0190300003723000482), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок.
Заявитель считает, что действия Комиссии по осуществлению закупок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении Аукциона, действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте 18.05.2023;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 18.05.2023 17:10 (Мск+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 26.05.2023 09:00 (Мск+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги- 26.05.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 30.05.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в описании объекта закупки заказчиком указан товар "Интерактивный комплекс" с применением ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные". В техническом задании заказчика запрашивается товар с кодом промышленной продукции (ОКПД2) и КТРУ, согласно которому в реестре нет соответствующей записи. Отсутствие товаров в Реестре может повлечь невозможность реализации п. 2 Постановления N 617 в части отклонения заявок.
Заявитель сообщил, что подал заявку и является победителем электронного аукциона, предложившего лучшую цену. Была предоставлена к заявке декларация о стране происхождения товара, произведенного в РФ. Однако заявка была отклонена Комиссией, так как согласно протоколу подведения итогов, в подтверждение страны происхождения товара участником закупки не указаны в составе заявки номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
На основании изложенного Заявитель просит отменить результаты итогового протокола, признать заявку ООО "Автосфера" победителем электронного аукциона.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, из которых следует, что Заявителем в подтверждение страны происхождения товара в составе заявки номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии) не указаны.
Заявка другого участника - ООО "Да Винчи Технолоджи" в подтверждение страны происхождения предлагаемого товара содержит номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции.
Таким образом, Комиссия действовала правомерно, отклонив заявку Участника закупки, приняв решение в соответствии с требованиями извещения и положениями Закона о контрактной системе.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 617) установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
В силу пункта 7 Постановления Правительства РФ N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
1. Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2023 NИЭА1 следует, что заявка Заявителя отклонена "на основании пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49, п. 4 ч. 12 ст. 48 ФЗ N 44-ФЗ, заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 ФЗ N 44-ФЗ, а именно: в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" "заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки". В подтверждение страны происхождения товара участником закупки не указаны в составе заявки номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии) (п. 6 приложения "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе"). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (пп. 5 п. 1 ч. 1 ст. 43 ФЗ N 44-ФЗ)".
Рассмотрев заявку ООО "Автосфера" Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила, что заявитель в составе своей заявки подтверждает, что страной происхождения товара, указанного в первой части его заявки, является Российская Федерация. При этом в составе заявки не указаны номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
Следовательно, не указав в составе своей заявки номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции на товар, указанный в извещении о закупке и прилагаемых к извещению документов, декларация участника закупки не подтверждает страну происхождения товара Российская Федерация, и признается комиссией по осуществлению закупок как содержащая предложение о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Таким образом, заявка участника закупки ООО "Автосфера" была правомерно отклонена от участия в закупке, как не соответствующая требованиям извещения и положениям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N617.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушений Закона о контрактной системе.
Довод заявителя не находит своего подтверждение и является необоснованным.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено следующее.
Согласно п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145, Правила использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком предусмотрена поставка товара "Интерактивный комплекс", указан код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
Согласно сведениям, полученным в ходе рассмотрения жалобы, ООО "Да Винчи Технолоджи" в составе своей заявки предложен к поставке товар - "Интерактивная панель BM Stark Baikal 75/1", код позиции ОКПД2 26.20.13.000. В подтверждение страны происхождения товара представлена выписка из реестра российской промышленной продукции с реестровой записью N 70/1/2022 от 18.05.2022.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в КТРУ имеется ряд позиций с кодом 26.20.13.000-00000001, 26.20.13.000-00000002, 26.20.13.000-00000003 (ОКПД2 26.20.13.000) на товар "Интерактивная панель". Обязательное применение позиции кода КТРУ с 16.04.2023.
На основании изложенного Комиссия установила, что Заказчик в извещении об осуществлении закупки не использовал позиции обязательного к применению каталога КТРУ, что противоречит требованиям п.4 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства N 145 и нарушает требования п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении извещения об осуществлении закупки в соответствие с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автосфера" на действия Комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку интерактивных комплексов, начальная (максимальная) цена контракта - 822 120,00 рублей (извещение N 0190300003723000482), необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица ответственного за утверждение извещения об осуществлении закупки и прилагаемых к извещению документов, о необходимости представить в срок до 23.06.2023 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначении на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 26.06.2023 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru)
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 июня 2023 г. N 089/06/49-407/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023