Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Хасуев И.В-В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Арена" на действия (бездействие) Министерства образования и науки Чеченской Республики при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на оснащение предметами интерьера общеобразовательной школы,
в присутствии представителя Заявителя: Коновалюк Э.Д. по доверенности от 21.05.2023 (посредством видеоконференцсвязи),
в присутствии представителя Заказчика: Муртазов Х.С. по доверенности от 19.06.2023,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России с использованием единой информационной системы в сфере закупок, поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Арена" (далее - Заявитель, ООО "Прогресс-Арена") (ИНН 1001348804) на действия (бездействие) Министерства образования и науки Чеченской Республики (далее - Заказчик) при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на оснащение предметами интерьера общеобразовательной школы, на начальную (максимальную) цену контракта 13 363 000,00 рублей (номер извещения 0194200000523001071), выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), в части нарушения правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2)).
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей Заявителя и Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Из жалобы следует, что "Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0194200000523001071 о проведении электронного аукциона "Оснащение столовой, классных помещений нового корпуса учреждения" с начальной (максимальной) ценой контракта 13 363 000,00 рублей. Срок подачи заявок до 16.06.2022 (опечатка Заявителя).
Указание на обжалуемые действия (бездействия), нарушающие права заявителя и нормы Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Согласно ОКПД2 в нём использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Также согласно ОКПД2 код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX0 категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория.
Перечень Постановления N 616 содержит позицию N 2 с указанием класса ОКПД2 13.9 "Изделия текстильные прочие".
В настоящем случае, предусмотренные таблицей файла: "III Описание объекта закупки Мебель 360 мест Гой-Чу 13 млн" товары - "Жалюзи", вид изделия: шторы рулонные, соответствуют классу ОКПД2 13.9 "Изделия текстильные прочие", указанному в Перечне Постановления N 616. Указанный ко всем позициям (в том числе и к указанной выше) код ОКПД2 - 31.09.13.140. "Мебель детская деревянная" не соответствует указанному объекту закупки.
При этом в отношении остальных товаров, указанных в файле: "III Описание объекта закупки Мебель 360 мест Гой-Чу 13 млн" установлен код ОКПД2 31.09.13.140. "Мебель детская деревянная".
Заявитель считает, что заказчиком неверно указан код ОКПД2 для позиции "Жалюзи" (п. 2 таблицы "III Описание объекта закупки Мебель 360 мест Гой-Чу 13 млн").".
С доводами жалобы, Заказчик не согласен по следующим основаниям, изложенным в письменном возражении "В связи с тем, что Заказчиком проводится комплексное оснащение предметами интерьера общеобразовательной школы, в описании объекта закупки указан общий код ОКПД2, который соответствует предмету контракта и на который также распространяется действие Постановления Правительства N 616. Указание общего кода ОКПД2 по всем товарам, в случае если на них распространяются одинаковые требования по национальному режиму, никак не противоречит законодательству о контрактной системе, так как данный код в данном случае никак не влияет на ход процедуры закупки. Заявка победителя электронного аукциона содержит реестровые номера из Реестра Российской промышленной продукции, подтверждающие страну происхождения товара по всем позициям, в том числе и по позиции "Жалюзи", что также подтверждает соответствие закупки законодательству о контрактной системе.".
Изучив представленные сторонами документы и информацию, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной нормой Федерального закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Пунктом 10 Постановления N 616 установлено, в том числе, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар (выполнить работы), соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Товары, указанные Заказчиком в документации по сути являются сходными и соответствуют наименованию объекта закупки.
Пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2019 N 733 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации" установлено, что определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, код ОКПД 2 не является функциональной, технической или качественной характеристикой товара.
Кроме того, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2020 N 24-06-05/51015 соответствие или различие кода ОКПД 2 товара, работы, услуги, указанного участником в составе заявки на участие в закупке соответственно коду ОКПД 2 товара, работы, услуги, указанному в документации о закупке, не является условием допуска или отказа для участия в закупке.
Таким образом, тот факт, что Заказчик в извещении о проведении аукциона, сформированном в ЕИС, определил код ОКПД2 31.09.13.140 не свидетельствует о том, что указанный код ОКПД2 является единственно верным и товар, предложенный Заявителем в составе заявки, не сможет удовлетворить потребность Заказчика. Достаточно того, что технические характеристики товара, указываемые участниками закупки в составе заявки, полностью соответствовали требованиям извещения о проведении аукциона. Однако, сам Заявитель заявку на участие в закупке не подавал.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Арена" на действия (бездействие) Министерства образования и науки Чеченской Республики при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на оснащение предметами интерьера общеобразовательной школы, на начальную (максимальную) цену контракта 13 363 000,00 рублей (номер извещения 0194200000523001071) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
И.В-В. Хасуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 22 июня 2023 г. N 020/06/23-35/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2023