Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Администрации МО "Красногорский район УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "СКС" (ИНН 2508136559) ) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-01072-2023 "Капитальный ремонт здания МАОУ "Красногорская гимназия" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000439, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
в присутствии:
представителя Заказчика - МО "Красногорский район УР" (далее - Заказчик) (посредством видеоконференцсвязи): <_>. (доверенность б/н от 18.11.2022),
в отсутствие:
ООО "СКС" (далее - Общество, Подрядчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
30.01.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 12 316 699,20 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 08.02.2023 NИЭА1 было подано пять заявок на участие, четыре из которых признаны соответствующими требованиям, одна отклонена. Победителем признано ООО "СКС".
16.02.2023 был заключен контракт между Заказчиком - Администрации МО "МО Красногорский район УР" и ООО "СКС", согласно которому Подрядчик принял на себя обязательство на капитальный ремонт здания МАОУ "Красногорская гимназия", в соответствии с техническим заданием Заказчика. Цена контракта установлена в размере 9 360 691,20 рублей.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 02.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2 контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы указанные в п. 1.1. контракта (капитальный ремонт здания МАОУ "Красногорская гимназия").
В соответствии с п. 3.2 контракта срок выполнения работ: дата начала исполнения контракта - 01.05.2023 г.; дата окончания исполнения контракта - 15.08.2023 г.
Согласно п. 4.2.1 контракта Подрядчик обязан обеспечить:
- производство работ в полном соответствии с технической документацией, сроками, строительными нормами и правилами;
- качество выполнения всех работ в соответствии с технической документацией, действующими нормами и техническими условиями;
- своевременное устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока;
- сдачу результатов работ по Контракту Заказчику.
Согласно п. 4.2.3 контракта Подрядчик обязан качественно выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом, технической документацией и СНиП, действующими нормами и правилами выполнения работ, техническими условиями. Товары, материалы, используемые при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТ, техническими условиями, а также иным требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, к таким товарам, материалам.
В соответствии п. 4.2.15 контракта Подрядчик обязан в течение 3 рабочих дней с момента заключения контракта ознакомить Заказчика с графиком производства работ, составленным с учетом сроков, указанных в п.3.2 контракта. График производства работ не является документом, определяющим этапы исполнения контракта.
Согласно п 4.2.17 контракта Подрядчик обязан выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные контрактом.
Во исполнении требований п. 4.2.15 контракта Общество предоставило Заказчику график производства работ на объекте, согласно которому работы должны быть начаты с 01.05.2023 и окончены до 13.08.2023.
Согласно представленному графику, по состоянию на 10.05.2023 должны быть начаты и окончены следующие виды работ: подготовка и согласование разрешительной документации; прием строительной площадки у Заказчика; размещение строительной бригады; заказ и доставка материалов; подготовка строительной площадки к выполнению работ; отбивка штукатурки с поверхностей; погрузочно - разгрузочные работы; вывоз строительного мусора.
Данные работы не были выполнены Обществом, в связи с чем Заказчиком был составлен Акт N1 от 10.05.2023 о неисполнении обязательств.
11.05.2023 Заказчиком была составлена претензия N1399/02, согласно которой указывает на необходимость Обществу приступить к выполнению к работ в срок до 16.05.2023.
29.05.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо, согласно которому выполнение работ не представляется возможным, поскольку отсутствует рабочая сила в регионе, а также произошло существенное удорожание строительных материалов, в связи с чем просит расторгнуть контракт.
02.06.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата вступления в силу - 13.06.2023.
13.06.2023 Заказчиком был составлен Акт б/н, согласно которому по состоянию на 13.06.2023 Общество к работам не приступило.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "СКС".
Согласно письменным пояснениям Общества, представленным в материалы дела, Общество не исполнило свои обязательства в связи с отсутствием рабочей силы, и отсутствием субподрядной организации для выполнения работ.
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов было установлено, что Общество не выполнило работы по контракту, более того, работы не были даже начаты.
Следует отметить, что закупка проводилась в рамках Федеральной программы "Модернизация школьных систем образования". Так, неисполнение Обществом своих обязательств по контракту поставило под угрозу ремонт образовательного учреждения, учебный процесс и срыв исполнения федеральной программы, нацеленной на улучшение качества образовательного процесса, создание комфортной, безопасной и современной образовательной среды в районе Удмуртской Республики.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом, согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Следует отметить, что документация с объемом работ была размещена в Единой информационной системе заблаговременно, у участников была возможность с ней ознакомиться и определить возможность исполнения указанных работ в установленные сроки надлежащего качества.
Принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, Общество несет повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, Обществом своевременно не приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту, документы, подтверждающие добросовестность, в материалы дела Обществом не представлены. Кроме того, указание Общества не невозможность исполнения контракта в связи с отсутствием субподрядной организации не может служить основанием для неисполнения условий контракта, поскольку принимая участие в государственных закупках, именно участник такой закупки (в дальнейшем победитель) берет на себя определенные обязательства по соблюдению условий заключаемого контракта.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- между сторонами заключен Контракт, согласно которому Общество взяло на себя обязательство по капитальному ремонту здания МАОУ "Красногорская гимназия";
- согласно пояснениям Заказчика, а также документам, представленным в материалы дела, Обществом не были выполнены работы, предусмотренные контрактом;
- Обществом не была представлена мотивированная позиция относительно неисполнения условий контракта;
- отсутствие субподрядных организаций в регионе нахождения объекта по контракту не является основанием для неисполнения условий контракта, поскольку контракт заключается ООО "СКС", то есть обязательства по исполнению данного контракта лежит на Обществе, которое не осуществило ни одного действия для исполнения контракта силами Общества.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "СКС" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "СКС" (ИНН 2508136559, ОГРН: 1192536032028, КПП: 250801001, Приморский край, г. Находка, ул. Шоссейная, директор: <_>, ИНН 250824695936) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-01072-2023 "Капитальный ремонт здания МАОУ "Красногорская гимназия" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000439) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СКС" (ИНН 2508136559) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
13.06.2023 |
15.06.2023 |
13.06.2023 |
0 |
14.06.2023 |
21.06.2023 |
20.06.2023 |
0 |
23.06.2023 |
21.06.2023 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 июня 2023 г. N 018/06/104-454/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2023