Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "Республиканский клинико-диагностический центр МЗ УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ООО "ИННОВАТРЭЙД" (ИНН 6679156552) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "N 45235 Перчатки хирургические" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122019356, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "ИННОВАТРЭЙД" <_> (доверенность от 06.06.2023 б/н),
представителя Заказчика <_> (доверенность от 17.03.2023 N17),
в отсутствии представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
28.11.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 183 141,30 рублей.
06.12.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.12.2022 NИЭА1 поступило пять заявок на участие в Аукционе, победителем признано ООО "ИННОВАТРЭЙД".
19.12.2022 между ООО "ИННОВАТРЭЙД" и Заказчиком был заключен контракт (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательство по поставке перчаток хирургических (далее - Товар). Цена Контракта 540 859,00 рублей.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 30.05.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 2.2. Контракта срок исполнения контракта:
- Срок поставки: в течение 20 рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика.
- Период поставки: стороны определили, что поставка Товара должна осуществляться с таким расчетом, чтобы обязательства Сторон по поставке Товара и его приемке были завершены в пределах срока действия контракта.
23.01.2023 Заказчик направил в адрес Общества заявку на поставку товара, в соответствии с которой ООО "ИННОВАТРЭЙД" должно поставить Товар не позднее 20.02.2023. Запрошенный Товар поставлен в полном объеме, что подтверждается счетом-фактурой N86 от 25.01.2023.
02.03.2023 Заказчик направил в адрес Общества заявку на поставку товара на общую сумму 38 300,50 руб., в соответствии с которой ООО "ИННОВАТРЭЙД" должно поставить Товар не позднее 30.03.2023. Согласно заявке, Заказчик просит поставить Товар:
1) Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные/ Перчатки медицинские смотровые и хирургические стерильные и нестерильные, опудренные и неопудренные 6. Перчатки хирургические латексные стерильные, неопудренные, текстурированные (размер 8) - 600 пар;
2) Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные/ Перчатки медицинские смотровые и хирургические стерильные и нестерильные, опудренные и неопудренные 6. Перчатки хирургические латексные стерильные, неопудренные, текстурированные (размер 7) - 600 пар;
3) Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные/ Перчатки медицинские смотровые и хирургические стерильные и нестерильные, опудренные и неопудренные 6. Перчатки хирургические латексные стерильные, неопудренные, текстурированные (размер 7,5) - 1300 пар;
4) Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные/ Перчатки медицинские смотровые и хирургические стерильные и нестерильные, опудренные и неопудренные 6. Перчатки хирургические латексные стерильные, неопудренные, текстурированные (размер 6,5) - 750 пар.
02.03.2023 Заказчик направил в адрес Общества заявку на поставку товара на общую сумму 104 892 руб., в соответствии с которой ООО "ИННОВАТРЭЙД" должно поставить Товар не позднее 30.03.2023. Согласно заявке, Заказчик просит поставить Товар:
1) Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные/ Перчатки хирургические - стерильные, неопудренные, текстурированные, анатомической формы, из натурального латекса - IMPro Obstetrics PF (размер 7,5) - 100 пар;
2) Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные/ Перчатки медицинские смотровые и хирургические стерильные и нестерильные, опудренные и неопудренные 6. Перчатки хирургические латексные стерильные, неопудренные, текстурированные (размер 8) - 100 пар;
3) Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные/ Перчатки медицинские смотровые и хирургические стерильные и нестерильные, опудренные и неопудренные 6. Перчатки хирургические латексные стерильные, неопудренные, текстурированные (размер 7) - 7000 пар;
4) Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные/ Перчатки медицинские смотровые и хирургические стерильные и нестерильные, опудренные и неопудренные 6. Перчатки хирургические латексные стерильные, неопудренные, текстурированные (размер 7,5) - 1000 пар.
Общество уведомило Заказчика о возникших сложностях с поставкой Товара, вызванных ограничительными мерами в отношении Российской Федерации со стороны недружественных государств, вследствие чего ООО "ИННОВАТРЭЙД" не сможет исполнить взятые на себя обязательства в срок. Письмо также содержало предложение Общества расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Запрошенный Товар был поставлен Заказчику не в полном объеме, что подтверждается счетом-фактурой N328 от 06.03.2023 (по первой заявке от 02.03.2023 поставлен товар только по позициям 2, 3 и 4), счетом-фактурой N330 от 06.03.2023 (по второй заявке от 02.03.2023 поставлен товар только по позициям 3 и 4).
В соответствии с п. 12.8. Контракта любое уведомление (извещение, требование, претензия), которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с контрактом, направляется в письменной форме по электронной почте или факсимильной связью с последующим представлением оригинала способом, позволяющим подтвердить факт его направления (факсограмма, телеграмма, заказное письмо с уведомлением о вручении, вручение представителю Стороны под роспись и т.д.). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, а также при наличии функциональных возможностей Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), обмен уведомлениями (извещениями, требованиями, претензиями) осуществляется Сторонами с использованием ЕИС.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.05.2023 Заказчик 19.04.2023 направил в личный кабинет Общества в ЕИС претензию N 07-15/890 с требованием поставить Товар по заявке на сумму 38 300,50 руб. от 02.03.2023 в течение 20 рабочих дней с момента получения претензии, т.е. не позднее 17.05.2023.
В соответствии с п. 12.2. Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с п. 12.2. Контракта Заказчиком было принято решение о расторжении государственного контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8, ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
ООО "ИННОВАТРЭЙД" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Общества, выразившаяся в следующем.
Общество не поставило товар по Контракту Заказчику.
Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Комиссия Удмуртского УФАС отмечает, что указание Общества на тот факт, что в действиях ООО "ИННОВАТРЭЙД" в части нарушения сроков поставки Товара отсутствует неоднократность, не может быть принято к рассмотрению на том основании, что Обществом фактически нарушены сроки поставки Товара по двум заявкам от 02.03.2023: на общую сумму 38 300,50 руб. и на общую сумму 104 892 руб. - что подтверждается сведениями, размещенными в ЕИС, а также нарушен срок поставки по претензии N 07-15/890 от 19.04.2023.
Комиссия также отмечает, что Контрактом прямо предусмотрена возможность обмена уведомлениями (извещениями, требованиями, претензиями) между сторонами посредством ЕИС. Таким образом, указание Общества на то обстоятельство, что направленная в его адрес претензия была отправлена с нарушениями положений Контракта, не может быть принято Комиссией в качестве обоснования для нарушения ООО "ИННОВАТРЭЙД" сроков поставки Товара, указанных в претензии.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 ст. 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком 31.05.2023.
Таким образом, Общество могло совершить действия, направленные на недопущение рассмотрения вопроса о его включении в реестр недобросовестных поставщиков, а именно: поставить запрашиваемый Заказчиком товар в срок не позднее 13.06.2023. Вместе с тем, ООО "ИННОВАТРЭЙД" не исполнило принятых на себя обязательств по Контракту и в этот срок.
Указание Общества на ограничительные меры в отношении Российской Федерации со стороны недружественных государств также не может служить обоснованием неисполнения принятых ООО "ИННОВАТРЭЙД" обязательств по Контракту, поскольку в качестве страны происхождения товара по всем позициям спецификации к Контракту указана Китайская Народная Республика, не входящая в Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р.
Кроме этого, поставляемый по Контракту товар имеет социальную значимость, так как является медицинским изделием, необходимым для оказания медицинских услуг Заказчиком, являющимся учреждением здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь. Невыполнение обязательств по предоставлению товара по Контракту поставило под угрозу работу Заказчика, оказание медицинской помощи пациентам.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае одностороннего отказа Заказчиком от исполнения Контракта и возможность включения сведений об Обществе в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "ИННОВАТРЭЙД", так как Общество не предприняло меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "ИННОВАТРЭЙД" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ИННОВАТРЭЙД" (ИНН 6679156552) в связи с односторонним отказом от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N 45235 Перчатки хирургические" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122019356) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ИННОВАТРЭЙД" (ИНН 6679156552) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
13.06.23 |
15.06.23 |
14.06.23 |
0 |
14.06.23 |
21.06.23 |
20.06.23 |
0 |
23.06.23 |
22.06.23 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 июня 2023 г. N 018/06/104-455/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023