На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, в связи с поступившим поручением ФАС России от 13.06.2019 года исх. N МЕ/49839-ПР/19 о проведении проверок в отношении заказчиков, осуществляющих закупки в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 07.06.2023 N182/23, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "__"
Членов инспекции: "__"
в присутствии:
"___." - директора ГБУ Брянской области ''Лесопожарная служба'', действующего на основании Приказа Управления лесами Брянской области N 24-к от 08.07.2012;
в отсутствие представителей уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком ГБУ Брянской области ''Лесопожарная служба'', уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на поставку квадроцикла (мотовездехода, снегоболотохода) в комплекте с транспортным прицепом для нужд ГБУ Брянской области "Лесопожарная служба" в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" на модернизацию материально-технической базы государственных учреждений специализированной лесопожарной техникой за N 0127200000223000328, установила:
02.02.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение на поставку квадроцикла (мотовездехода, снегоболотохода) в комплекте с транспортным прицепом для нужд ГБУ Брянской области "Лесопожарная служба" в рамках Федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" на модернизацию материально-технической базы государственных учреждений специализированной лесопожарной техникой за N 0127200000223000328.
Начальная цена контракта - 2 195 700,00 руб.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.02.2023 NИЭА1 до окончания срока подачи заявок поступило 2 заявки на участие в аукционе.
27.02.2023 между заказчиком ГБУ Брянской области "Лесопожарная служба" и ИМ Бойковым А.Ю. заключен контракт.
До проведения внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ГБУ Брянской области "Лесопожарная служба" (вх. N 4073-ЭП/23 от 16.06.2023), уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области (вх. N 3918-ЭП/23 от 08.06.2023).
По итогам внеплановой проверки инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком ГБУ Брянской области "Лесопожарная служба" нарушены положения п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в соответствии с которыми в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа, поскольку в проекте государственного контракта отсутствует обязательное условие о конкретном сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств.
Выявленные в действиях заказчиков нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком ГБУ Брянской области "Лесопожарная служба" при осуществлении закупки нарушены положения ч.4, ч. 5 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145), поскольку заказчиком при описании объекта закупки не использована позиция КТРУ на "Прицеп для перевозки квадроциклов", а также необоснованно установлены дополнительные характеристики данного товара, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ.
Объектом осуществляемой закупки является поставка квадроцикла (мотовездехода, снегоболотохода) в комплекте с транспортным прицепом.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения Постановления Правительства N 145 содержат требование об использовании заказчиками при описании товаров, подлежащих поставке, с использованием информации о наименовании и характеристиках таких товаров, содержащихся в КТРУ. Положениями п. 5 Постановления Правительства N 145 предусмотрена возможность включения заказчиком в описание объекта дополнительной информации к товарам, за исключением случая установления в соответствии с Постановлением N 878 ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно информации из единой информационной системы в сфере закупок, Прицеп, приобретаемый заказчиком в рамках рассматриваемой закупки, включен в позицию КТРУ, в том числе, 29.20.23.110-00000014 "Прицеп", при этом данная позиция КТРУ содержит обязательные для применения характеристики товара, в том числе, "вид прицепа", "полная масса", "тип базовой машины".
Вместе с тем, установлено, что заказчиком при описании объекта закупки не включена информация об обязательных характеристиках товара из соответствующей позиции КТРУ.
Кроме того, заказчиком ГБУ Брянской области "Лесопожарная служба", в нарушение п. 5 Правил использования КТРУ, при описании объекта закупки использованы дополнительные характеристики товара, не регламентированные соответствующей позицией КТРУ, без надлежащего обоснования использования данных характеристик, в частности, "тип тсу", "задний откидной борт" и т.д.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком ГБУ Брянской области "Лесопожарная служба" нарушены положения ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также п.10 Постановления Правительства N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616), в соответствии с которыми для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным указанным постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке: в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), поскольку заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлено требование о предоставлении информации и/или документов, предусмотренных требованиям указанного Постановления в отношении товара "Прицеп", приобретаемого заказчиком в рамках рассматриваемой закупки.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616, при этом извещением определено, что закупаемый товар соответствует коду по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) 29.10.52.130 "Квадроцикл (мотовездеход, снегоболотоход)".
Вместе с тем, объектом осуществляемой закупки является поставка квадроцикла (мотовездехода, снегоболотохода) в комплекте с транспортным прицепом.
Как установлено ранее, прицеп, приобретаемый заказчиком в рамках рассматриваемой закупки, включен в позицию КТРУ, в том числе, 29.20.23.110-00000014 "Прицеп" и имеет код ОКПД 2- 29.20.23.110 "Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадроциклам".
Так же установлено, что указанный код, на Прицеп, так же как и на Квадроцикл входит в перечень кодов, к которым применяются положения Постановления N 616.
Одновременно с этим, Инспекцией Брянского УФАС России установлено, что в п. 4.1 Требований к содержанию и составу заявки на участие в аукционе отсутствует указание на то, что участникам закупки необходимо представлять документы и сведения в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, в том числе, в отношении товара, входящего в объект закупки "Прицеп".
Указанное нарушение, допущенное заказчиком, привело к тому, что участниками закупки, подавшими заявки на участие в рассматриваемой закупки не представлены в составе заявок документы и сведения в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, в том числе, в отношении товара, входящего в объект закупки "Прицеп".
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заказчиком ГБУ Брянской области "Лесопожарная служба" нарушены положения ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также п.12 Постановления N616, в соответствии с которыми для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу), поскольку заказчиком включены в состав одного лота товары, включенные в Перечень Постановления N 616 и не включенные в него.
Постановлением N 616 утвержден Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень Постановления N 616).
Объектом осуществляемой закупки является поставка квадроцикла (мотовездехода, снегоболотохода) в комплекте с транспортным прицепом.
Как было установлено ранее, в Перечень Постановления N 616 включены 29.10.52.130 "Квадроцикл (мотовездеход, снегоболотоход)" и 29.20.23.110 "Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадроциклам".
При этом, в рамках рассматриваемой закупки, согласно Описания объекта закупки, заказчиком приобретается товар - "Шлем для квадроцикла", который не входит Перечень Постановления N 616.
Таким образом, предполагаемые к закупке товары - 29.10.52.130 "Квадроцикл (мотовездеход, снегоболотоход)" и 29.20.23.110 "Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадроциклам" включены в Перечень Постановления N 616, товар "Шлем для квадроцикла" не входит в Перечень Постановления N 616.
Следовательно, заказчиком включены в состав одного лота товары, включенные в Перечень Постановления N 616 и не включенные в него.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения внеплановой проверки, инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Признать в действиях заказчика ГБУ Брянской области "Лесопожарная служба" нарушение требований п. 1 ч. 13 ст. 34, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, п. 10, 12 Постановления Правительства N 616, п.4, 5 Правил Постановления Правительства N 145.
2. Не выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе в виду заключения контракта.
3. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы проверки для рассмотрения вопрос о возбуждении дела о административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции "__.."
Члены инспекции "___"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 21 июня 2023 г. N 032/06/99-469/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2023