Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, М.А. Грицай, главный специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) сведений в отношении ООО "Центр Красноярск", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Центр Красноярск" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на создание и размещение телесюжетов о деятельности в области обращения с отходами на телеканале, вещающем на территории г. Красноярска, извещение N 0119200000123001502 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ООО "Центр Красноярск" условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО "Центр Красноярск" (далее - общество, поставщик) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки РНП N 024/10/104-1772/2023, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
До начала рассмотрения обращения обществом было направлено ходатайство о предоставлении возможности участия в рассмотрении посредством ВКС.
Указанное ходатайство было удовлетворено, ссылка направлена в адрес общества.
Рассмотрение обращения по существу состоялось 26.06.2023 в 14 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20 в присутствии представителей заказчика, общества, надлежащим образом подтвердивших свои полномочия и личности.
Из обращения заказчика, следует, что между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО "Центр Красноярск" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт на создание и размещение телесюжетов о деятельности в области обращения с отходами на телеканале, вещающем на территории г. Красноярска от 11.03.2023.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО "Центр Красноярск" своевременно направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 14.02.2023 было размещено извещение о проведении совместного электронного аукциона "Создание и размещение телесюжетов о деятельности в области обращения с отходами на телеканале, вещающем на территории г. Красноярска", извещение N 0119200000123001502.
Комиссия отмечает, что ООО "Центр Красноярск" добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо создать и разместить телесюжеты, являющиеся предметом контракта.
Согласно п. 1.1. контракта, Исполнитель обязуется оказать услуги "Создание и размещение телесюжетов о деятельности в области обращения с отходами на телеканале, вещающем на территории г. Красноярска" (далее по тексту - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в Контракте.
В соответствии с техническим заданием исполнитель создает и размещает телевизионный сюжет, в эфире телеканала, осуществляющего наземное эфирное вещание на территории г. Красноярска.
В качестве требований к содержанию услуг указано следующее:
- Создание и размещение 5 (пяти) телевизионных сюжетов;
Телевизионный сюжет должен содержать достоверную и объективную информацию об обращении с отходами, в том числе об экологических требованиях в области обращения с отходами, использовании отходов в качестве вторичного сырья, действующих на территории края пунктах приёма и сбора вторичного сырья, действиях исполнительной власти по реализации мероприятий подпрограммы "Охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов".
Хронометраж одного телевизионного сюжета - не менее 120 секунд. Создание телесюжета: заявка на создание телевизионного сюжета подается Заказчиком не позднее, чем за сутки до запланированной даты эфира любым удобным способом (телефонограмма, факсимильное или электронное сообщение), с четким изложением освещаемых проблем исходя из актуальности и значимости происходящих событий на территории Красноярского края.
В заявке обязательно указывается предварительная тема сюжета, дата, время и место осуществления съемки (записи) телевизионного сюжета, срок подготовки и согласования с Заказчиком текстового варианта телевизионного сюжета, а также эксперты, специалисты, чьи комментарии необходимо привлечь для подготовки сюжета, дата его размещения на телевидении (выхода в эфир).
Исполнитель направляет подготовленную к эфиру предварительную версию телевизионного сюжета Заказчику для согласования (текстовый вариант) в сроки, указанные в заявке.
В целях обеспечения оперативности размещения на телевидении (выхода в эфир) телевизионного сюжета допускается согласование текстового варианта сюжета по электронной почте со специалистом, ответственным за взаимодействие со средствами массовой информации и информационное сопровождение деятельности Заказчика.
В случае наличия у Заказчика замечаний по материалам сюжета исполнитель вносит соответствующие изменения до выхода в эфир.
Сюжеты размещаются в эфире телеканала, который является обязательным общедоступным телеканалом в соответствии со статьей 32.1 Федерального закона от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Согласно пункту 8.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 07.06.2023. Решение было размещено в ЕИС 07.06.2023.
Комиссия установила, что заказчик перевел контракт в статус "Исполнение прекращено" 20.06.2023 (вкладка "Журнал событий"). Таким образом, заказчиком соблюден срок одностороннего расторжения контракта, установленный действующим законодательством. В связи с указанным, довод общества относительно того факта, что заказчиком нарушена процедура одностороннего расторжения контракта, не может быть признан состоятельным.
При этом из пояснений сторон (в том числе их представителей) следует следующее.
Общество указывает, что в рамках действующего контракта от заказчика не поступало заявок на создание телесюжетов, вместе с тем контрактом предусмотрен порядок взаимодействия сторон, который предполагает со стороны заказчика формирование и направление заявки в адрес общества любым удобным способом (телефонограмма, факсимильное или электронное сообщение).
Относительно указанного довода заказчиком на обозрение Комиссии были представлены заявки, которые направлялись в адрес общества. Однако, учитывая тот факт, что общество также является исполнителем по контракту, заключенному с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края с аналогичным предметом, но с более широкой территорией (Красноярский край), не представляется возможным установить в рамках исполнения какого из контрактов были направлены заявки, поскольку из содержания заявок не следует указание на контракт, в рамках которого они направляются. Вместе с тем заявки также не имеют реквизитов, по которым указанный документ возможно идентифицировать. Так в заявках отсутствуют дата, номер, подпись лица, уполномоченного на формирование такой заявки.
В ответ на указанные пояснения заказчика, общество сообщило, что полагало, что заявки направленные заказчиком, относятся к исполнению иного контракта и исполняло их.
Заказчиком факт исполнения заявок по иному контракту не отрицался. Однако, заказчиком также было указано на тот факт, что телесюжеты были размещены на канале, который не относится к обязательным общедоступным телеканалам.
Относительно указанного Комиссия отмечает, что техническим заданием не установлен перечень каналов, размещение на которых является надлежащим исполнением условий контракта. Вместе с тем у Комиссии отсутствовали достаточные доказательства того, что канал "Центр Красноярск" не осуществляет наземное эфирное вещание на территории г. Красноярска.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что общество добросовестно заблуждалось, когда предполагало, что заявки направленные заказчиком направлены в рамках исполнения иного контракта. Вместе с тем такое заблуждение возникло по причине ненадлежащим образом оформленных заказчиком заявок.
Таким образом, материал в рамках направленных заявок был подготовлен и согласован с заказчиком, однако, указанные действия были совершены, как полагало общество в рамках исполнения иного контракта.
Подводя итог, Комиссия отмечает, что не усматривает в действиях общества недобросовестного поведения, поскольку как было указано ранее общество было введено в заблуждение ненадлежащим образом оформленными заказчиком заявками. Указанное не может и не должно вменяться обществу в вину и порождать применение санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, Комиссия установила, что обществом были исполнены обязательства по направленным в его адрес заявкам, что свидетельствует о заинтересованности общества в исполнении условий контракта, указанное в силу пункта 15 Правил является основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссия не установила оснований для включения сведений в отношении ООО "Центр Красноярск" в Реестр.
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что общество должно быть подвержено такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия решила сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Центр Красноярск", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова
|
|
М.А. Грицай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 июня 2023 г. N 024/10/104-1772/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2023