Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
представителей Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования;
представителя Общества,
рассмотрев материалы Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения (далее - Заказчик) о включении сведений об Обществе (далее - Поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
19.06.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность" (извещение N 0340100013823000011).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 23.06.2023 г.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений Исполнителем условий контракта, поскольку в регламентированные сроки Исполнителем не предоставлена копия учебной программы профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность", согласованной с ФСБ России, в связи с чем, 05.06.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было размещено в ЕИС. Решение вступило в законную силу 16.06.2023 г.
Согласно пояснениям Исполнителя, между государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и Обществом заключен государственный контракт на оказание образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность". Согласно п. 8.2 Приложения к Контракту учебная программа должна удовлетворять требованиям, установленным Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313. Пунктом 4 Положения определен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств. Образовательная деятельность по профессиональной переподготовке по направлению "Информационная безопасность" в составе данного перечня отсутствует. Считает, что требование обязательного согласования программы с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности являются нарушением законодательства, а именно п. 18 Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации N 1316 от 19.10.2020 года. Кроме того, во время оказания услуг по контракту появилась дополнительная информация, отсутствующая в аукционной документации, о проведении обучения специалистов Заказчика, в рамках получения им лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Данная информация является препятствующей исполнению контракта, в связи с некорректно составленным описанием объекта закупки. Заказчику было предложено расторгнуть контракт по согласию сторон, на что он ответил отказом. Просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
12.04.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2023 NИЭА1 победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером заявки 95 с ценой 45000 рублей.
02.05.2023 г. между Заказчиком и Обществом был заключен Контракт на оказание образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность" на общую сумму 45000 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 8.2 Технического задания (приложение к Контракту) учебная программа должна удовлетворять требованиям, установленным Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313.
Согласно п. 8.3 Технического задания учебная программа должна быть согласована с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ России).
Пунктом 8.5 Контракта предусмотрен односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 8.6.1.1. существенным нарушением Контракта со стороны Исполнителя является не предоставления в течение 1 (одного) рабочего дня с момента заключения Контракта заверенной Исполнителем копии учебной программы профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность", согласованной с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ России) и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 05.06.2023 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение N 5383/09 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Контракта.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Исполнителем 05.06.2023 г. в 09:08.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя является 05.06.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 16.06.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 19.06.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Согласно информации из ЕИС, Общество является активным участником закупок и имеет 370 контрактов, которые исполнены или находятся на стадии исполнения.
Учитывая цену неисполненных Исполнителем обязательств (45000 руб.), положительный опыт участия в закупках, Комиссия Кировского УФАС России считает применение к Обществу санкции в виде включения в Реестр недобросовестных поставщиков несоразмерной.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность" (извещение N 0340100013823000011) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 23 июня 2023 г. N 043/10/104-631/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023