Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное бюджетным учреждением Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги и мосты" (далее - общество, подрядчик, ООО "АДМ") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 32-2019/ПИР, заключенного 26.07.2019 по результатам осуществления Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) закупки в форме открытого конкурса в электронной форме "Выполнение изыскательских и проектных работ по объекту "Строительство операционного корпуса по ул. Булатова, д. 105, г. Омск" (Реестровый номер "19.14.0992")" (извещение N 0152200004719000939) (далее соответственно - конкурс, закупка, контракт),
в присутствии представителей общества - "_" (доверенность N 1/23 от 01.06.2023), "_" (доверенность N 1/23 от 01.06.2023);
при участии посредством видео-конференц-связи представителей заказчика - "_" (доверенность N 5 от 09.01.2023), "_" (доверенность N 65 от 21.12.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 5481-ЭП/23 от 15.06.2023) обращение о включении информации о подрядчике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 11.06.2019 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0152200004719000939 с начальной (максимальной) ценой контракта 8 063 877,10 руб.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 15.07.2019 победителем закупки определено ООО "АДМ" с ценой контракта 4 850 000 руб.
26.07.2019 между заказчиком (полномочия переданы Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (соглашение N 1 от 17.12.2021) и ООО "АДМ" заключен контракт N 32-2019/ПИР с ценой 4 850 000 руб. (номер реестровой записи контракта 2550300779519000059).
30.05.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа (исх. N 02-1565 от 29.05.2023).
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 13.06.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об ООО "АДМ" подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьями 759 и 760 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;
согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В соответствии со статьей 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором:
уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ;
использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;
оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;
участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления;
возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика;
привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1, 6.3.2, 6.3.6, 6.4.1, 6.4.5, 6.4.6, 6.4.7, 6.4.8 контракта было установлено следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Государственного заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить изыскательские и проектные работы по объекту "Строительство операционного корпуса по ул. Булатова, д. 105, г. Омск" (далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязуется принять результат работ и обеспечить оплату его в соответствии с настоящим контрактом.
Работы по настоящему контракту выполняются Подрядчиком в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ (Приложение N 1 к настоящему контракту) (далее - Техническое задание).
Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - с момента заключения настоящего контракта, окончание срока выполнения работ - 9 декабря 2019 года. Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения и оплаты выполненных работ (Приложение N 2 к настоящему контракту) (далее - График).
Государственный заказчик обязан:
Оказывать Подрядчику содействие в выполнении работ в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
Предоставить Подрядчику сведения и/или документы, необходимые для выполнения обязательств по настоящему контракту, в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей Подрядчика.
Подрядчик вправе:
Получать от Государственного заказчика содействие в выполнении работ в соответствии с условиями настоящего контракта.
Направлять Государственному заказчику письменные запросы и получать от него сведения, документы, необходимые для выполнения обязательств по настоящему контракту, а также разъяснения и уточнения по вопросам выполнения работ в рамках настоящего контракта.
Привлечь для выполнения работ по настоящему контракту субподрядчиков.
Подрядчик обязан:
Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
Передать Государственному заказчику результаты выполненных работ в соответствии с условиями настоящего контракта.
В ходе проведения Государственным заказчиком государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства сопровождать получение заключения о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов и устранять выявленные замечания в срок, установленный организациями по проведению государственной экспертизы.
Доработать рабочую документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.
В случае получения отрицательных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, отрицательного заключения по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства устранить замечания и повторно направить откорректированные проектную документацию и результаты инженерных изысканий для получения положительного заключения государственной экспертизы и получения положительного заключения достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Оплата повторной государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и повторной проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства производится за счет Подрядчика".
Пункт 5 Технического задания (Приложение N 1 к государственному контракту) предусматривал стадии:
- проектная документация;
- рабочая документация.
Графиком выполнения и оплаты выполненных работ (Приложение N 2 к государственному контракту) установлены этапы выполнения работ.
Пунктом 6.1.3 контракта было предусмотрено, что государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Хронология взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта свидетельствует о следующем:
Работы по первому этапу (включающему в себя выполнение расчета нагрузок для получения технических условий на присоединение к инженерным сетям (срок до 05.08.2019), выполнение инженерных изысканий (срок до 14.08.2019), разработку проектной документации (стадия П) (срок до 09.09.2019), сопровождение получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства (до 08.11.2019)) фактически были выполнены подрядчиком 17.04.2023 (положительное заключение государственной экспертизы (указанное следует из объяснений сторон)).
27.04.2023 и 10.05.2023 заказчик уведомляет (исх. N N 06-1288, N 06-1376) подрядчика о необходимости предоставления проектной документации в соответствии с пунктом 21 Технического задания (Приложение N 1 к государственному контракту).
Подрядчик 10.05.2023 (исх. N 36, N 37) направляет в адрес заказчика проектную документацию, накладную, акт о приемке выполненных работ.
Из пояснений заказчика и подрядчика следует, что обществом 10.05.2023 проектная документация была представлена не в соответствии с требованиями пункта 21 Технического задания (Приложение N 1 к государственному контракту).
Указанное также подтверждается письмом заказчика от 12.05.2023 N 06-1411, в котором отражен перечень замечаний к проектной документации.
25.05.2023 письмом (исх. N 42) подрядчик направляет проектную документацию и накладную.
Акт о приемке выполненных работ N 1 от 25.05.2023 на сумму 1940000 руб. подписан заказчиком 29.05.2023.
Оплата указанных работ произведена заказчиком 31.05.2023 (платежное поручение N 728).
Из материалов дела следует, что работы в рамках второго этапа подрядчиком не выполнены.
Учитывая, что обществом были нарушены существенные условия контракта, 30.05.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления подрядчика является 30.05.2023.
Следовательно, в период с 31.05.2023 по 09.06.2023 подрядчик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 13.06.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил подрядчик считается надлежащим образом уведомленным о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения заказчика.
Омским УФАС России 20.06.2023 в адрес общества было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 21.06.2023 письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 22.06.2023 в 10:40 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом были представлены объяснения (вх. N 5699-ЭП/23 от 21.06.2023), из содержания которых следует, что нарушение условий контракта было вызвано объективной невозможностью выполнения предусмотренных работ в регламентированные сроки.
Обществом отмечено, что подрядчик предпринимал все зависящие от него меры для выполнения работ, устранения недостатков.
В материалы дела обществом была представлена переписка с заказчиком в рамках выполнения работ по первому этапу исполнения контракта (согласно приложению к (вх. N 5699-ЭП/23 от 21.06.2023), подтверждающая, по его мнению, приведенные доводы.
Изучив представленные информацию и документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к выводу, что подрядчиком были нарушены существенные условия контракта о промежуточных и конечном сроках выполнения работ.
По условиям контракта результат работ должен был быть сдан заказчику до 09.12.2019 включительно.
На момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также на момент рассмотрения настоящего обращения заказчика работы в полном объеме не выполнены (первый этап исполнен со значительным нарушением установленного срока).
Доводы общества о принятии им необходимых мер для надлежащего выполнения работ, объективной невозможности выполнения таких работ в установленный срок Комиссией отклоняются на основании следующего.
Из материалов дела следует, что нарушение срока выполнения работ в рамках первого этапа исполнения контракта было вызвано, в том числе отсутствием надлежащих исходных данных. Общество неоднократно запрашивало у заказчика дополнительные документы и информацию, выявляло недостатки, о чем заказчик уведомлялся.
Вместе с тем с учетом выявленных недостатков еще на начальном этапе выполнения работ общество производство работ фактически не приостанавливало, следовательно, своими действиями согласилось на выполнение работ при имеющихся обстоятельствах.
Кроме того, подрядчик согласился на фактическое внесение изменений существенных условий контракта (внесение изменений в Техническое задание (приложения N 1 и N 3 к Техническому заданию)) без заключения дополнительных соглашений, а равно без изменения (увеличения) срока выполнения работ, срока исполнения и цены контракта, что по своей сути не соответствует требованиям статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, с учетом внесенных "изменений" подрядчику необходимо было выполнить работы по проектированию 7 этажного здания (ориентировочная площадь этажа 800 м2) при изначальном условии 4 надземных этажа (ориентировочная площадь этажа 600 м2).
По убеждению Комиссии, общество, являясь профессиональным участником контрактной системы (пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе), действуя в рамках заключенного контракта, должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Приняв на себя вышеизложенные обязательства (без внесения в соответствии со статьей 95 Федерального закона о контрактной системе соответствующих изменений условий контракта (в части срока выполнения работ, цены контракта) допустило небрежность.
Комиссия также отмечает, что в действиях заказчика при исполнении встречных обязательств, каких-либо препятствий к выполнению обществом работ не усматривается, так заказчик предоставлял истребуемые обществом информацию и документы, оказывал содействие в получении необходимых согласований.
Обязательства по контракту подрядчиком фактически исполнялись ненадлежащим образом с существенным нарушением сроков производства работ настолько медленно, что делало невозможным их окончание к установленному контрактом сроку.
Материалами дела подтверждено, что заказчиком неоднократно в адрес общества направлялись претензии о необходимости ускорить темпы выполнения работ и начислялись неустойки (исх. N 02-1687 от 27.08.2019, N 02-0065 от 16.01.2020, N 02-0479 от 27.02.2020, N 02-1340 от 18.06.2020, N 02-2381 от 19.10.2020, N 02-3188 от 25.12.2020, N 02-783 от 21.10.2021, N 02-3062 от 23.11.2021, N 02-3308 от 21.12.2021, N 02-0444 от 21.02.2022, N 02-0914 от 04.04.2022, N 02-0180 от 24.01.2023, N 02-0716 от 14.03.2023, N 02-1341 от 04.05.2023).
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта общий размер начисленной неустойки составляет 1550060 руб. Требования об уплате неустоек подрядчиком не исполнены.
Комиссия учитывает, что при получении положительного заключения государственной экспертизы от 17.04.2023 проектная документация в соответствии с условиями контракта была представлена заказчику только 25.05.2023, при том, что заказчик уведомлял подрядчика о необходимости предоставления такой документации.
Кроме того, Комиссия считает, что обществом не представлено доказательств принятия надлежащих мер для выполнения работ по разработке рабочей документации в срок после получения положительного заключения государственной экспертизы до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Обществом также не реализовано право на устранение нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в регламентированный законом срок.
При рассмотрении настоящего обращения заказчика доказательств выполнения работ по разработке рабочей документации также не представлено.
Невозможность выполнения указанных работ в отведенные сроки (фактически с 18.04.2023 по 09.06.2023) материалами дела не подтверждена (в том числе с учетом возможности привлечения к выполнению таких работ субподрядчиков (пункт 6.3.6 государственного контракта)).
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В данном случае подрядчиком не указано на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта; обществом не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В данном случае характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых обязательств по контракту; избранная модель поведения обществом, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об ООО "АДМ" подлежит включению в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги и мосты" ИНН 5507252036, КПП 550701001;
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги и мосты" "_".
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
13.06.2023 |
15.06.2023 |
15.06.2023 |
0 |
15.06.2023 |
22.06.2023 |
22.06.2023 |
0 |
27.06.2023 |
27.06.2023 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 июня 2023 г. N 055/10/104-726/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023