Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя Инспекции: |
Члены Инспекции: |
|
(далее также - Инспекция),
рассмотрев обращение заказчика - Дальневосточное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта и материалы дела N7-5/109, на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закона о контрактной системе), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961 "Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 961),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) от Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее - заказчик) поступило обращение о согласовании заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "ДТСК" (ИНН 2723215890).
Из обращения заказчика следует, что основанием для обращения послужило признание открытого аукциона в электронной форме на поставку автомобильного топлива бензин 3 квартал (извещение N 0122100010923000005) несостоявшимся в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по основанию: по окончании срока подачи заявок, не подано ни одной заявки, в связи с чем просит согласовать заключение контракта с единственным поставщиком.
В соответствии с пп. "а" п. 11 Постановления N 961, Инспекцией проведена внеплановая проверка в отношении аукциона в электронной форме.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее.
Извещение N 0122100010923000005 о проведении размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - 08.06.2023.
Предмет закупки: поставка автомобильного топлива бензин 3 квартал.
Начальная (максимальная) цена контракта 48 600,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 16.06.2023 10:00 (МСК+7).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2023 NИЭА1 торги признаны несостоявшимися по основанию: отсутствия поданных заявок.
Изучив материалы дела N7-5/109, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Извещением о закупке определен объект закупки ОКПД2 19.20.21.135 "Бензин автомобильный с октановым числом более 95, но не более 98 по исследовательскому методу экологического класса К5", без указания соответствующей позиции КТРУ.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" заказчиком установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки:
N п/п |
Наименование |
Качественные характеристики и требования |
|
Единицы измерения |
Количество |
||
|
Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу |
Класс не ниже |
Требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара |
Соответствие требованиям |
|
||
1. |
Бензин автомобильный АИ-95 (розничная реализация) |
|
Не ниже 5 |
Соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 |
л;^дм[3*] |
916 |
Инспекцией Хабаровского УФАС России, проанализировав описание объекта закупки, установила соответствие такого описания позиции КТРУ 19.20.21.100-00000008 "Бензин автомобильный (розничная реализация)".
Таким образом, в нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о закупке не указана соответствующая позиция КТРУ, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
На основании положений статьи 34 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 1042).
Пунктом 5 Правил N 1042 установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Пунктом 8.2.2 проекта контракта установлено, что За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийных обязательств), предусмотренных настоящим Контрактом, устанавливается штраф в размере 10% от цены настоящего Контракта и составляет 6 480 (шесть тысяч четыреста восемьдесят) руб. 00 коп.
Согласно Извещению о проведении закупки начальная (максимальная) цена контракта 48 600,00 рублей.
Таким образом, проанализировав условия пункта 8.2.2 проекта контракта, на предмет его соответствия, приведенным выше нормам права, Инспекция Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что указанное условие контракта не соответствует требованиям пункту 5 названных Правил, нарушает положения части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно пункту 13 Постановления N 961 контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки:
а) выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с частью 3 статьи 84 Федерального закона на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
г) установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
д) сокращения предусмотренного Федеральным законом срока подачи заявок на участие в закупке;
е) отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), отказа в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
ж) несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, либо информации, предусмотренной подпунктами "е" и "ж" пункта 7 настоящих Правил, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
з) несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона.
При проведении внеплановой проверки, не установлено обстоятельств, предусмотренных п. 13 Постановления N 961.
Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок, в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют сведения об ООО "ДТСК" (ИНН 2723215890).
В соответствии со сведениями единой информационной системы в сфере закупок, в ходе проведения закупки от участников закупки, иных лиц, не поступали жалобы, запросы на разъяснения, иная информация о наличии признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по рассматриваемой закупке.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу о необходимости согласования заказчику - Дальневосточному межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта возможность заключения государственного контракта с единственным поставщиком - ООО "ДТСК" (ИНН 2723215890).
Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания заказчику - Дальневосточному межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 93, 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 12 Постановления N 961, Инспекция Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Согласовать заказчику - Дальневосточному межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта возможность заключения государственного контракта по результатам осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку автомобильного топлива бензин 3 квартал (извещение N 0122100010923000005) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "ДТСК" (ИНН 2723215890).
2. Признать заказчика - Дальневосточное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта нарушившим часть 6 статьи 23, часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Дальневосточному межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта предписание о внесении изменений в проект контракта в части устранения выявленных нарушений Закона о контрактной системе при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "ДТСК" (ИНН 2723215890).
4. Передать материалы дела N7-5/109 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Инспекции: |
Члены Инспекции:
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 июня 2023 г. N 115 (ключевые темы: контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды - характеристика - росавиация - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2023