Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение заказчика - МТУ Росимущества в УР и Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ИП <_> (ИНН 182200180904) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Кадастровые работы с целью постановки на государственный кадастровый учет и уточнению границ земельных участков в Удмуртской Республике и Кировской области" (номер извещения в ЕИС - 0113100006322000037),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителей Заказчика: <_> (доверенность от 19.12.2022 N73), <_> (доверенность от 26.06.2023 N36),
в отсутствие представителей ИП <_>, уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
28.12.2022 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 000 000,00 рублей.
12.01.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2023 NИЭА2 поступило восемь заявок на участие в закупке, победителем по Аукциону признан ИП <_>.
13.02.2023 между ИП <_> и Заказчиком был заключен контракт (далее - Контракт), согласно которому ИП принял на себя обязательство по оказанию услуг по проведению кадастровых работ с целью постановки на государственный кадастровый учет и уточнения границ земельных участков в Удмуртской Республике и Кировской области. Цена Контракта 1 000 000,00 рублей.
В связи с неисполнением предпринимателем условий контракта Заказчиком 29.05.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно разделу 3 технического задания к Контракту состав кадастровых работ включает:
3.1. подготовительные работы (сбор и (или) изучение информации о земельных участках);
3.2. определение границ земельных участков, их согласование;
3.3. определение координат поворотных точек;
3.4. определение площади земельных участков;
3.5. подготовка схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа в виде файлов в формате XML;
3.6. составление межевых планов;
3.7. согласование границ земельных участков со смежными землепользователями, опубликование извещения о согласовании границ земельных участков (при необходимости);
3.8. постановка земельных участков на государственный кадастровый учет и получение выписок из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с п. 4.2. Контракта срок оказания услуг:
- по пунктам технического задания 3.1.; 3.2.; 3.3.; 3.4; 3.5; 3.6. с момента заключения контракта по 31.03.2023 - состав кадастровых работ
- по пункту технического задания 3.7 с 01.04.2023 по 30.06.2023 - состав кадастровых работ.
20.04.2023 Заказчиком в адрес ИП была направлена претензия N18-ЕР-02/3337 согласно которой из 66 необходимых к постановке на кадастровый учет участков на учет поставлено 4. Вместе с тем, окончательный срок исполнения указанных работ в соответствии с техническими заданиями N1 и N2 к Контракту - 31.03.2023. Претензия содержала требование выполнить предусмотренные техническим заданием работы в срок до 30.04.2023.
03.05.2023 Заказчиком в адрес ИП была направлена претензия N18-ЗК-02/3717 согласно которой из 66 необходимых к постановке на кадастровый учет участков на учет поставлено 6. Вместе с тем, окончательный срок исполнения указанных работ в соответствии с техническими заданиями N1 и N2 к Контракту - 31.03.2023. Претензия содержала требование выполнить предусмотренные техническим заданием работы в срок до 15.05.2023.
Согласно пп. "а" п. 6.3. Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Исполнитель уплачивает штраф в размере (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6.4 - 6.8 настоящего раздела) 10 процентов цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
03.05.2023 Заказчиком в адрес ИП была направлена претензия N18-ЕР-02/4522 согласно которой:
в соответствии с техническим заданием N1 к Контракту не исполнены работы на сумму 56 407,80 руб. в отношении 41 земельного участка (срок исполнения 31.03.2023);
в соответствии с техническим заданием N2 к Контракту не исполнены работы на сумму 499 751,16 руб. (срок исполнения 31.03.2023);
в соответствии с техническим заданием N3 к Контракту не исполнены работы на сумму 39 051,60 руб. (срок исполнения 25.04.2023);
в соответствии с техническим заданием N4 к Контракту не исполнены работы на сумму 56 407,80 руб. (срок исполнения 05.05.2023);
в соответствии с техническим заданием N5 к Контракту не исполнены работы на сумму 151 859,13 руб. (срок исполнения 31.05.2023).
Претензия также содержала требование об уплате штрафа в течение 3 рабочих дней с момента получения претензии.
Из представленной в материалы дела переписки между Заказчиком и ИП <_> следует, что предпринимателю неоднократно давались разъяснения относительно возникающих в ходе проведения работ вопросов, доказательств каких-либо препятствий к исполнению Контракта со стороны Заказчика ИП не представил.
Согласно п. 10.2. Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта другая Сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 10.2. Контракта Заказчиком было принято решение о расторжении государственного контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8, ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами. ИП <_> принял на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ИП, выразившаяся в следующем.
ИП <_> не оказал Заказчику услуг, предусмотренных Контрактом.
Заказчиком в адрес ИП направлялись претензии (20.04.2023, 03.05.2023, 01.06.2023) с требованием исполнить принятые на себя обязательства по Контракту, которые последним оставлены без рассмотрения.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае ИП предпочел не исполнять условия контракта, соответственно должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта и возможность включения сведений о предпринимателе в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ИП <_>, так как ИП не предпринял мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должен был совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП <_> (ИНН 182200180904) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Кадастровые работы с целью постановки на государственный кадастровый учет и уточнению границ земельных участков в Удмуртской Республике и Кировской области" (номер извещения в ЕИС - 0113100006322000037) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП <_> (ИНН 182200180904) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
12.06.23 |
14.06.23 |
20.06.23 |
6 |
20.06.23 |
27.06.23 |
26.06.23 |
0 |
29.06.23 |
29.06.23 |
0 |
6 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 июня 2023 г. N 018/06/104-483/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2023