Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Администрации МО "МО Увинский район УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Тооль" (ИНН 9727003963) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на благоустройство центральной площади в с. Каркалай Увинского района Удмуртской Республики (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000181, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заказчика - Администрации МО "МО Увинский район УР" (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 16.09.2022 N124/01-40),
в отсутствие:
ООО "Тооль" (далее - Общество, Подрядчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
25.01.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 778 284,80 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 02.02.2023 NИЭА1 было подано девять заявок, признанные соответствующими установленным требованиям. Победителем признано ООО "Тооль".
13.02.2023 между Заказчиком и ООО "Тооль" был заключен контракт N 08135000001230001810001, согласно которому Подрядчик принял на себя обязательно на выполнение работ по благоустройству центральной площади, в соответствии с техническим заданием. Цена контракта 1 413 608,58 рублей.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 09.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2 контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы, указанные в п. 1.1. контракта (благоустройство центральной площади в с. Каркалай Увинского района УР).
В соответствии с разделом 3 контракта Работы по Контракту должны быть начаты и завершены Подрядчиком в соответствии с графиком производства работ. Этапы исполнения контракта Контрактом не устанавливаются. Срок выполнения работ: дата начала исполнения контракта: с даты заключения Контракта; дата окончания исполнения контракта: 30 сентября 2023 года.
Согласно п. 4.2.2 контракта Подрядчик обязан вести Общий журнал работ, предъявлять его при приемке работ, а также по требованию Заказчика.
Согласно п. 4.2.3. контракта Подрядчик обязан качественно выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом, технической документацией и СНиП, действующими нормами и правилами выполнения работ, техническими условиями.
09.03.2023 между Обществом и Заказчиком был согласован график производства работ, согласно которому Общество должно осуществить первые работы по контракту с 22 мая 2023 года (доставка на объект инвентаря бытовок и др., планировка площадей бульдозерами) по 30 июня 2023.
09.03.2023 Общество сообщило Заказчику о привлечении субподрядной организации для выполнения работ, в соответствии с п. 4.1.1 контракта.
21.03.2023 Заказчиком была проведена предварительная оплата в размере 25% на сумму 353 402,15 рублей на выполнение работ по контракту, что подтверждается платежным поручением от 21.03.2023 N714, приложенным в материалы дела.
Согласно пояснениям заказчика, после перечисления денежных средств Общество не выходило на связь с Заказчиком, работы не начинало, на объект не выезжало. В связи с чем Заказчиком 28.04.2023 подано заявление в МО МВД России "Увинский" для проведения проверки по факту мошеннических действий со стороны ООО "Тооль".
09.06.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Срок вступления в силу решения - 20.06.2023.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Тооль".
Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов было установлено, что Общество в установленный в согласованном графике сроков выполнения работ по контракту срок работы не выполнило, на объект выполнения работ не выезжало. Кроме того, субподрядная организация также не выполняла работы по контракту, Общество не сообщало Заказчику о причинах невыполнения работ по контракту, либо наличия обстоятельств непреодолимой силы.
При этом, в соответствии с п. 4.2.9 Подрядчик обязан нести ответственность перед Заказчиком за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение работ по контракту привлеченными субподрядчиками, за координацию их деятельности.
Также следует отметить, что Удмуртским УФАС России в адрес ООО "Тооль" посредством использования Единой информационной системы, а также электронной почты (tool.grishina@yandex.ru) было направлено уведомление о рассмотрении обращения о включении Общества в РНП, согласно которому ООО "Тооль" необходимо было в срок до 13:00 23.06.2023 представить в адрес Управления следующие документы:
- письменные пояснения о причине неисполнения условий контракта;
- документы, подтверждающие объективную невозможность исполнения условий контракта;
- иные документы (информацию), которые будут способствовать рассмотрению обращения Заказчика.
Ни к моменту рассмотрения дела, ни на заседание комиссии Общество не представило мотивированную позицию относительно неисполнения условий контракта, а также не направило каких-либо документов, опровергающих позицию Заказчика, участие в заседании комиссии представители Общества не приняли.
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении ООО "Тооль", поскольку такое халатное отношение к взятым на себя обязательствам по государственному контракту привело к ненадлежащему его исполнению.
При этом, согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, невыполнение Обществом работ в нарушении требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, требованиям Заказчика по данной закупке свидетельствуют о ненадлежащем исполнении условий контракта.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- между сторонами заключен Контракт, согласно которому Общество взяло на себя обязательство на выполнение работ по благоустройству центральной площади;
- согласно пояснениям Заказчика, фактически Общество к работам не приступило, не обеспечило выполнение работ на объекте и субподрядной организации, с которой ООО "Тооль" заключило договор;
- Обществом не была представлена мотивированная позиция относительно неисполнения условий контракта.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Тооль" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Тооль" (ИНН 9727003963, КПП: 772701001, ОГРН: 1227700432981, директор - <_>) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на благоустройство центрального парка в д. Петропавлово Увинского района Удмуртской Республики (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000179) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Тооль" (ИНН 9727003963) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
20.06.2023 |
22.06.2023 |
20.06.2023 |
0 |
21.06.2023 |
26.06.2023 |
26.06.2023 |
0 |
29.06.2023 |
28.06.2023 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 июня 2023 г. N 018/06/104-487/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2023