Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "МИР СОЗДАНИЯ", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "МИР СОЗДАНИЯ") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 50/ЕД/ЗМО на выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния объекта "Детский сад на 240 мест по ул. Танкистов, д. 5, г. Аша Ашинского муниципального района Челябинской области (модульного типа), в том числе проектно-изыскательские работы" ИКЗ 202745120833274510100100080000000414 (далее -закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителя Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее - заказчик, Министерство): Оносовой Е.А., действующей на основании доверенности N 18-Д от 21.04.2023;
- в присутствии представителя ООО "МИР СОЗДАНИЯ" (Общество, подрядчик): директора Тарасовой И.В., действующей на основании Устава,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО "МИР СОЗДАНИЯ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 50/ЕД/ЗМО на выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния объекта "Детский сад на 240 мест по ул. Танкистов, д. 5, г. Аша Ашинского муниципального района Челябинской области (модульного типа), в том числе проектно-изыскательские работы" ИКЗ 202745120833274510100100080000000414 (далее -закупка).
Согласно представленным документам между заказчиком и ООО "МИР СОЗДАНИЯ" 01.04.2023 заключен контракт N 50/ЕД/ЗМО на выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния объекта "Детский сад на 240 мест по ул. Танкистов, д. 5, г. Аша Ашинского муниципального района Челябинской области (модульного типа), в том числе проектно-изыскательские работы", как с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Цена контракта составляет 558 000,00 рублей.
Как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту обществом не исполнены. В связи с чем 21.04.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 15.06.2023.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктами 10.3 - 10.5 контракта N 50/ЕД/ЗМО расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Как следует из пунктов 1,2 части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
- дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
- дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 21.04.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 29.05.2023 получена информация о возврате письма по истечении срока хранения (согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080983997821).
С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 09.06.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "МИР СОЗДАНИЯ" посредством электронного документооборота заключен контракт N 50/ЕД/ЗМО на выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния объекта "Детский сад на 240 мест по ул. Танкистов, д. 5, г. Аша Ашинского муниципального района Челябинской области (модульного типа), в том числе проектно-изыскательские работы" (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной, или в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что Подрядчик обязуется в установленные в настоящем контракте сроки выполнить строительно-монтажные работы по объекту "Капитальный ремонт водопровода северной части в с. Уйское (5 этап) ул. Ленина" (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях настоящего контракта.
Частью 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно пункту 1.1 контракта Исполнитель обязуется выполнить работы по выполнению комплексного обследования технического состояния объекта "Детский сад на 240 мест по ул. Танкистов, д.5, г. Аша Ашинского муниципального района Челябинской области (модульного типа), в том числе проектно-изыскательские работы" (далее соответственно Работы, Объект). Работы, предусмотренные Контрактом, должны бьггь выполнены в соответствии с техническим заданием, на выполнение комплексного обследования технического состояния объекта капитального строительства, являющимся Приложением N 1 к настоящему Контракту (далее - Техническое задание) и настоящим Контрактом.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрен срок выполнения работ: начало выполнения работ: с момента заключения контракта, окончание выполнения работ: в течение 20 календарных дней с момента заключения контракта.
Согласно пункту 1.2 контракта результатом выполненных работ является Заключение по комплексному обследованию технического состояния объекта в соответствии с пунктом 2.6 Технического задания (Приложение N 1 к контракту), в отношении которого подписан акт приемки выполненных работ.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.04.2023 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему исполнителем в объеме, предусмотренном условиями контракта, не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 2.3 Технического задания состав выполняемых работ:
1) выполнить обмерные работы и обследование технического состояния конструкций объекта, определить их несущую способность, действительное техническое состояние конструкций здания, его элементов и сооружений, получить фактические показатели качества конструкций на момент обследования и предусмотреть необходимые мероприятия по повышению надежности и продлению жизнеспособности существующих конструкций для завершения строительства объекта в соответствии с ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
2) Оценить техническое состояние и работоспособность конструктивных элементов здания для определения возможности выполнения работ по завершению строительства объекта, в том числе: основания фундаментов; фундаменты; наружных и внутренних стен; перегородок; лестничных маршей и площадок; перекрытий и покрытий; несущих конструкций кровли; кровли; оконных и дверных заполнений; отделочные и гидроизоляционные покрытия стен; внутренние инженерные сети; наружные инженерные сети; благоустройство территории.
3) Составить Заключение по комплексному обследованию технического состояния объекта по форме СП 13-102-2003 (далее - Заключение), в том числе:
- разработка рекомендаций по усилению и восстановлению строительных конструкций (при необходимости);
- определение возможности дальнейшей эксплуатации конструкций.
Пунктом 2.4 Технического задания предусмотрено, что в ходе обследования выполняются следующие виды работ:
1) изучение технической документации Объекта;
2) контрольные обмеры основных геометрических характеристик и обследуемых строительных конструкций объекта;
3) определение фактических нагрузок и воздействий;
4) выявление отклонений конструкций и их размеров от нормативных требований;
5) выявление повреждений элементов и их соединений;
6) определение состояния защитных покрытий;
7) визуальный осмотр строительных конструкций и внутренних инженерных коммуникаций объекта;
8) инструментальный осмотр строительных конструкций объекта, имеющих дефекты и (или) повреждения (если таковые будут выявлены);
9) техническое освидетельствование обследуемых строительных конструкций и внутренних инженерных коммуникаций объекта;
10) оценка технического состояния обследованных строительных конструкций объекта и определение их пригодности к дальнейшей нормальной эксплуатации;
11) отбор образцов строительных материалов (при необходимости).
Согласно пункту 2.6 Технического задания по результатам обследования оформляется Заключение, содержащее, в том числе:
- техническую характеристику объекта обследования;
- результаты обследования здания;
- проверочные расчеты конструкций;
- выводы и рекомендации;
- материалы фотофиксации;
- графические материалы с указанием дефектов (при необходимости), включающие в себя:
а) разрезы (продольный и поперечный);
б) планы подвала, 1-го и 2-го этажей с экспликацией помещений, материалов напольных отделочных покрытий в них, спецификацией оконных и дверных заполнений;
в) план кровли;
г) фасады здания;
д) узлы и детали;
е) аксонометрические схемы внутренних систем ГВС, ХВС, фекальной и дождевой канализации, отопления, вентиляции;
ж) принципиальные схемы внутренних систем электроснабжения, пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, телефонизации, радиофикации, телевидения, контроля доступа, видеонаблюдения, охранной сигнализации;
з) журнал инструментального обследования.
Заключение по комплексному обследованию технического состояния объекта оформляется согласно СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" и ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
Пунктом 2.7 Технического задания предусмотрено, что Заключение передается Заказчику в количестве 4х экземпляров на бумажном носителе, а также в виде электронных файлов в форматах PDF и DWG на магнитном носителе в одном экземпляре.
Из пояснений Общества и Заказчика следует, что работы, предусмотренные контрактом, им выполнены и Заключение передано Заказчику 29.04.2021.
В процессе исполнения контракта стороной Подрядчика установлены обстоятельства, препятствующие выполнению работ по контракту, а именно затоплен подвал здания объекта водой более чем на 90 см, вследствие чего у Общества отсутствовала возможность отразить в отчете необходимые данные в указанной части.
Письмом N 2-04 от 28.04.2021 Подрядчик уведомил Заказчика о возникших препятствиях.
Официальный ответ от Заказчика на данное письмо не поступил.
В этой связи, как следует из пояснений Общества, и не оспорено Заказчиком на заседании Комиссии антимонопольного органа, Подрядчик осуществил обследование подвала объекта, выполнил весь комплекс замеров и подготовил Заключение в полном объеме, включая подвал. Заключение с внесенными в него дополнениями в указанной части предоставлено Заказчику 12.05.2021.
По мнению Общества, Заключение выполнено в полном объеме, в соответствии с техническим заданием, содержит полное обоснование технического состояния здания, инженерных систем и элементов генплана, все схемы, чертежи, описание и фотофиксацию объекта.
Письмом N 7023 от 25.06.2021 Заказчик направил в адрес Подрядчика замечания по Заключению, выданные ОГКУ "Челябоблинвестстрой" (письма N 362 от 26.05.2021 и N 366 от 27.05.2021).
В данных письмах указанное третье лицо указывает Обществу на отсутствие в Заключении следующей информации:
- в таблицах "ведомость дефектов 1,2 этажа" не указано количество слоев ГВЛВ, предусмотрена только площадь первого слоя покрытия, отсутствует ссылка на приложение;
- в пункте 3.1.3 утеплитель наружных стен модульных блоков находится в рабочем состоянии, за исключением открытых участков, которые "подверглись постоянному замачиванию";
- в пункте 3.2.1 указано на демонтаж поврежденного уплотнителя, в то время, как утеплитель подлежит демонтажу полностью, исходя из содержания Заключения (стр. 10);
- нет данных по состоянию нижних слоев пола (2 слоя ГВЛВ, OSB плиты, утеплителю, металлоконструкций);
- отсутствует план (схема) по полам с нанесенными поврежденными участками;
- отсутствует описание технического состояния инженерных коммуникаций в подвале;
- в пункте 3.1.4 отсутствуют данные о состоянии стен подвала;
- в Заключении отсутствуют ссылки на приложения;
- отсутствует заключение о состоянии пожарных резервуаров;
- не обследовано благоустройство, нет данных по наружному освещению территории объекта;
- не обследованы ограждающие конструкции территории;
- нет заключения по техническому состоянию теневых навесов;
- не указана причина попадания внешних осадков в помещение подвала;
- отсутствует информация о техническом состоянии ИТП; наружной теплотрассы, наружной стены, скрытой под уплотнителем.
Из пояснений представителя Общества на заседании Комиссии следует, что 21.07.2021 Обществом Заказчику направлено Заключение с корректировками, в котором учтены и устранены все имеющиеся в Заключении замечания.
Письмом N 8545 от 29.07.2021 Заказчик направил в адрес Подрядчика замечания по Заключению, представленному Обществом 21.07.2021, выданные ОГКУ "Челябоблинвестстрой" (письма N 534 от 29.07.2021).
Согласно данному письму третьего лица в Заключении отсутствует следующая информация:
- данные о состоянии полов (утеплитель и металлоконструкции);
- о техническом состоянии инженерных коммуникаций в подвале;
- в Заключении указано, что конструкция пожарных резервуаров сборная, по мнению третьего лица - монолитная;
- неточная информация по наружному освещению (указано, что отсутствует полностью, в то время, как проложен кабель до опор освещения);
- некорректная информация по ограждающим конструкциям (не казано, что стойки забора установлены ненадежно);
- отсутствует информация о техническом состоянии ИТП; наружной теплотрассы, информации по состоянию колодцев наружной канализации, наружной стены, скрытой под уплотнителем.
Письмом б/н от 03.08.2021 (вх. Заказчика N 7070 от 06.08.2021) Общество направило ответ на замечания.
В данном письме Подрядчик извещает Заказчика о том, что выполнить обследование в полном объеме не представляется возможным ввиду необходимости вскрытия стен, отсутствия доступа к некоторым помещениям, а также необходимости проведения испытаний после завершения всех строительных работ.
Также данное письмо содержит просьбу Общества предоставить акты по всем скрытым работам, в том числе, ИТП, пожарным резервуарам, колодцам и насосной станции пожаротушения для корректировки Заключения в части недостающей информации. Также Общество сообщает Заказчику, что предоставило в Заключении подробную информацию о конструкциях здания объекта, инженерных коммуникациях, как в текстовой части, так и в чертежах (приложение Б к Заключению).
В ответ на данное письмо Общества заказчик письмом N 12264 от 08.10.2021 указывает на то, что представить акты по скрытым работам не представляется возможным ввиду отсутствия исполнительной документации, а также сообщает, что ранее направленные замечания Подрядчиком устранены частично.
Как следует из материалов дела, Заказчиком Обществу направлена претензия N 2159 от 28.02.2022 с требованием об устранении выявленных в Заключении недостатков, о наличии которых указано ранее в письмах ОГКУ "Челябоблинвестстрой" N 362 от 26.05.2021, N 366 от 27.05.2021, N 534 от 29.07.2021.
Общество письмом б/н от 10.03.2022 направило ответ Заказчику на данную претензию и указало подробно на пункты Заключения, в которых содержится вся необходимая информация.
В письме N 3358 от 24.03.2022 Заказчик сообщает, что информация, отраженная в Заключении, в отношении которой Заказчиком направлены замечания, по его мнению, указана обобщенно, не соответствует требованиям Технического задания и требует доработки.
Также Заказчик указывает в данном письме на то, что по мнению ОГКУ "Челябоблинвестстрой", необходимо осуществить повторный выезд для более детального обследования технического состояния инженерных систем и строительных конструкций, их пригодности к дальнейшей эксплуатации, определению объемов конструктивных элементов, подлежащих замене. Также в письме N 3358 от 24.03.2022 Заказчик устанавливает срок устранения замечаний до 28.03.2022.
В связи с тем, что по мнению Заказчика, Подрядчиком не устранены замечания, в следствие чего не может быть принят результат выполненных работ, 21.04.2023 Министерством принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу N А41-27080/12), иначе говоря, на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2013 по делу N А72-8243/2008). При этом злоупотребление правом должно носить "явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения действий" (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2013 N Ф09- 714/13 по делу N А71-8362/12).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Антимонопольный орган отмечает, что не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у подрядчика намерения отказаться от исполнения контракта либо о совершении им умышленных действий, направленных на неисполнении контракта, на нарушение его условий.
При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что подрядчик приступил к выполнению работ, подрядчиком принимались меры и совершались действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта, в том числе предпринимались попытки устранения замечаний заказчика.
Из материалов дела усматривается, что Общество проявляло заинтересованность в исполнении контракта, в материалы дела представлена переписка между подрядчиком и заказчиком по поводу исполнения контракта, факт просрочки исполнения обязательств по контракту не является однозначным свидетельством недобросовестного поведения подрядчика.
Антимонопольный орган отмечает, что замечания к результату работ по контракту напрямую не следуют из перечня видов работ, предусмотренного Техническим заданием.
Кроме того, из претензий Заказчика, а также писем третьего лица не следует, что содержание Заключения не соответствует Правилам, утвержденным СП 13-102-2003, регламентирующих процедуру проведения обследования строительных конструкций, определяют принципиальную схему и состав работ, позволяющих объективно оценить техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в случае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно-восстановительным мероприятиям или способам усилений, или ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
Более того, данный национальный стандарт отменен Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815.
Доказательств наличия в Заключении несоответствий Техническому заданию, также, как противоречий стандартам и правилам, действующим в сфере обследования строительных конструкций, Заказчиком не предъявлены ни в ходе исполнения контракта Подрядчику, ни антимонопольному органу в ходе рассмотрения настоящего дела.
В этой связи, не представляется возможным определить объем выполненных Обществом работ по контракту.
Кроме того, антимонопольный орган отмечает, что осуществление приемки результата выполненных работ силами третьего лица - ОГКУ "Челябоблинвестстрой" контрактом не предусмотрено.
Доказательства наличия у указанной организации полномочий на осуществление приемки результата выполненных работ по контракту Заказчиком антимонопольному органу не представлены.
При этом, в случае, если ОГКУ "Челябоблинвестстрой" привлечена Заказчиком для проведения экспертизы, процедура привлечения эксперта предусмотрена статьей 41 Закона о контрактной системе, и предполагает совершение Заказчиком и экспертом определенного комплекса мероприятий и соответствие условиям, предусмотренным указанной нормой.
Так, согласно части 3 статьи 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
Частью 7 указанной нормы предусмотрено, что результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования части 3 настоящей статьи эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доказательства правовых оснований привлечения ОГКУ "Челябоблинвестстрой" в качестве эксперта для проведения экспертизы при приемке результата выполненных работ по контракту, доказательств объективности представленных замечаний, с указанием обоснования и несоответствия представленного Заключения законодательству Российской Федерации, Заказчиком антимонопольному органу не представлены.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
С учетом изложенного, принимая во внимание совершение Подрядчиком действий, направленных на исполнение контракта, в том числе, составление и передачу Заказчику Заключения по комплексному обследованию технического состояния объекта по форме СП 13-102-2003, и также совершение Подрядчиком действий, направленных на устранение замечаний к содержанию Заключения, в отсутствие объективно подтвержденных доказательств наличия несоответствий Заключения требованиям Технического задания и действующему законодательству -
рассмотренные обстоятельства не являются доказательством недобросовестного поведения Общества при исполнении контракта.
При этом из переписки также следует, что Общество явно не выражало отказ от выполнения работ, а также предпринимало меры для исполнения обязательств по контракту.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях ООО "МИР СОЗДАНИЯ" недобросовестного поведения, что не позволяет включить сведения в отношении ООО "МИР СОЗДАНИЯ", его директора и участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МИР СОЗДАНИЯ", его участников, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 50/ЕД/ЗМО на выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния объекта "Детский сад на 240 мест по ул. Танкистов, д. 5, г. Аша Ашинского муниципального района Челябинской области (модульного типа), в том числе проектно-изыскательские работы" ИКЗ 202745120833274510100100080000000414, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: И.О. Кокшарова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июня 2023 г. N 074/06/104-1409/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023