Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, А.Н. Пшенникова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- МКУ "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) сведений в отношении ООО ПСК "Стройпроект" (далее - Общество), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО ПСК "Стройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на "Разработку проектной документации на действующем объекте: Здание МБДОУ "Детский сад N24 "Родничок", г. Норильск, Центральный район, ул. Лауреатов, д. 69", извещение N 0319300026122000006 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ООО ПСК "Стройпроект" условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО ПСК "Стройпроект" (далее - общество, подрядчик) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки РНП N 024/10/104-1827/2023, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрение обращения по существу состоялось 30.06.2023 в 10 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20 в присутствии представителей общества, заказчика.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков до 30.06.2023 17 часов 30 минут.
После объявленного перерыва рассмотрение обращения было продолжено. В назначенное время в рассмотрении приняли участие представитель общества и представители заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия и личности.
Из обращения заказчика, следует, что между МКУ "Управление капитальных ремонтов и строительства" и ООО ПСК "Стройпроект" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт на выполнение работ от 19.04.2022.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО ПСК "Стройпроект" направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Разработка проектной документации на действующем объекте: Здание МБДОУ "Детский сад N24 "Родничок", г. Норильск, Центральный район, ул. Лауреатов, д. 69", номер извещения N 0319300026122000006.
Комиссия отмечает, что ООО ПСК "Стройпроект" добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный контрактом срок разработать проектную продукцию на действующем объекте: Здание МБДОУ "Детский сад N 24 "Родничок", г. Норильск, Центральный район, ул. Лауреатов, д. 69 (далее - работы) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях определенных контрактом".
Согласно пункту 1.2 контракта: "Работы по контракту выполняются в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 3 к контракту), а также нормами и правилами выполнения данных работ, установленными действующим законодательством Российской Федерации".
Согласно пункту 1.3 контракта: "Подрядчик обязуется завершить выполнение работ, предусмотренных контрактом, в срок по 30.11.2022".
Согласно пункту 2.1 контракта: "Цена контракта с учетом всех сборов и налогов, а также затрат связанных с ее формированием не должна превышать сумму в размере: 516 459 (Пятьсот шестнадцать тысяч четыреста пятьдесят девять) руб. 92 коп., в том числе налог на добавленную стоимость (далее НДС) 20%, что составляет 86 076 (Восемьдесят шесть тысяч семьдесят шесть) руб. 65 коп.".
Согласно пункту 3.2.1. контракта: "Подрядчик имеет право запрашивать в письменной форме у Заказчика всю документацию необходимую для выполнения работ по контракту".
Согласно пункту 4.1.1. контракта: "Заказчик обязан предоставить Подрядчику технические условия в объеме, предусмотренном Техническим заданием (Приложения N 3 к контракту)".
Согласно представленным пояснениям Общества, а также документам разменным в ЕИС следует, что 20.04.2022 Обществом было направлено письмо в адрес Заказчика о предоставлении исходной документации необходимой для выполнения работ по контракту, 16.05.2022 в ответ на запрос Общества от 20.04.2022 заказчиком был представлен пакет документов необходимый для выполнения работ по контракту, однако, на заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что пакет документов представленный заказчиком является не полным, подтверждения конкретного перечня необходимых документов для представления заказчиком Комиссии Обществом не представлено.
Обществом в адрес заказчика неоднократно представлялась проектная документация для проведения экспертизы, однако, заказчиком направлялись письма в адрес Общества о необходимости исправления проектной документации, что подтверждается письмами и скриншотами представленные Обществом.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что согласно пункту 3.1. технического задания являющегося приложением N3 к контракту: "Подрядчик самостоятельно осуществляет сбор дополнительных исходных данных для разработки проектной документации".
Однако, как уже отмечалось положения, разграничивающего обязанности между заказчиком и подрядчиком по предоставлению необходимых документов, Комиссии представлено не было.
Иными словами положения извещения не содержат указания на те документы, которые подрядчик должен получить самостоятельно и те которые ему обязан предоставить заказчик.
В адрес Красноярского УФАС России были представлены проектные документации направляемые Обществом в адрес заказчика на протяжении всего срока действия контракта, а также подтверждающие письмо, что после принятия решения заказчиком об одностороннем расторжении контракта Общество направляло в адрес заказчика разработанную проектную документацию для проведения экспертизы.
Обществом в адрес Красноярского УФАС России было представлено письмо, согласно которому Общество заключает контракт на проведение независимой экспертизы.
Комиссия, также отмечает, что согласно пункту 11.2 контракта: "В случае не достижения соглашения переговоров, указанных в пункте 11.1. контракта заинтересованная сторона направляет претензию в письменной форме, подписанную уполномоченным лицом. Претензия должна быть направлена по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Стороны, указанному в контракте, либо посредство факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование направление и получение претензии другой Стороной, либо вручена другой стороне под расписку.
Датой получения претензии признается дата получения заинтересованной Стороной подтверждения о вручении претензии другой Стороне, либо дата получения заинтересованной Стороной информации об отсутствии другой Стороны по адресу, указанному в контракте. При невозможности получения, указанных подтверждения либо информации, датой получения претензии признается дата по истечении 30 календарных дней с даты направления претензии заинтересованной Стороной", однако проанализировав информацию размещенную в ЕИС заказчик не направлял претензии Обществу о ненадлежащем выполнении работ по контракту.
Согласно пункту 12.3 контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны контракта от его исполнения по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации".
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 13.06.2023. Решение было размещено в ЕИС 15.06.2023. Статус "Исполнение прекращено" 26.06.2023 (вкладка "Журнал событий").
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, поскольку Комиссия установила, что обществом осуществлялись действия, направленные на исполнение контракта, в том числе общество находилось в постоянном взаимодействии с представителем заказчика (с которым, как было указано выше, у заказчика имеются соответствующие договорные отношения), то есть общество не находилось в бездействии и не с безразличием отнеслось к принятым на себя обязательствам, что в силу пункта 15 Правил является основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссия не установила оснований для включения сведений в отношении ООО ПСК "Стройпроект" в Реестр.
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что общество должно быть подвержено такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия решила сведения, представленные заказчиком в отношении ООО ПСК "Стройпроект", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
||
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова
|
||
|
А.Н. Пшенникова |
||
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 июня 2023 г. N 024/10/104-1827/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2023