Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "КуполМед" (далее - ООО "КуполМед", общество, заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" (далее - заказчик, БУЗОО "МСЧ N 4") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов для лучевой диагностики (III) (Реестровый номер 2023.040186) (извещение N 0352300080023000107) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - <_> (доверенность N 131.4/КМ/ФАС от 26.06.2023),
заказчика - <_> (доверенность N 508 от 22.06.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России посредством единой информационной системы поступила (вх. N 5719-ЭП/23 от 22.06.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок БУЗОО "МСЧ N 4", нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Жалоба также содержит доводы в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки. В указанной части Комиссия отмечает, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на положения извещения об осуществлении закупки (далее также жалоба) в контрольный орган в сфере закупок может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
С учетом того, что жалоба была подана заявителем за пределами регламентированного срока (дата и время срока подачи заявок, установленные в извещении 19.06.2023 в 9:00 час.), доводы в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки рассмотрены быть не могут.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 09.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300080023000107 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 114 250 руб. и начальной суммы цен единиц товара 2 285 руб.
16.06.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано два ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 2 (2 239,28 руб.), при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 2,00%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023 (размещен на официальный сайт ЕИС 20.06.2023 в 10:43 час. (МСК+3)) заявки всех участников закупки были признаны соответствовавшими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, победителем по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта предложившим наиболее низкую цену контракта признано ООО "КуполМед".
20.06.2023 в 15:57 час. (МСК+3) размещен исправленный протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023, в соответствии с которым заявка ООО "КуполМед" была признана не соответствующей извещению об осуществлении закупки. Электронный аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе. На основании части 5 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается с участником закупки с идентификационным номером 1, предложившим сумму цен единиц товара 2 250,71 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, установлено следующее.
Заявителем указано, что комиссия по осуществлению закупок БУЗОО "МСЧ N 4" при принятии решения об отклонении заявки ООО "КуполМед" "не располагала однозначным документальным подтверждением наличия в составе заявки участника недостоверной информации".
Также в жалобе заявителя дословно указано: "В соответствии с Извещением и Описанием объекта закупки Заказчик закупал:
- позиция N 1 - Трубка удлинительная;
- позиция N 2 - Шприц для рентгенконтрастных веществ.
Закупка велась с указанием кода ОКПД 2: 32.50.13.190, без применения обязательных кодов позиций КТРУ:
- 32.50.13.110-00005236 - Магистраль соединительная для введения рентгеноконтрастного вещества;
- 32.50.50.190-00001378 - Набор ангиографический;
- 32.50.13.110-01360 - Шприц для системы инъекции контрастного вещества.
Что позволило не устанавливать преимущества организациям инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ:
Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р утверждены перечни товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
В Перечне имеется укрупненный код ОКПД2 32.50.50., который соответствует наборам ангиографическим 32.50.50.190-00001378 и требующим установления преимуществ инвалидам.
Либо не устанавливать ограничения в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (ред. от 06.03.2021) "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, а именно:
В Перечне N1 (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N102) имеется код ОКПД2 32.50.13.110 и Наименование вида медицинских изделий: Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них, который соответствует Шприц для системы инъекции контрастного вещества 32.50.13.110-01360 и требующим установления ограничения допуска"
На запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/3824 от 23.06.2023) БУЗОО "МСЧ N 4" были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 2911-ЭП/23 от 27.06.2023), содержание которых сводится к отсутствию нарушений требований законодательства о контрактной системе при принятии комиссией по осуществлению закупок БУЗОО "МСЧ N 4" решения об отклонении заявки ООО "КуполМед".
По мнению заказчика, установление соответствующего запрета в извещении не требуется по причине того, что в рамках осуществляемой закупки поставка товара не предусмотрена, приемке и оплате подлежат исключительно выполненные работы.
Оценив доводы жалобы и возражения заказчика, исходя из формальных обстоятельств, Комиссия решила признать жалобу необоснованной на основании следующего.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми могут быть отклонены заявки участников закупок, перечислен в части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно электронному документу "Описание объекта закупки", размещенному в составе извещения об осуществлении закупки (далее - описание объекта закупки), к поставке по позиции 1 требовалась "Трубка удлинительная", по позиции 2 - "Шприц для рентгенконтрастных веществ".
Пунктом 1 позиции 1 и пунктом 1 позиции 2 описания объекта закупки установлено, что указанные медицинские изделия должны быть полностью совместимы и разрешены к применению, согласно руководству по эксплуатации с системой инъекционной для КТ, модель MEDRAD Salient, имеющейся у заказчика.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023 (версия 2) заявка общества (идентификационный номер заявки 2) отклонена по следующему основанию: "На основании письма от АО "Байер" (производитель оборудования, имеющегося у Заказчика) расходные материалы "Уси Юйшоу Медикал Эплаенсиз Ко. Лтд.", Китай Регистрационное удостоверение ФСЗ N 2009/03698 от 31.03.2023 года не является совместимым с инъекционными системами MEDRAD" "п.8 ч.12 ст.48 N 44-ФЗ - Недостоверность информации, содержащейся в заявке на участие в закупке".
В материалы дела заказчиком было предоставлено письмо производителя АО "БАЙЕР" (исх. N 02-20.06/2023-ВD от 20.06.2023) систем инъекционных MEDRAD Salient с принадлежностями (регистрационное удостоверение N ФСЗ2012/12881 от 28.01.2021), содержащим перечень совместимых с данным оборудованием расходных материалов с каталожными номерами ZY6322, ZY5151, ZY 5152, а также с указанием на то, что "возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования".
Однако при этом заказчиком не учтено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из положений подпункта "г" пункта 10 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила N 1416), абзаца шестого пункта 3 Особенностей обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 430, для государственной регистрации медицинского изделия заявителем представляется эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия.
При этом эксплуатационная документация должна содержать информацию, необходимую для идентификации медицинских изделий с целью получения безопасной комбинации, и информацию об известных ограничениях по совместному использованию медицинских изделий (для медицинских изделий, предназначенных для использования вместе с другими медицинскими изделиями и (или) принадлежностями) (подпункт 14 пункта 6 Требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия, утвержденных приказом Минздрава России от 19.01.2017 N 11н).
Согласно части 8 статьи 38 Закона об охране здоровья в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Пунктом 6 Правил N 1416 предусмотрено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Полученные через ГИС "Независимый регистратор" заявки участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, свидетельствуют о том, что участником закупки с идентификационным номером заявки 2 (ООО "КуполМед") к поставке был предложен неоригинальный товар - Шприцы и соединительные линии для инжекторов автоматических для ангиографии, компьютерной и магниторезонансной томографии, модель 100200F, в составе: - Шприц 190 мл; - CT Line Type CL; - CT Line J-type; - CT Line Type (Spike), Китай.
При этом в инструкции по применению данного медицинского изделия, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора содержалось прямое указание на возможность его использования с системой инъекционной MEDRAD Salient.
Такими образом, то обстоятельство, что производитель АО "БАЙЕР" не может подтвердить возможность использования со своим оборудованием медицинских изделий иных производителей по причине непроведения им соответствующих экспертиз, не опровергает наличие такой возможности у иного производителя в процессе государственной регистрации своего медицинского изделия.
Как верно отмечено заявителем, указанное подтверждается судебной практикой по делу N А45-27627/2022 (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.05.2023 N Ф04-1454/2023), письмом Росздравнадзора от 31.03.2023 N 10-18368/23.
Вместе с тем вышеуказанное основание отказа не повлияло в целом на неверный выбор победителя, поскольку заявка общества подлежала отклонению в связи с представлением недостоверных сведений о предложенном товаре, учитывая нижеизложенное.
В пункте 6 позиции 2 "Шприц для рентгенконтрастных веществ" описания объекта закупки был указан показатель "FluiDotsR - индикаторы заполняемости шприцов контрастом и физиологическим раствором" со значением "наличие".
По мнению Комиссии, данный уникальный показатель позволяет поставить исключительно оригинальный шприц.
При этом заявка заявителя содержала в отношение вышеуказанного показателя следующую информацию:
"вид FluiDotsR* - индикаторы заполняемости шприцов контрастом и физиологическим раствором" значение "наличие"
"*FluiDots - это зарегистрированный товарный знак. "FluiDotsR" не является ни технической, ни функциональной характеристикой товара".
На основании указанного, Комиссия пришла к выводу о том, что заявка формально не соответствовала указанному положению описания объекта закупки.
4. Вместе с тем в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4.1. В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что 1. Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Как указывалось ранее в пункте 6 позиции 2 "Шприц для рентгенконтрастных веществ" описания объекта закупки был установлен показатель "FluiDotsR - индикаторы заполняемости шприцов контрастом и физиологическим раствором", содержащий указание на зарегистрированный товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент".
В связи с указанным, при описании объекта закупки заказчиком допущено нарушение часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
4.2. Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ, каталог) обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Позицией 2 описания объекта закупки предусмотрена поставка товара "Шприц для рентгенконтрастных веществ".
В отношении приобретаемого товара согласно извещению об осуществлении закупки определен код ОКПД2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
Комиссия установила, что в КТРУ имеются сведения о позициях, которые могли быть использованы заказчиком, исходя из специфики поставляемого товара - 32.50.13.110-01360 "Шприц для системы инъекции контрастного вещества".
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки были нарушены требования части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг.
4.3. Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее перечень N 1).
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее перечень N 2);
Пунктом 2.2 Постановления N 102, в том числе установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия (примечание Постановления N 102).
Согласно описание объекта закупки заказчику требуются следующие медицинские изделия:
- Трубка удлинительная (код ОКПД2 32.50.13.190, указанный в извещении);
- Шприц для рентгенконтрастных веществ (код ОКПД2 32.50.13.190, указанный в извещении),.
Комиссией установлено, что объект закупки "Шприц для рентгенконтрастных веществ" с кодом ОКПД2 32.50.13.110 включен в Перечень N 1, утвержденный Постановлением N 102. При этом объект закупки "Трубка удлинительная" с кодом ОКПД2 32.50.13.110 не включен в указанный перечень.
Следовательно, закупка сформирована с нарушением требований Постановления N 102.
Таким образом, заказчиком допущены нарушения требований частей 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 102.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "КуполМед" на действия комиссии по осуществлению закупок бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов для лучевой диагностики (III) (Реестровый номер 2023.040186) (извещение N 0352300080023000107)
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" нарушение части 2 статьи 8, частей 1 и 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4", оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 июня 2023 г. N 055/06/106-737/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2023