Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 04 июля 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - врио заместителя руководителя Управления ФИО1, членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок ФИО2, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок ФИО3,
с участием:
участник закупки, индивидуальный предприниматель ФИО (далее также - ИП ФИО, индивидуальный предприниматель, участник закупки), обеспечил участие в заседании Инспекции посредством интернет-видеоконференции;
заказчик - государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Ярославской области Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов (далее также - ГБУ СО ЯО Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов, заказчик), явку представителя на заседание Инспекции не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом;
оператор, акционерное общество "Сбербанк-АСТ", участие в заседании Инспекции не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ГБУ СО ЯО Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов в отношении ИП ФИО, и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку факта уклонения ИП ФИО от заключения контракта на приобретение основных средств для Спального корпуса в с.Новое: поставка зеркал (извещение N 0371200016423000037) с заказчиком, ГБУ СО ЯО Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов, проверку соблюдения заказчиком, ГБУ СО ЯО Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов, порядка признания ИП ФИО уклонившимся от заключения вышеуказанного контракта, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, ГБУ СО ЯО Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов, комиссией по осуществлению закупок заказчика, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на приобретение основных средств для Спального корпуса в с.Новое: поставка зеркал (извещение N 0371200016423000037), проверку соблюдения заказчиком, ГБУ СО ЯО Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 27.06.2023 N 181/23,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП ФИО, уклонившемся, по мнению заказчика, от заключения контракта на приобретение основных средств для Спального корпуса в с.Новое: поставка зеркал (извещение N 0371200016423000037).
Заслушав пояснения ИП ФИО, а также изучив представленные сведения и документы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Ярославской области Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 14.06.2023 размещено извещение N 0371200016423000037 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на приобретение основных средств для Спального корпуса в с.Новое: поставка зеркал.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЗК1 от 21.06.2023, размещенного в единой информационной системе в этот же день, победителем закупки признан индивидуальный предприниматель ФИО (по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке; в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронная процедура признана несостоявшейся).
Частью 6 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В рассматриваемой закупке - обеспечение исполнения контракта не установлено на основании части 2 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
22.06.2023 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта.
Соответственно, участнику закупки не позднее 23.06.2023 надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта.
В регламентированный законом срок участник закупки не совершил ни одно из вышеперечисленных действий.
Частью 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с указанной нормой права заказчиком принято решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, поскольку данный участник в установленный срок не подписал усиленной электронной подписью проект контракта, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта (данное решение отражено в протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта от 26.06.2023 N ППУ20_1).
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
26.06.2023 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России посредством функционала единой информационной системы направлено обращение о включении сведений об ИП ФИО в реестр недобросовестных поставщиков.
Как пояснил на заседании Инспекции индивидуальный предприниматель ФИО, контракт на приобретение основных средств для Спального корпуса в с.Новое: поставка зеркал не был подписан в виду того, что индивидуальным предпринимателем не был учтен срок подписания контракта, который составляет 1 рабочий день.
После получения индивидуальным предпринимателем уведомления о пропуске срока подписания проекта контракта, последний уведомил заказчика о том, что намерения уклониться от подписания контракта не имел.
Кроме того ИП ФИО представлены документы, указывающие, по мнению победителя закупки, на то, что последним осуществлена закупка зеркал, которые в последующем планировалось поставить заказчику в рамках исполнения контракта на приобретение основных средств для Спального корпуса в с.Новое: поставка зеркал (фотографии товара, счета на оплату товара).
Таким образом, проект контракта не был подписан участником закупки в регламентированный законодательством срок (участник в установленный срок не подписал усиленной электронной подписью проект контракта, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта). Изложенные обстоятельства позволяют Инспекции Ярославского УФАС России констатировать, что в рассматриваемом случае имеет место факт уклонения участника закупки от заключения вышеуказанного контракта, в связи с чем таким участником допущено нарушение пункта 2 части 6 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем при разрешении вопроса о включении/невключении сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков Инспекция учитывает следующее.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из содержания Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В рассматриваемом случае изложенные выше по тексту решения фактические обстоятельства дела и представленные ИП ФИО пояснения свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, со стороны участника закупки.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о включении/невключении сведений об ИП ФИО в реестр недобросовестных поставщиков Инспекция принимает во внимание следующее.
В связи с нарушением участником закупки, ИП ФИО, части 6 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ должностное лицо ИП ФИО привлечено должностным лицом Ярославского УФАС России за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ, к административной ответственности в виде административного штрафа.
Должностное лицо, произведя уплату назначенного ему административного штрафа в полном объеме, подтвердит свою добросовестность, а также проявит стремление загладить вред, причиненный совершенным им административным правонарушением публичным отношениям по расходованию бюджетных средств на социально значимые цели.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком порядка признания ИП ФИО уклонившимся от заключения контракта на приобретение основных средств для Спального корпуса в с.Новое: поставка зеркал (извещение N 0371200016423000037), проверку соблюдения заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки на право заключения контракта на приобретение основных средств для Спального корпуса в с.Новое: поставка зеркал (извещение N 0371200016423000037), проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ИП ФИО для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция в действиях заказчика, комиссии по осуществлению закупок заказчика нарушений не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Ярославской области Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов (ИНН 7621003832, ОГРН 1027601594118) в отношении индивидуального предпринимателя ФИО (ИНН <_>. ОГРНИП <_>), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком порядка признания индивидуального предпринимателя ФИО уклонившимся от заключения контракта на приобретение основных средств для Спального корпуса в с.Новое: поставка зеркал (извещение N 0371200016423000037) нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам внеплановой проверки соблюдения заказчиком, комиссией по осуществлению закупок заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки на право заключения контракта на приобретение основных средств для Спального корпуса в с.Новое: поставка зеркал (извещение N 0371200016423000037) нарушений в действиях заказчика, комиссии по осуществлению закупок заказчика не выявлено.
4. По результатам проверки соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об индивидуальном предпринимателе ФИО для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: ФИО1
Члены Инспекции: ФИО2
ФИО3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 4 июля 2023 г. N 05-03/144П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2023