Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
При участии представителя Администрации муниципального образования "Жигаловский район" (далее - Заказчик) - "_". (доверенность N16 от 20 июня 2023 г.);
При участии представителя Общества с ограниченной ответственностью ТД "Д-Марк" (далее - ООО ТД "Д-Марк", Заявитель) - "_" (доверенность N3 от 01 августа 2022 г.);
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении аукциона в электронной форме на строительный контроль "Строительство "Блочно-модульной котельной в Иркутской области, р.п. Жигалово, ул. Полевая", извещение N 0134300018623000013 (далее - электронный аукцион) в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 29 июня 2023 года поступила жалоба заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении аукциона в электронной форме на строительный контроль "Строительство "Блочно-модульной котельной в Иркутской области, р.п. Жигалово, ул. Полевая", извещение N 0134300018623000013.
По мнению Заявителя, Аукционная комиссия при рассмотрении заявок не правомерно признала победителем ООО Трест "СельхозВодСтрой".
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 14 июня 2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 14.06.2023 N0134300018623000013".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 747 216 рублей 00 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 22 июня 2023 года.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.06.2023 NИЭА1 на участие в электронном аукционе подано 10 заявок (N114481739 (ООО Трест "СельхозВодСтрой"), 114474283, 114469950, 114486014, 114488012, 114485237, 114476095, 114484531, 114487182, 114487738) признанные соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу об обоснованности жалобы на основании следующего.
Порядок рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен 49 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно п.п. "а" пункта 3 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком установлены в прикрепленном к извещению о проведении закупки электронном документе "Раздел 3. Требования к содержанию, составу заявки (1)" требования "Наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технологически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) при соблюдении следующих условий: а) уровень ответственности участника закупки - члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствует требованиям ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации; б) уровень ответственности участника закупки - члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд в обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям п. 2 ч. 3 ст. 55.8 и ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанные требования не применяются в отношении участников закупки, предложивших цену договора строительного подряда в размере 10 000 000 рублей и менее, а также в отношении юридических лиц, указанных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.".
Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится техническим заказчиком.
Пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ установлено, что технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 ГрК РФ.
Исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 ГрК РФ, строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации, предусмотренное частью 2.1 статьей 52 ГрК РФ, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по которым не превышает десяти миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В связи с вышеизложенным, обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
В данном случае размер обязательств по муниципальному контракту на строительство "Блочно-модульной котельной в Иркутской области, р.п. Жигалово, ул. Полевая составляет 219 847 376 рублей 86 копеек.
Данные доводы подтверждаются судебной и административной практикой: Решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9843/2020 от 18 сентября 2020 года, Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 февраля 2021 года по делу N26-12695/2019, Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 октября 2020 года по делу N А83-9093/2019, Определением Верховного суда Российской Федерации от 5 февраля 2021 года N 310-ЭС20-23921, Решениями ФАС России от 07 августа 2019 года по делу N 19/44/105/2104, от 29 апреля 2021 года по делу N 21/44/105/553, от 05 апреля 2022 года по делу N 28/06/105-919/2022, Решение Омского УФАС России от 11 марта 2022 года N 055/06/48-173/2022, Минстроем России (письма от 05 сентября 2017 года N 31723-ТБ/02, от 04 сентября 2018 года N 37059-ТБ/02, от 12 февраля 2021 года N 5265-ТБ/02).
Поскольку строительный контроль проводится по объекту - строительство "Блочно-модульной котельной в Иркутской области, р.п. Жигалово, ул. Полевая, о чем прямо указано в извещении об осуществлении закупки, в пункте 1.1. проекта контракта, то Заказчиком было правомерно установлено требование о членстве в саморегулируемой организации и предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе сведений, подтверждающих членство в саморегулируемой организации, с уровнем ответственности, исходя из цены муниципального контракта на строительство "Блочно-модульной котельной в Иркутской области, р.п. Жигалово, ул. Полевая 219 847 376 рублей 86 копеек.
Комиссия Иркутского УФАС пришла выводу о правомерности установления Заказчиком в извещении требования о наличии у участников членства в саморегулируемой организации с правом на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса.
Участниками с реестровыми номерами NN114474283, 114469950, 114486014, 114488012, 114485237, 114476095, 114484531, 114487182, 114487738 представлены выписки, удовлетворяющие требованиям установленных Заказчиком в извещении.
Однако, Комиссией установлено, что в составе заявки N114481739 (ООО Трест "СельхозВодСтрой") не представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 55.17 Градостроительного кодекса изложена в новой редакции, из которой исключено понятие "выписка из реестра членов саморегулируемой организации", а также исключен порядок и форма предоставления такой выписки. Указанная норма вступила в законную силу с 01.09.2022.
Таким образом, у участника закупки отсутствует требование предоставлять в составе заявки на участие в закупке выписку члена саморегулируемой организации.
Данная правовая позиция также изложена в Письме Министерства Финансов Российский Федерации и Министерства строительства Российской Федерации от 03.10.2022 г.
Заказчиком представлен на обозрение комиссии скрин с сайта Реестра членов Ассоциации СРО "УПСЗ" в составе единого реестра НОПРИЗ (npupsz.org) с указанием на то, что ООО Трест "СельхозВодСтрой" является членом саморегулируемой организации с 21 февраля 2020 г.
Вместе с тем, Комиссией Иркутского УФАС установлено, что член данной саморегулируемой организации обладает правом выполнять только инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Установлено, что сведения о наличии у ООО Трест "СельхозВодСтрой" как члена саморегулируемой организации на право выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса исключены.
Таким образом, участник закупки под N114481739 (ООО Трест "СельхозВодСтрой") не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, следовательно, заявка подлежит отклонению от участия в электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, комиссия по осуществлению закупок заказчика, признав заявку N114481739 (ООО Трест "СельхозВодСтрой") соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона, допустила нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТД "Д-Марк" обоснованной;
2. Признать комиссию по осуществлению закупок Заказчика нарушившей пункт 3 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протоколов работы комиссии и проведения процедуры рассмотрения заявок повторно с дальнейшим проведением закупки;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023