Резолютивная часть решения оглашена 04.07.2023
В полном объеме решение изготовлено 07.07.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области (далее - заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Фабрика качества" (далее - ООО "Фабрика качества", Общество), его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением Общества от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку масла сливочного (для СМП и СОНКО) (извещение N 0369300253623000028) (далее - аукцион), при дистанционном участии:
- представителя заказчика Подъяпольской Н.В., действующего на основании доверенности от 29.06.2023 N 164;
- представителя ООО "Фабрика качества" Кораблева А.В., действующего на основании доверенности N 1 от 01.07.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 27.06.2023 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Фабрика качества", его участниках, единоличном исполнительном органе, в связи с уклонением Общества от заключения контракта.
Извещение N 0369300253623000028 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 07.06.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 506,80 рублей.
В соответствии с доводами обращения заказчика ООО "Фабрика качества" в регламентированный срок на электронной площадке не размещен подписанный участником проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В связи с этим, Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ООО "Фабрика качества", у Общества отсутствовала возможность подписания контракта в регламентированный срок в связи с тем, что у уполномоченного лица с электронной подписью произошел технический сбой (поломка компьютера: вышел из строя северный мост).
Вместе с тем, по мнению представителя ООО "Фабрика качества", Общество не имело намерений уклоняться от заключения контракта, готово исполнить рассматриваемый контракт.
В целях исполнения рассматриваемого контракта Общество осуществило закупку необходимого товара, о чем свидетельствуют товарные накладные и счета-фактуры.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела победителем рассматриваемой закупки признано ООО "Фабрика качества" с ценовым предложением 19 954,96 рублей (снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 30%).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 15.06.2023.
Заказчиком 16.06.2023 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.
Вместе с тем, ООО "Фабрика качества" в регламентированный срок (23.06.2023) на электронной площадке не размещены подписанный участником проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер. Указанное обстоятельство послужило причиной признания лица уклонившимся от заключения контракта. Заказчиком 26.06.2023 в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) опубликован протокол о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ООО "Фабрика качества", Общество не имело намерений и умысла уклоняться от заключения контракта. Нарушение обязательств по заключению контракта победителем возникло вследствие поломки компьютера (вышел из строя северный мост).
На заседании Комиссии Общество подтвердило намерение исполнить обязательства по контракту в соответствии с условиями контракта и извещения о проведении закупки, а также подтвердило факт закупки товара, необходимого для исполнения рассматриваемого контракта.
Заказчик также выразил свое мнение, не настаивал на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, указал на добросовестное исполнение Обществом ранее заключенных контрактов с учреждением.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Исходя из содержания части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Кроме того, в силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание отсутствие умышленных действий, направленных на незаключение контракта, с учетом закупки Обществом товара, необходимого для исполнения контракта, готовности Общества исполнить контракт, а также с учетом мнения заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России не находит достаточных оснований для включения ООО "Фабрика качества" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Фабрика качества" (ИНН 7430030190), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 июля 2023 г. N 074/10/104-1501/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023