Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 июля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии от
заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 г. Шумерля Чувашской Республики, представителей по доверенности,
подрядчика - общества с ограниченной ответственностью "ГлавСтройСервис", представителя по доверенности,
рассмотрев обращение, представленное Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 6 г. Шумерля Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ГлавСтройСервис" (далее - ООО "ГлавСтройСервис", Подрядчик, Общество), находящегося по адресу: 428027, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д. 5, кв. 375 (ИНН 2130153040, ОГРН 1152130004872).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 30.06.2022 поступило обращение Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 г. Шумерля Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об ООО "ГлавСтройСервис", в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения кор
рупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
06.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523003527 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N6" г. Шумерля, расположенного по адресу: г. Шумерля, ул. Черняховского, д. 27, с начальной (максимальной) ценой контракта 15 214 982,18 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.04.2023 NИЭА1 заявка участника с идентификационным номером 1 (ООО "ГлавСтройСервис") признана победителем электронного аукциона.
02.05.2023 между Заказчиком и ООО "ГлавСтройСервис" заключен контракт N 0815500000523003527_179562 от 02.05.2023 на выполнение работ по благоустройству территории МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N6" г. Шумерля, расположенного по адресу: г. Шумерля, ул. Черняховского, д. 27 (далее - Контракт).
Согласно п. 4.2. контракта срок исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту: с 10 мая 2023 года по 15 августа 2023 года.
Из пояснений Заказчика установлено следующее:
На 15.06.2023 г. Подрядчик к выполнению работ так и не приступил.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии со ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ установлено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 11.9.7 контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, п. 2 ст. 715 ГК РФ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 0815500000523003527 от 02 мая 2023 года, заключенного с Общество с ограниченной ответственностью "ГлавСтройСервис".
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
15.06.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В этот же день принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, что свидетельствует о надлежащем исполнении требований статьи 95 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчиком предусмотренные контрактом обязательства не исполнены.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отмены своего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 1 статьи 719 ГК РФ предусмотрено право подрядчика на приостановку работ, в соответствии с которой подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, непредоставление материалов, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 719 ГК РФ).
Обществом было пояснено, что на дату принятия такого решения Контракт уже прекратил свое действие ввиду вступления в силу решения Подрядчика об одностороннем отказе от его исполнения, принятого на основании пункта 9.13 Контракта, части 19 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), статей п. 3 ст. 716, 718, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в связи с неисполнением Заказчиком встречных обязательств по Контракту.
После заключения контракта Подрядчиком осуществлен выезд и осмотр объекта, в результате которого установлены следующие несоответствия/недостатки:
1) сметной документацией не предусмотрены работы необходимые для получения результата, а именно: демонтаж ограждения, демонтаж бортовых камней, асфальтового покрытия внутри двора школы;
2) отсутствуют необходимые схемы (чертежи), в соответствии с которыми составлена смета (для примера ограждения), а также объективные данные о местах установки МАФов;
3) в связи с тем, что местность болотная, целесообразно поднять ее, но для этого необходимо устанавливать подпорную стену, произвести укрепление откоса, поднимать уровень и т.д. Данные работы не предусмотрены проектно-сметной документацией, однако Заказчик настаивает на их выполнении;
4) также дополнительно со стороны Заказчика поступило указание о перемещении места расположения спортивной площадки; о необходимости зарыть газовый трубопровод; о перемещении пожарного гидранта для того, чтобы уместить футбольное поле и т.д., что явно противоречит проектной документации.
При этом п. 3.4.1 Контракта Подрядчик обязался выполнить все работы надлежащего качества в соответствии со сметной, проектной (рабочей) документацией и СНиП, действующими нормами и правилами выполнения работ и техническими условиями, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
Следовательно, необходимо было привести проектную и сметную документацию в соответствие с фактическими обстоятельствами.
26 мая 2023 г. от Заказчика поступили письма (исх. N 267, 268 от 26.05.2023) о согласовании эскизов ограждения, МАФов. Однако обращаем внимание комиссии, что, согласно сметной документации, ограждение предусмотрено в виде панелей оград. сетчатых из сварной сетки, что явно не соответствует эскизу Заказчика и не совпадает по стоимости.
В связи с чем, Подрядчик просил рассмотреть возможность увеличения цены контракта, а в случае отсутствия таковой выполнение в соответствие со сметой. Ответа по данному вопроса также от Заказчика не поступило.
Все вышеизложенные обстоятельства препятствовали выполнению работ по Контракту в соответствии со сметой, в пределах цены Контракта и в установленные сроки, в связи с чем Подрядчик приостановил работы и просил предоставить ответы по каждому вопросу.
06.06.2023 получен письменный ответ (исх. N 282 от 06.06.2023) в котором Заказчик ссылается на технические совещания, которые проводились 10, 16, 23, 30 мая и якобы по каждому были вынесены определенные решения, удовлетворяющие стороны с приложением протоколов.
Подрядчик данную информацию не может подтвердить ввиду отсутствия решения проблемных вопросов, в связи с чем и обращался письменно это, во-первых, во-вторых, это были не совещания по решению выявленных несоответствий, а озвучивание проблем, с которыми столкнулся подрядчик (решений никаких принято не было), в-третьих, протоколы никакие не велись и к письму заказчиком не приложены, что опять-таки подтверждает их отсутствие.
В данном письме заказчик подтверждает, что 28.04.2023 уведомил главу Администрации г. Шумерля о необходимости увеличения цены Контракта. Соответственно было принято решение о пересчете, со стороны Подрядчика подготовлены и направлены документы. Однако на сегодняшний день вопрос остался также неразрешенным, дополнительное соглашение не заключено.
Согласно пункту 3 статьи 716 ГК РФ, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок, не приведет в соответствие сметную, проектную документацию и не заключит дополнительное соглашение об увеличении цены Контракта, то подрядчик будет вынужден отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков, что и было сделано 15.06.2023.
Несмотря на то, что Контракт являлся уже недействующим, 15.06.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято Подрядчиком и направлено в адрес Заказчика посредством ЕИС и получено заказчиком, что подтверждается скриншотом 15.06.2023 в 07.44 (МСК).
Реестр является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что необходимость по включению ООО "ГлавСтройСервис" в Реестр отсутствует, поскольку действия победителя закупки не свидетельствуют о недобросовестном поведении победителя аукциона. По результатам рассмотрения обращения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 г. Шумерля Чувашской Республики, Комиссия Чувашского УФАС России не усматривает в действиях ООО "ГлавСтройСервис" намерений по уклонению от заключения контракта.
Также Комиссией принимается во внимание, что заказчик не настаивает на включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 6 г. Шумерля Чувашской Республики о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "ГлавСтройСервис" (далее - ООО "ГлавСтройСервис", Подрядчик, Общество), находящегося по адресу: 428027, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д. 5, кв. 375 (ИНН 2130153040, ОГРН 1152130004872), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 10 июля 2023 г. N 021/10/104-549/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2023