Резолютивная часть решения оглашена 11 июля 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием видеоконференц-связи жалобу ООО "Компания "Элина" на положения извещения о проведении электронного аукциона на приобретение оборудования для детских площадок г.Новосокольники Псковской области (номер извещения: 0157300019523000014), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
28.06.2023 Заказчиком объявлен электронный аукцион на приобретение оборудования для детских площадок г.Новосокольники Псковской области (номер извещения: 0157300019523000014).
Извещение N 0157300019523000014 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 28.06.2023 10:00.
Начальная (максимальная) цена контракта - 70 459,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 06.07.2023 12:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
04.07.2023 поступила жалоба (вх.N3120-ЭП/23) от Заявителя.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2023 NИЭА1 на участие в аукционе ни подано ни одной заявки.
Рассмотрение жалобы состоялось 11 июля 2023 года в 10 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 10.07.2023 в 15.30, в связи с необходимостью участия Заявителя.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (вх. N3120-ЭП/23 от 04.07.2023, в материалах дела).
1. Заказчик неправомерно использовал в извещении код ОКПД2
42.99.12.110 "Площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе", поскольку закупка осуществляется для детской игровой площадки, которая не является спортивным.
2. Отсутствие габаритных размеров карусели, не указание требования о соответствии ГОСТ Р 52300-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и общие методы испытания каруселей.". Оборудование должно иметь СЕРТИФИКАТ СООТСТВЕТВИЯ ТР ЕАЭС 042/2017, а не сертификат качества.
3. Пункт.7.4 описания объекта закупки содержит незаконное требование о том, что поставщик обязан обеспечить гарантийное обслуживание в сервисных центрах на территории Псковской области, которые указаны в паспорте. В паспорте должны быть указаны условия гарантийного обслуживания, адрес ближайшего сервисного центра и номер контактного телефона.
4. Нарушение при обосновании НМЦК, а именно использование реестровых записей контрактов на поставку не сертифицированного оборудования.
5. Отсутствие информационного щита в описании закупки.
Представитель Заказчика частично согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N304 от 07.06.2023, в материалах дела):
Аукцион не состоялся, новая документация будет подготовлена с учетом замечаний Заявителя и требованиям Закона о контрактной системе.
Информационный щит на действующей площадке уже имеется с 2021 года.
В результате рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее:
1. Относительно довода Заявителя о неверном использовании кода ОКПД2.
В данном случае определяющим является описание объекта закупки, а не его код, в связи с чем данную техническую ошибку нельзя расценить как существенное нарушение при проведении закупки, поскольку с помощью иных сведений можно установить, что являлось предметом закупки, и какой код соответствует заявленному предмету.
Указание неверного кода ОКПД не способно оказать влияние непосредственно на участников торгов. Более того сам Заявитель не смог указать какой код должен был использовать Заказчик.
2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 N 21 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" с 17.11.2018 вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017)", который устанавливает требования к безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.
Данный Технический регламент разработан в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих потребителей в заблуждение, и распространяется на оборудование и (или) покрытие для детских игровых площадок, впервые выпускаемые в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза и размещенные на открытых территориях или в закрытых помещениях, по перечню согласно приложению N 1 (пункт 3 ТР ЕАЭС 042/2017).
Согласно пункту 53 ТР ЕАЭС 042/2017 подтверждение соответствия оборудования и (или) покрытия требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме сертификации или декларирования соответствия.
Перечень продукции, на которую распространяются требования технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" указан в Приложении N1, в который входят в том числе: качели-балансир и карусель.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик должен был установить требование о соответствии поставляемого товара требованиям ГОСТов, а также требование о подтверждении при поставке безопасности товара путем представления сертификатов соответствия.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно описанию объекта закупки Заказчиком установлены следующие требования к карусели с рулем:
"Цвет яркий. Карусель должна представлять собой устойчивую конструкцию, обеспечивающую безопасное вращение посадочных мест для детей вокруг вертикальной оси. Карусель должна состоять из опоры, центральной оси, каркаса с поручнем по периметру карусели, платформы, руля, сегментного сиденья. Под сегментным сиденьем и над сиденьем при входе на карусель должны быть установлены ребра жесткости, приваренные к каркасу. Опора должна представлять собой металлический круг диаметром не менее 60 мм и металлической платформы из листа толщиной не менее 8 мм, с приваренными к ней косынками, выполненными из металлического листа толщиной 5 мм. Центральная ось должна быть выполнена из металлической трубы диаметром не менее 100 мм. Каркас должен быть выполнен из металлических труб сечением не менее 50х25 мм и диаметром не менее 26 мм. Платформа должна быть выполнена из влагостойкой противоскользящей фанеры толщиной не менее 21 мм. Сиденье карусели должно быть выполнено из влагостойкой фанеры толщиной не менее 21 мм. Поручень и ребра жесткости должны быть выполнены из металлической трубы 33 мм".
При этом, требование к размеру карусели отсутствует.
Представитель Заказчика согласился с доводами Заявителя, обязался учесть при повторном формировании описания объекта закупки.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика при описании объекта закупки допущены нарушения п.2 ч.1 статьи 33 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Пунктом 7.4. Описания объекта закупки Заказчик установил, что поставщик должен обеспечить гарантийное обслуживание поставленных товаров в сервисных центрах на территории Псковской области, которые указаны в паспорте. В паспорте должны быть указаны условия гарантийного обслуживания, адрес ближайшего сервисного центра и номер контактного телефона.
Поставщик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах 12 месяцев с даты подписания Акта приемки выполненных работ приемочной комиссией, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей и неправильной эксплуатации.
Представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя об излишних требованиях о гарантийном обслуживании поставленных товаров в сервисных центрах на территории Псковской области, в следствии технической ошибки.
При этом, Комиссия Псковского УФАС России отмечает, что требование к гарантийному сроку установлены, в пределах 12 месяцев с даты подписания Акта приемки, что соответствует части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий по осуществлению контроля в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, содержащийся в жалобе ООО "Компания "Элина" довод в части формирования обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением действующего законодательства о контрактной системе не может быть рассмотрен по существу Комиссией Псковского УФАС России.
5. Довода Заявителя о необходимости одновременно с качелями и каруселями приобретать информационный щит не находит своего нормативно-правового обоснования поскольку Законом о контрактной системе данное требование не установлено к формированию описания объекта закупки.
Более того, Заказчик не лишен права приобрести данный информационный щит отдельным договором.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания "Элина" частично обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что на участие в аукционе ни подано ни одной заявки, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Передать материалы дела в орган внутреннего (финансового) контроля, в части доводов о нарушении при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 13 июля 2023 г. N 060/06/33-265/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023