Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - АУК УР "Национальная библиотека УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ООО "Зеон" (ИНН 1832118101) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "N зз-07546-2022 Поставка оборудования (системный блок, ноутбук) для нужд АУК УР "Национальная библиотека УР" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122007269, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии 29.06.2023 в присутствии:
представителя ООО "Зеон" посредством видеоконференцсвязи <_> (доверенность от 23.05.2023 б/н),
представителя заказчика <_> (доверенность от 05.05.2023 N5),
в отсутствии представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
на заседании Комиссии 30.06.2023 в присутствии:
представителей ООО "Зеон" посредством видеоконференцсвязи: законного представителя Общества <_> (выписка из ЕГРЮЛ), <_> (доверенность от 23.05.2023 б/н),
представителя заказчика <_> (доверенность от 05.05.2023 N5),
в отсутствии представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
26.05.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 10 848 840,00 рублей.
03.06.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2022 NИЭА1 поступило пять заявок на участие в Аукционе, победителем признано ООО "Зеон".
20.06.2022 между ООО "Зеон" и Заказчиком был заключен контракт (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательство на поставку оборудования (системный блок, ноутбук) (далее - Товар). Цена Контракта 9 690 000,00 рублей.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 10.10.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, Советская ул., д.11 (далее - место доставки), в срок исполнения контракта: 90 календарных дней с даты заключения контракта.
Согласно п. 4.1.1. Контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
Согласно спецификации к Контракту требуемым к поставке товаром являются: системный блок в количестве 85 шт., ноутбук - 2 шт.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 11.08.2022 Общество направило Заказчику счет-фактуру N1097 на прием-передачу товара по Контракту.
26.08.2022 Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ от приемки товара от 25.05.2022 N01/01-34/451, согласно которому при проведении внутренней экспертизы заказчиком было проверено качество предоставленного Поставщиком товара в части его соответствия условиям Контракта. В результате указанной экспертизы были выявлены несоответствия поставленного товара условиям Контракта, о чем составлено соответствующее заключение от 25.08.2022.
Так, в частности, поставленные Обществом системные блоки вместо предусмотренных 8 потоков процессора имели 12. В свою очередь поставленные ноутбуки не имели оптического привода DVD-RW. Взамен вместе с ноутбуками были поставлены периферийные (переносные) устройства - приводы.
26.09.2022 Заказчиком в ЕИС был подписан документ о приемке N1097 от 15.09.2022, согласно которому Заказчиком приняты системные блоки в количестве 85 шт.
28.09.2022 Общество направило Заказчику письмо с просьбой осуществить приемку предложенных к поставке ноутбуков. В письме Общество также допускало возможность подписания дополнительного соглашения о расторжении Контракта в части поставки ноутбуков.
05.10.2022 Общество направило Заказчику в ЕИС документ о приемке N1342 на прием-передачу ноутбуков.
07.10.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N01/01-34/543.
Не согласившись с принятым Заказчиком решением, Общество обратилось с иском в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием признать указанное решение недействительным.
В соответствии с определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.10.2022 приостановлено исполнение решения АУК УР "Национальная библиотека УР" от 07.10.2022 N01/01-34/543 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N3-НБ/ЭА/2022 от 20.06.2022, до вступления в законную силу судебного акта по делу NА71-16106/2022 от 20.04.2023. Согласно решению Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу NА71-16106/2022 от 20.04.2023 судом в удовлетворении исковых требований отказано. Решение вступило в законную силу 22.05.2023.
Судом установлено, что предлагаемые Обществом к поставке ноутбуки не отвечают требованиям, установленным спецификацией, не являются улучшенным товаром, на основании чего ООО "Зеон" не может быть признано исполнившим свои обязательства по Контракту надлежащим образом. В свою очередь выявленные Заказчиком несоответствия спорных ноутбуков суд счел обоснованными, отказ от приемки указанного товара - правомерным.
Согласно письменным пояснениям Общества, единственным производителем, имеющим продукцию, соответствующую требованиям Заказчика - ICL Техно - было отказано в поставке необходимых устройств.
Согласно ч. 8, ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации , другими законами или иными правовыми актами. ООО "Зеон" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Общества, выразившаяся в следующем.
Общество не поставило товар по Контракту Заказчику.
При описании объекта закупки Уполномоченным учреждением для позиции "ноутбук" использован код КТРУ - 26.20.11.110-00000165. Для позиции с указанным кодом каталогом установлена в том числе характеристика: Оптический привод - DVD-RW.
Таким образом, когда Заказчик, закупая товар определенного наименования по определенной позиции КТРУ, в соответствии с которой устанавливает требования к характеристикам товара, установленные характеристики должны быть и являются параметрами самого товара (в данном случае - ноутбука), а не характеристиками совокупности отдельных устройств, поставляемых вместе с необходимым товаром.
Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что объектом закупки являлись самостоятельные законченные устройства - системные блоки и ноутбуки. Контрактом не предусматривалась поставка каких-либо дополнительных периферийных устройств. При исполнении Контракта замена технических характеристик ноутбуков не была согласована Заказчиком, дополнительное соглашение к Контракту в этой части сторонами не заключалось.
Комиссия Удмуртского УФАС России также отмечает, что в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующая о намерении Общества ввести Комиссию в заблуждение.
Так, в ходе заседания Комиссии представитель Поставщика указала, что производитель единственного соответствующего техническому заданию устройства не исполнил ранее заявленных обязательств по предоставлению ООО "Зеон" необходимых ноутбуков, в связи с чем, Общество было вынуждено предлагать Заказчику не соответствующий описанию объекта закупки товар. Вместе с тем установлено, что, подавая заявку на участие в закупке, Обществом были с самого начала предложены к поставке ноутбуки другого производителя - Rikor, - не соответствующие техническому заданию.
Таким образом, представленные в материалы дела свидетельства обращения Общества к поставщикам аналогичных устройств служат лишь имитацией намерения исполнить принятые на себя обязательства надлежащим образом. Представленная в материалы дела переписка ООО "Зеон" с Заказчиком свидетельствует, что Общество изначально не имело намерений поставить товар, соответствующий описанию объекта закупки. В течении всего периода взаимодействия, Общество предпринимало попытки продать Заказчику товар, несоответствующий запрашиваемым характеристикам.
Фактически Общество пыталось пересмотреть потребность Заказчика в товаре и предложить те устройства, которые имелись у ООО "Зеон" в наличии.
В данной ситуации Общество пренебрегло основной целью Закона о контрактной системе - удовлетворение потребности Заказчика, пытаясь реализовать имеющийся у Общества товар.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" формирование и ведение каталога обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в том числе в результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение информационных систем, а также осуществляющими государственную регистрацию товаров в установленной сфере деятельности.
Таким образом, оспаривая несоответствие предлагаемых к поставке устройств, Общество также вмешивается в деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Общество, имея значительный опыт участия в закупочных процедурах, не могло не знать о рисках, которые влечет за собой отказ Заказчика от приемки товара, однако подало заявку с предложением заведомо несоответствующего описанию объекта закупки устройства.
Предлагая товар соответствующий описанию объекта закупки, добросовестный участник закупки предупреждает риски нарушений действующего законодательства со своей стороны. Таким образом, Общество могло совершить действия, направленные на недопущение рассмотрения вопроса о его включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае, Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае одностороннего отказа Заказчиком от исполнения Контракта и возможность включения сведений об Обществе в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Зеон", так как Общество не предприняло меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту (фактически Обществом был изначально предложен к поставке товар не соответствующий техническому заданию и все последующие действия были направлены лишь на попытку убедить Заказчика принять товар не соотвествующий Контракту), в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Зеон" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Зеон" (ИНН 1832118101) в связи с односторонним отказом от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-07546-2022 Поставка оборудования (системный блок, ноутбук) для нужд АУК УР "Национальная библиотека УР" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122007269) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Зеон" (ИНН 1832118101) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
22.05.2023 |
25.05.2023 |
23.06.23 |
30 |
26.06.2023 |
03.07.2023 |
30.06.2023 |
0 |
05.07.2023 |
05.07.2023 |
0 |
30 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30 июня 2023 г. N 018/06/104-499/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2023