Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - МБУ "Аксакшурская сельская управа" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Дет-Строй" (ИНН 6321426306) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-25094-2023 "Устройство детской игровой площадки в д.Аксакшур Малопургинского района УР" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123009184, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя ООО "Дет-Строй" (далее - Общество): <_> (доверенность от 05.07.2023 б/н),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность от 03.05.2023 N23-юр),
в отсутствие:
представителей Заказчика - МБУ "Аксакшурская сельская управа" (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
13.06.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении аукциона.
21.06.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 21.06.2023 NИЭА1 поступило семь заявок на участие, признанные соответствующими установленным требованиям. Победителем признано ООО "Дет-Строй".
Протоколом от 03.07.2023 NППУ20_1 Общество было признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
23.06.2023 в 16:17 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта (далее - Контракт), посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки.
Регламентированный срок для подписания проекта контракта установлен до 23:59 30.06.2023.
Установлено, что в регламентированный срок Общество проект контракта не подписало.
Согласно пояснениям представителя Общества, не подписание проекта контракта произошло в связи с техническим сбоем на электронной площадке. Для устранения данной технической ошибки ответственный за подписание проекта контракта сотрудник Общества обратился в техническую поддержку электронной площадки, однако данную проблему не удалось устранить в регламентированный для подписания проекта контракта срок.
При этом, согласно устным пояснениям представителя ООО "Дет-Строй" в качестве обеспечения исполнения контракта были представлены три исполненных контракта в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, с реестровыми номерами: 2638100277422000012, 2631604241722000014,01631701071422000103.
Вместе с тем, согласно данным ЕИС, указанные реестровые номера контрактов исполнены ООО "Еврострой" (ИНН 6382088245), то есть представленные в качестве обеспечения контракты не имеют отношения к подтверждению опыта ООО "Дет-Строй", следовательно, не могут рассматриваться комиссией как совершение действий, направленных на заключение контракта.
Таким образом, опыт ООО "Дет-Строй" не подтвердил, обеспечение исполнения контракта в виде перечисления денежных средств на счет Заказчика, либо банковской гарантии не представил.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом.
Согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
На заседании комиссии представитель Общества подтвердил тот факт, что причиной не подписания проекта контракта послужило халатное отношение ответственного за подписание контракта сотрудника к взятым на себя обязательствам по подписанию проекта контракта, а именно: ответственный сотрудник Осипова Д.Д. отложила подписание проекта контракта на последний день регламентированного срока - 30.06.2023 в 23:00 по Самарскому времени.
Доказательств, подтверждающих нарушение со стороны Заказчика, оператора электронной площадки законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении настоящего Аукциона Обществом не представлено, а также не был зафиксирован факт технического сбоя на электронной площадке при подписании проекта контракта с помощью ГИС независимого регистратора.
Таким образом, доводы Общества о невозможности подписания проекта контракта в связи с техническим сбоем на электронной площадке не доказаны, следовательно, не могут быть приняты комиссией антимонопольного органа как обстоятельства, исключающие вину Общества.
Также согласно представленным документам ООО "Дет-Строй", Общество направляло письмо о техническом сбое на электронную площадку 03.07.2023, то есть за регламентированным для подписания проекта контракта сроком, что не может рассматриваться как добросовестное поведение Общества при заключении контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Дет-Строй", выразившемся в следующем.
В установленные сроки Общество не подписало проект контракта, документов подтверждающих объективную невозможность подписания проекта контракта в срок не предоставило, на заседании комиссии представитель Общества подтвердил факт халатного отношения к взятым Обществом обязательств по подписанию проекта контракта, поскольку подписание контракта было отведено на последний день регламентированного срока (30.06.2023 в 23:00), тогда как добросовестный участник закупки осуществляет действия, направленные на заключение контракта заблаговременно.
При этом, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе Общество должно было подтвердить свой опыт тремя исполненными контрактами, однако представленные реестровые номера исполненных Обществом контрактов такой опыт не подтверждают, поскольку контракты были исполнены ООО "Еврострой" (ИНН 6382088245), то есть представленные в качестве обеспечения контракты не имеют отношения к подтверждению опыта ООО "Дет-Строй", следовательно, не могут рассматриваться комиссией как добросовестное поведение Общества при заключении контракта.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Дет-Строй", так как им не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Кроме этого, Комиссия отмечает, что возможность передачи права использования электронной подписи от владельца ее сертификата иному лицу, в том числе работнику организации, руководителем которой является владелец сертификата, законодательством не предусмотрена. Вместе с тем владелец сертификата электронной подписи - руководитель организации вправе согласовать использование этой подписи другими лицами - работниками этой организации при условии соблюдения конфиденциальности ключа такой подписи. При этом ответственность за действия работников, совершенные с применением электронной подписи, в любом случае возлагается на руководителя организации - владельца сертификата электронной подписи.
В данной ситуации директор Общества полностью устранился как от подписания контракта, так и от контроля над деятельностью доверенного лица.
Надлежащие исполнение руководителем организации своих обязанностей устранило бы неблагоприятные последствия, связанные со сбоем на электронной площадке (при наличии таковых).
При этом, участвуя в государственных закупках Общество не могло не знать о необходимости подписания контракта в установленный срок, директор Общества должен был проявить большую степень осмотрительности за действия своих сотрудников, либо не нарушая требования действующего законодательства подписать контракт своей ЭЦП на электронной площадке в срок.
Однако, никаких действий со стороны директора Общества не предпринималось, контроль за деятельностью своих сотрудников не осуществлялся, что свидетельствует о халатном отношении Общества к взятым на себя обязательствам.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Дет-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Дет-Строй" (ИНН 6321426306) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-25094-2023 "Устройство детской игровой площадки в д.Аксакшур Малопургинского района УР" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123009184) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Дет-Строй" (ИНН 6321426306) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
03.07.23 |
05.07.23 |
03.07.23 |
0 |
04.07.23 |
07.07.23 |
07.07.23 |
0 |
12.07.23 |
10.07.23 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 7 июля 2023 г. N 018/06/104-522/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023