Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)рассмотрев жалобу ИП Усольцева Д. Ю.
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ИП Усольцева Д. Ю. на действия Заказчика - ФГБУ "Объединенная дирекция Государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" им. Н.Н. Воронцова" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по третьему разряду лесоустройства на территории земель Государственного природного заповедника "Уссурийский" и Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника для нужд ФГБУ "Земля леопарда" (извещение N 0320100031223000030) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как установлено излишнее требование о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 49 Закона N44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ определено, что При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из доводов жалобы следует, что Заказчиком в п. 5.1.6. проекта контракта (приложение N 2 к извещению о закупке), а также в п. 3.7 описания объекта закупки (приложение N 1 к извещению о закупке) неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности (для выполнения следующих заявленных работ: создание и обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов).
Из пояснений Заказчика следует, что выполнение условии выполнения работ, предусмотренных пунктами 3.3. - 3.6. Технического задания возможно только при наличии вышеуказанной лицензии.
- 3.3. Геодезические и картографические работы проводятся с применением геоинформационных систем (ГИС).
- 3.3.1. Основой картографических материалов по результатам таксации лесов являются топографические карты масштаба 1:25000 или ортофотопланы, данные государственного лесного реестра, материалы предыдущего лесоустройства, картографические материалы изысканий, обследований и др.
- 3.4. Обработка используемых материалов, включая пространственные данные, в т.ч. данные дистанционного зондирования Земли (далее - материалы ДЗЗ), должна проводиться с применением лицензионного программного обеспечения.
Пунктом 4 Приказа Минприроды России от 05.08.2022 N 510 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" определено, что геодезические и картографические работы, проводимые при лесоустройстве, выполняются в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N431-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 431-ФЗ, геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 42 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), а также пунктом 1 Положения о лицензировании геодезической и картографической деятельности (далее - Положение о лицензировании), утвержденного Постановлением N 1126, лицензированию подлежит геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории (далее - геодезическая и картографическая деятельность).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию (далее - геодезические и картографические работы), а также необходимых для их выполнения специальностей или направлений подготовки работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (далее - соискатель лицензии), или работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), имеющего лицензию (далее - лицензиат), приведен в приложении.
В перечень выполняемых работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, а также необходимых для их выполнения специальностей или направлений подготовки работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, или работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), имеющего лицензию включены следующие работы:
- Определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля;
- Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов;
- Создание государственных геодезических сетей;
- Создание государственных нивелирных сетей;
- Создание государственных гравиметрических сетей;
- Создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций;
- Установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации;
- Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
На основании вышеизложенного, а также в связи с тем, что, техническое задание не содержит видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании, у Заказчика отсутствуют основания для установления требований о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Таким образом, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ установлено требование о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 3.3. Описания объекта закупки (Техническое задание) "Основой картографических материалов по результатам таксации лесов являются топографические карты масштаба 1:25000 или ортофотопланы, данные государственного лесного реестра, материалы предыдущего лесоустройства, картографические материалы изысканий, обследований и др.
Как указано в п. 4.3. Описания объекта закупки (Техническое задание) камеральные и полевые работы состоят в том числе из векторизации границ окружной межи, кварталов и выделов по ортофотопланам с применением специализированного программного обеспечения с учетом сведений, полученных в процессе проведения подготовительных работ и созданием тематических слоев. Следовательно, одним из видов работ, предполагаемых к выполнению Техническим заданием, является создание ортофотоплана. Технологическая цепочка создания ортофотоплана предполагает трансформирование фотоабрисов на топографические карты посредством ортогональной проекции. В указанной цепочке наличие топографических карт является обязательным, т.к. последние несут информацию о рельефе местности и имеют легко опознаваемые опорные точки для непосредственной привязки материалов дистанционного зондирования земли.
При выполнении каждого этапа работ по таксации лесов используются карты масштаба 1:10000-1:50000 (далее - топографические карты), которые согласно письму Таможенного Комитета Российской Федерации от 11.08.1997 N 01-15/15278 "О контроле за перемещением картографических, топографических, аэрокосмических, геодезических и гравиметрических материалов" имеет степень секретности "Сектрено". Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 05.08.2022 N 510 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (далее - Лесоустроительная инструкция) использование при лесоустройстве информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне". Согласно статье 27 данного закона допуск к работам со сведениями, составляющих государственную тайну возможен только при наличии соответствующей лицензии.
Топографические карты используются на всех без исключения этапах выполнения работ по таксации лесов (лесоустроительных работ) и технологически не могут применяться в отрыве от всего объема работ. Если не использовать топографические карты, то будут нарушены характеристики лесоустроительной документации, в том числе картография будет не соответствовать действительности, границы выделов будут неверными.
В связи с тем, что рассматриваемая закупка состоит из вида работ - лесоустройство в виде таксации лесов, которое выполняется с применением ортофотопланов, топографических карт масштаба 1:25000 (являющихся секретными) Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ не установлена соответствующая лицензия. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Усольцева Д. Ю. на действия Заказчика - ФГБУ "Объединенная дирекция Государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" им. Н.Н. Воронцова" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по третьему разряду лесоустройства на территории земель Государственного природного заповедника "Уссурийский" и Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника для нужд ФГБУ "Земля леопарда" (извещение N 0320100031223000030) обоснованной.
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ.
3. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, т. к. ранее было выдано предписание.
4. Не передавать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 5 июля 2023 г. N 025/06/49-842/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2023