Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - МБУ "ГКЦСОН": _____________________(по доверенности), _____________________ (по доверенности),
в отсутствие представителей ООО "СтройКапиталСибирь", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме обращение МБУ "ГКЦСОН" о включении сведений об ООО "СтройКапиталСибирь" (ИНН 5405040307, 630017, г. Новосибирск, ул. Покатная, д. 122, кв. 32) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение текущего ремонта по устройству подоконников и фронтальных экранов на отопительные приборы по адресу ул. Котовского, 1 (извещение N 0851300008923000017),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение МБУ "ГКЦСОН" о включении сведений об ООО "СтройКапиталСибирь" (ИНН 5405040307, 630017, г. Новосибирск, ул. Покатная, д. 122, кв. 32) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение текущего ремонта по устройству подоконников и фронтальных экранов на отопительные приборы по адресу ул. Котовского, 1 (извещение N 0851300008923000017).
Согласно ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч.7 ст.104 Закон о контрактной системе и порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Новосибирским УФАС России была проведена проверка представленных документов и информации, в ходе которой было установлено следующее.
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
16.05.2023 г. между заказчиком и ООО "СтройКапиталСибирь" был заключен контракт на выполнение текущего ремонта по устройству подоконников и фронтальных экранов на отопительные приборы по адресу ул. Котовского, 1.
Согласно п. 3.3 контракта срок выполнения работ по контракту в полном объеме - в течение 28 рабочих дней, то есть до 26.06.2023 г.
Согласно п. 1.1 контракта работы выполняются в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) и на условиях, предусмотренных контрактом.
В приложении N 1 к контракту установлены условия выполнения работ, в частности:
- подрядчик не позднее, чем за 2 (два) рабочих дня до начала выполнения работ должен представить список рабочих, которые будут задействованы на объекте (с указанием ФИО и должности) с письменного разрешения рабочих в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных";
- подрядчик разрабатывает график производства работ и представляет заказчику на утверждение в течение 2 (двух) календарных дней с даты заключения контракта. Без утвержденного графика производства работ заказчиком к производству работ не приступать;
- графики освобождения помещений, отключения от сетей инженерного обеспечения (в случае необходимости: электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление и структурированные кабельные системы) предоставляются заказчику не позднее, чем за 2 (два) рабочих дня до начала выполнения работ;
- перед началом работ подрядчик приказом назначает ответственное лицо за производство работ, за охрану труда, за соблюдение пожарных норм при выполнении работ на конкретном объекте и за решение всех вопросов, возникающих в процессе производства работ в том числе освидетельствование скрытых работ. Надлежаще заверенная копия приказа предоставляется заказчику в течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта.
Вместе с тем, подрядчиком были нарушены вышеуказанные условия контракта, установленные в приложении N 1 к контракту - не были представлены указанные документы, а также работы не были начаты.
25.05.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика письмо, в котором предложил рассмотреть вопрос о замене материалов.
29.05.2023 г. заказчик направил в адрес специализированной организации, привлечение которой предусмотрено п. 4.1 контракта - МКУ "ЦТНиРМТБМУССП" запрос о возможности замены материалов.
05.06.2023 г. специализированная организация направила в адрес заказчика ответ на запрос, в котором сообщила о невозможности замены материла, поскольку предложенный подрядчиком к замене материал и материал, указанный в контракте не являются взаимозаменяемыми.
08.06.2023 г. заказчик уведомил подрядчика о невозможности замены материала.
08.06.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика письмо, в котором подрядчик изложил своё несогласие с отказом в согласовании замены материала, просил повторно согласовать замену материала, а также изложил свою точку зрения по вопросам исполнения контракта.
Помимо прочего между заказчиком и подрядчиком велись устные переговоры по вопросам исполнения контракта, однако данные переговоры не дали положительного результата.
21.06.2023 г. заказчик с участием представителей специализированной организации произвёл осмотр результатов работ по контракту, по результатам которого было установлено, что условия для производства работ имеются, доступ в помещения свободный, отсутствуют признаки начала подготовительных и основных работ, отсутствует заготовительный материал, отсутствует какое-либо оборудование или инструмент. По результатам осмотра был составлен акт.
21.06.2023 г. подрядчик посредством электронной почты направил в адрес заказчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное сообщение подрядчика было расценено заказчиком как необоснованное намерение ООО "СтройКапиталСибирь" отказаться от исполнения контракта.
22.06.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо, в котором сообщил о недопустимости нарушения условий контракта, о необходимости предоставления документов, перечень которых изложен в приложении N 1 к контракту, помимо прочего, к указанному письму был приложен акт осмотра от 21.06.2023 г. С данным письмом подрядчик был ознакомлен, о чем имеется отметка о получении директором ООО "СтройКапиталСибирь".
27.06.2023 г. заказчик в соответствии с п. 9.6 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.06.2023 г. данное решение заказчика было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч. 12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику. Датой поступления поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с указанным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик; поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления поставщика является 27.06.2023 г., следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 10.07.2023 г.
ООО "СтройКапиталСибирь" направило в адрес Новосибирского УФАС России письменные пояснения следующего содержания.
Между заказчиком и подрядчиком велись устные переговоры, в ходе которых стороны пришли к выводу о том, что из предлагаемых материалов и условий возможно осуществить монтаж и выполнение работ, однако возникнут проблемы как для заказчика, так и для подрядчика. Исходя из этого, стороны пришли к выводу о том, что материалы будут заменены и технические, технологические условия будут предоставлены.
Заказчик просил ООО "СтройКапиталСибирь" предложить рабочий вариант с точки зрения эстетики, технологически и технически правильного монтажа и материалов. Подрядчиком было разработано предложение и направлено заказчику.
Вместе с тем, подрядчиком ответа получено не было, в связи с чем, а также по причине того, что сроки выполнения работ подходили к концу, подрядчик направил в адрес заказчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту. Ответа на указанное уведомление подрядчик не получил.
22.06.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо об исполнении контракта, к которому был приложен акт осмотра результатов ремонта.
23.06.2023 г. подрядчик осуществил выезд на объект заказчика для осмотра и планирования дальнейших действий. По результатам осмотра было выявлено, что в акте осмотра, составленного заказчиком были указаны пункты, которые не соответствуют действительности, в связи с чем подрядчиком было составлено письмо с возражениями и пояснениями по данному вопросу с приложением фото, которое было направлено в адрес заказчика. Ответа на указанное письмо в адрес подрядчика не поступило.
ООО "СтройКапиталСибирь" предлагало заказчику выполнить работ и при условии продления сроков выполнения работ по контракту заказчиком.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "в" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из представленных заказчиком документов, вышеуказанные обстоятельства, позволяющие Комиссии Новосибирского УФАС России принять решение о не включении сведений об ООО "СтройКапиталСибирь" в реестр недобросовестных поставщиков, не подтверждаются по следующим основаниям.
Заказчиком были подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта, а именно, как следует из представленных заказчиком документов и сведений ООО "СтройКапиталСибирь" не приступило к выполнению работ по контракту, не представило документов и сведений, предусмотренных приложением N 1 к контракту. Кроме того ООО "СтройКапиталСибирь", несмотря на письмо специализированной организации о невозможности замены материалов, продолжало попытки согласования замены материалов, а следовательно, изменения существенных условий контракта, игнорируя при этом сроки выполнения работ по контракту.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что заказчик на письмо подрядчика о разъяснении вопросов исполнения контракта (техническое состояние стен, проблемы монтажа) предоставил устные разъяснения.
Вместе с тем, после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчиком в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления не было предпринято достаточных мер, направленных на исполнение контракта. Кроме того, указанные факты не были опровергнуты подрядчиком, в частности, не было представлено документов, свидетельствующих о надлежащем исполнении контракта, не было доказано фактов принятия реальных и достаточных мер, направленных на исполнение контракта.
Решение ООО "СтройКапиталСибирь" об одностороннем отказе от исполнения контракта не может и не могло быть принято как обоснованное, поскольку противоречило требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, а также частям 19 и 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
ООО "СтройКапиталСибирь" не обеспечило присутствие представителей в заседании Комиссии Новосибирского УФАС.
Кроме того, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не было обжаловано ООО "СтройКапиталСибирь" в судебном порядке.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях организации, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает оснований для принятия решения о не включении сведений об ООО "СтройКапиталСибирь" в реестр недобросовестных поставщиков.
При проведении на основании п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе и п. 13 порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ N 1078 от 30.06.2021 г., внеплановой проверки данного обращения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "СтройКапиталСибирь" (ИНН 5405040307, 630017, г. Новосибирск, ул. Покатная, д. 122, кв. 32) сроком на 2 (два) года.
2. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике и директоре ООО "СтройКапиталСибирь" - Перфильеве Максиме Александровиче (ИНН 381805669740) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 июля 2023 г. N 054/06/104-1399/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023