Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - А.А. Кириллова, начальника отдела, членов Комиссии - Н.А. Ворсиной, главного специалиста-эксперта, М.А. Косенко - специалиста - эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МБДОУ "Детский сад N 137" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО ТД "Практика" (ИНН 2463224386) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного конкурса "Поставка сахара для образовательных учреждений г. Красноярска в 2023 году", извещение N 0119300019822001895, идентификационный код закупки 223246504126824650100100170011081244 (далее-электронный конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО ТД "Практика" (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки, имеющей извещение N 0119300019822001895, идентификационный код закупки 223246504126824650100100170011081244 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения Обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного конкурса.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и Общества, указанным в Контракте, размещенном в единой информационной системе (далее - ЕИС) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а
также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, а также размещено в ЕИС.
До заседания Комиссии Общество и заказчик представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
В назначенное время на заседание Комиссии явились представители заказчика и Общества (личности установлены, полномочия подтверждены доверенностями).
Представитель заказчика настаивал на включении сведений об Обществе в РНП.
Представитель Общества пояснил, что с решением заказчика не согласен, просил в удовлетворении требований отказать.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного конкурса.
Согласно протоколу подведения итогов победителем закупки признано Общество.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в электронном конкурсе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного конкурса.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, Общество, подав заявку на участие в электронном конкурсе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо поставить товар, являющиеся предметом контракта.
Комиссией установлено, что согласно разделу 1 контракта: "1.1. Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
1.2. Наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Контракту)".
Согласно разделу 3 контракта: "3.1. Товар Заказчику, а в случае, если поставка осуществляется по нескольким адресам доставки - Получателю, поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта, с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика/Получателя на поставку Товара. Заказчик/Получатель направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком/Получателем Заявки не допускается.
Заявка направляется Заказчиком/Получателем не позднее чем за 1 (один) рабочий день до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1. настоящего Контракта.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 1 (одного) рабочего дня со дня отправки Заявки Заказчиком/Получателем.
3.2. Поставка Товара по Заявке осуществляется Поставщиком по адресу: 660005 Красноярский край, г.Красноярск улица Краснодарская, 9 А, а в случае если поставка Товара осуществляется по нескольким адресам, поставка Товара по Заявке Поставщиком осуществляется по адресам поставки Товара, перечень которых указан в Приложении к настоящему Контракту, указанным в Заявках. Заказчик/Получатель в одной Заявке указывает только один адрес поставки Товара".
Пункт 4.1.1. раздел 4 Контракта предусматривает: "Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
Согласно разделу 11 Контракта: "11.2. Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
11.3. Информация о Поставщике, с которым Контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, включается в установленном Законом N 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Комиссия, изучив материалы, представленные представителем заказчика и представителем Общества, установила следующее.
16.12.2022 заключен контракт между заказчиком и Обществом на сумму 97873,51 руб.
Согласно скрин-шотам, представленным представителем Заказчика, по электронному адресу Общества c электронной почты Заказчика mdou137@yandex.ru направлены заявки на поставку сока от 11.01.2022, 13.01.2022, 24.01.2023, 01.02.2023. Доказательство получения указанных заявок Обществом, Заказчиком не представлено.
Комиссия обращает внимание на пояснения представителя Общества, согласно которым заявки Заказчиком направлялись с адреса электронной почты, который не является адресом, указанным в Контракте, что для Общества является существенным условием для получения и, как следствие, исполнения заявок.
Комиссия принимает во внимание пояснения представителя Заказчика, согласно которым заявки Обществом исполнялись ненадлежащим образом, а именно с нарушением сроков поставки.
Комиссия также дает оценку пояснениям представителя Общества, согласно которым Общество не получало заявки от Заказчика путем электронных писем, однако, во исполнение условий Контракта производило поставку товара каждую неделю по адресу, предусмотренному условиями Контракта.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание документы, размещенные в ЕИС в разделе "Электронные документы об исполнении": акт приемки товара - счету-фактуре от 19.01.2023 на сумму 2978,50 руб. принят товар - сахар в количестве 50 килограмм, акт приемки товара - счету-фактуре от 01.02.2023 на сумму 2978,50 руб. принят товар - сахар в количестве 50 килограмм, акт приемки товара - счету-фактуре от 20.01.2023 на сумму 2978,50 руб. принят товар - сахар в количестве 50 килограмм, акт приемки товара - счету-фактуре от 20.01.2023 на сумму 2978,50 руб. принят товар - сахар в количестве 50 килограмм.
Кроме того, Комиссии представлены платежное поручение от 23.01.2023 на сумму 2978,50 руб на приобретение продуктов питания по Контракту со статусом "проведено", платежное поручение от 25.01.2023 на сумму 2978,50 руб на приобретение продуктов питания по Контракту со статусом "проведено", платежное поручение от 08.02.2023 на сумму 2978,50 руб на приобретение продуктов питания по Контракту со статусом "проведено". Указанное свидетельствует об исполнении заявок по Контракту.
Также Комиссия отмечает, согласно разделу 10 Контракта: "10.4. Обмен документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком или заказчиком условий контракта осуществляется с использованием ЕИС путем направления электронных уведомлений с приложением сканированной копии претензии. Такие уведомления формируются с использованием ЕИС, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в ЕИС без размещения на официальном сайте.
10.5. Срок рассмотрения сторонами претензий по существу не более 10 (десяти) календарных дней с даты получения претензии".
Комиссия, изучив материалы, представленные сторонами, установила, что Заказчиком направлены претензии от 16.01.2023, 18.01.2023, 20.01.2023 о непоставке товара и взыскании неустойки.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Комиссией установлено, что ввиду срывов поставок товара и игнорирование неоднократных требований осуществления ритмичных поставок Поставщиком по Контракту заказчиком 14.02.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании пункта 2 статьи 450 Закона о контрактной системе, пункта 9.4 Контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в ЕИС, Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 26.02.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 09.03.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 09.03.2023.
Комиссия обращает внимание на тот факт, что согласно представленным сведениям и пояснениям, Заказчиком в течение 10 дней заявки не направлялись, ввиду чего Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик лишил Общество возможности устранить нарушения обязательств по контракту.
Комиссия принимает во внимание пояснения представителя Заказчика, согласно которым ранее Заказчиком принималось решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое нее было размещено в ЕИС в соответствующем разделе. Доказательств этому Комиссии не представлено.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем из документов, поступивших в материалы обращения, следует подтверждение факта принятия Обществом мер для надлежащего исполнения условий контракта, выразившиеся в поставке товара, соответствующего требованиям контракта, что подтверждается документами, размещенными в ЕИС.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что Общество при исполнении контракта действовало недобросовестно.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении Общества от исполнения контракта по результатам электронного конкурса.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "ТД Практика" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
М.А. Косенко
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 марта 2023 г. N 024/10/104-752/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023