Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - заказчик, учреждение), о включении информации об индивидуальном предпринимателе Вагнере Викторе Осиповиче (далее также предприниматель, поставщик, ИП Вагнер В.О.) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0152200004722002193, заключенного 31.11.2022 по результатам осуществления Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) закупки в форме электронного аукциона "Поставка масла сливочного. (Реестровый номер 22.31.2190)" (извещение N 0152200004722002193) (далее соответственно - аукцион, закупка, контракт),
в присутствии предпринимателя Вагнера Виктора Осиповича и его представителя Сочневой Елены Ивановны (доверенность N 1 от 07.07.2023);
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
предпринимателя - Бобылева Сергея Сергеевича (доверенность N 1 от 07.07.2023);
заказчика - Маниной Яны Олеговны (доверенность N 1937 от 10.07.2023);
уполномоченного органа - Сорока Анастасии Владимировны (доверенность N 151 от 31.01.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 6227-ЭП/23 от 05.07.2023) обращение о включении информации о поставщике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 31.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152200004722002193 с максимальным значением цены контракта 2 782 037,25 руб.
14.11.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому на участие в закупке подано 13 заявок, из них сделано 9 ценовых предложений, наименьшее ценовое предложение в отношении начальной суммы цен единиц товара (498,21 руб.) сделано участниками закупки с идентификационными номерами заявок 83 и 74, при этом снижение начальной суммы цен единиц товара составило 31,5%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика, от 15.11.2022 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем закупки определен участник с идентификационным номером заявки 83.
31.11.2022 между заказчиком и ИП Вагнером Виктором Осиповичем заключен контракт N 0152200004722002193 (номер реестровой записи контракта 2550201838522001040).
20.06.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа (исх. от 20.06.2023).
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 03.07.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об ИП Вагнере В.О. подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 указанной статьи также определяет, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктами 1 и 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
При этом в силу статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Пунктами 1.1, 1.2, 3.1, 3.2, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 6.1, 6.2, 6.3 контракта было установлено следующее: "Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (масло сливочное) (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Наименование поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Порядок определения количества поставляемого Товара на основании Заявок Заказчика включает в себя учет объемов поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) исходя из определения такого объема как частное от деления максимальной цены Контракта (максимальной цены позиции Товара, указанной в Приложении N 1 к настоящему Контракту), к цене единицы такого Товара (позиции Товара). Объем поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) учитывается с нарастающим итогом и не должен превышать максимальную цену Контракта с учетом распределения по позициям Товара (при их наличии), указанного в Приложении N 1 к настоящему Контракту.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня отправки Заявки Заказчиком.
Поставка Товара по Заявке осуществляется Поставщиком по адресу: г. Омск, ул. Березовая, 3 (склад пищеблока).
Поставщик обязан:
Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим Контрактом.
Обеспечить за свой счет устранение выявленных нарушений при несоответствии поставленного Товара условиям настоящего Контракта или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Поставщик гарантирует безопасность Товара в соответствии с техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими требованиями и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к качеству Товара.
Товар не должен представлять опасности для жизни и здоровья граждан.
Товар должен быть пригодным для целей, для которых Товар такого рода обычно используется, и соответствовать условиям настоящего Контракта".
Периодичность поставки согласно Техническому заданию (Приложение N 2 к контракту) с 1 января 2023 года по 30 ноября 2023 года. Поставка Товара по Заявке осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня отправки Заявки Заказчиком. Периодичность поставок товара: еженедельно, 1 раз в неделю. Прием товара осуществляется с 6-30 до 12-00 (время местное).
Пунктом 4.4.6 контракта было предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Хронология взаимодействия заказчика и предпринимателя при исполнении контракта свидетельствует о следующем:
Заказчиком в адрес поставщика направлялись заявки на поставку товара от 16.01.2023, 26.01.2023, 31.01.2023, 09.02.2023, 13.02.2023, 17.02.2023, 27.02.2023, 03.03.2023, 07.03.2023, 14.03.2023, 22.03.2023, 27.03.2023, 03.04.2023, 07.04.2023, 13.04.2023, 18.04.2023.
Общее количество товара, необходимого к поставке по заявкам заказчика, составляло 1783,8 кг.
Согласно документам о приемке поставленного товара, размещенным в реестре контрактов на официальном сайте ЕИС (N 155 от 17.01.2023, N 487 от 02.02.2023, N 616 от 09.02.2023, N721 от 14.02.2023, N 727 от 15.02.2023, N 780 от 16.02.2023, N 872 от 21.02.2023, N 993 от 28.02.2023, N 1123 от 06.03.2023, N 2067 от 13.03.2023, N 3223 от 23.03.2023, N 3548 от 06.04.2023, N 3151 от 12.04.2023, N 3315 от 11.04.2023, N 3820 от 18.04.2023, N 3841 от 20.04.2023), предпринимателем поставлен товар в количестве 1262,84 кг.
При этом из пояснений заказчика следует:
- по заявке от 26.01.2023 товар в полном объеме (а именно 12,6 кг) не поставлен;
- по заявке от 31.01.2023 товар поставлен не в полном объеме (вместо 108 кг поставлено 62,1 кг);
- по заявке от 09.02.2023 товар поставлен не в полном объеме (вместо 144 кг поставлено 63,18 кг);
-по заявке от 17.02.2023 товар поставлен с нарушением срока и не в полном объеме (вместо 216 кг поставлено 55,76 кг двумя партиями от 17.02.2023, 22.02.2023);
- по заявке от 27.02.2023 товар поставлен не в полном объеме (вместо 144 кг поставлено 24,84 кг);
-по заявке от 13.04.2023 товар поставлен с нарушением срока и не в полном объеме (вместо 144 кг поставлено 79,92 кг от 19.04.2023).
Заказчиком в материалы дела представлены заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области":
- от 03.04.2023 N 6667 по протоколу испытаний от 30.03.2023 N 6588;
- от 18.04.2023 N 8518 по протоколу испытаний от 14.04.2024 N 8132;
- от 10.05.2023 N 10958 по протоколу испытаний от 05.05.2023 N 10382;
- от 10.05.2023 N 10959 по протоколу испытаний от 05.05.2023 N 10383;
- от 09.06.2023 N 14200 по протоколу испытаний от 07.06.2023 N 13478;
- от 09.06.2023 N 14203 по протоколу испытаний от 07.06.2023 N 13479.
Указанными заключениями установлено несоответствие товара ТР ТС 033/2013.
Данная информация была направлена заказчиком в адрес Управления Роспотребнадзора по Омской области.
Управлением Роспотребнадзора по Омской области заказчику направлен ответ (исх. N 55-00-10-02/01-1038-2023 от 16.05.2023) о несоответствии образцов масла, изготовленных предпринимателем от 27.03.2023, ТР ТС 033/2013 и необходимости уничтожения такой продукции (приложения экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" от 10.05.2023 N 1299 ГП/Л, заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" от 10.05.2023 N 10938 по протоколу испытаний от 10.05.2023 N 10634).
04.05.2023 и 29.05.2023 заказчиком в адрес поставщика направлены претензии (исх. N 1237, N 1457), начислен штраф в размере 50000 руб.
Поставщиком штраф оплачен (платежное поручение N158 от 29.05.2023).
Учитывая, что предпринимателем были нарушены существенные условия контракта (поставка товара ненадлежащего качества, неоднократная недопоставка товара, нарушение сроков поставки), 20.06.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления поставщика является 20.06.2023.
Следовательно, в период с 21.06.2023 по 30.06.2023 поставщик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 03.07.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил поставщик считается надлежащим образом уведомленным о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения заказчика.
Омским УФАС России 06.07.2023 в адрес предпринимателя было направлено уведомление с предложением о представлении письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 12.07.2023 в 10:00 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос представителем предпринимателя были представлены объяснения (вх. N 6429-ЭП/23 от 12.07.2023), содержание которых сводится к несогласию с выводами заказчика в части поставки предпринимателем товара ненадлежащего качества, замечаниям в отношении проведенных испытаний уже после фактической приемки товара, без приглашения поставщика и (или) его представителей.
В подтверждение своих доводов в данной части представителем предпринимателя представлены протоколы испытаний N 1333 от 12.05.2023, N 1813 от 31.05.2023, N 1883 от 29.06.2023, N 1959 от 05.07.2023, N 1960 от 05.07.2023, N 1518 от 29.05.2023, N 1404 от 22.05.2023, которые, по его мнению, подтверждают соответствие товара требованиям ТР ТС 033/2013
В части доводов нарушения сроков поставки товара (поставки товара не в полном объеме) представителем предпринимателя отмечено, что данные обстоятельства были вызваны нарушением заказчиком сроков и порядка оплаты поставленного товара по контракту на поставку творога N 0352200000822000603 от 26.09.2022.
Изучив представленные информацию и документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к выводу, что поставщиком были нарушены существенные условия контракта.
Так материалами дела установлено, что товар по заявкам заказчика был неоднократно поставлен не в полном объеме, неоднократно допущены нарушения сроков поставки товара.
Данные обстоятельства поставщиком фактически не оспариваются.
Комиссией установлено, что предпринимателем в адрес заказчика было направлено письмо (исх. N 21 от 27.01.2023) об ограничении поставки масла в связи с задолженностью заказчика в рамках контракта N 0352200000822000603 от 26.09.2022.
Указанное, по убеждению Комиссии, не соответствует условиям контракта, а равно требованиям законодательства.
То обстоятельство, что действия (бездействие) учреждения, по мнению предпринимателя, в рамках исполнения иного контракта повлекли невозможность надлежащего исполнения обязательств поставщиком по рассматриваемому контракту, принципиального значения для настоящего рассмотрения не имеет, так как Комиссия в данном случае оценивает поведение сторон именно при исполнении спорного контракта.
Необходимо учитывать, что само по себе отсутствие у поставщика денежных средств, необходимых для исполнения рассматриваемого контракта не является обстоятельством непреодолимой силы*(1).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что поставщиком нарушены существенные условия контракта. Доказательств обратного предпринимателем не представлено.
Кроме того, предпринимателем не реализовано право на устранение нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в регламентированный законом срок.
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В части поставки товара ненадлежащего качества Комиссия скептически относится к представленным в материалы дела доказательствам в указанной части ввиду следующего:
во-первых, в понимании положений статьи 94 Федерального закона о контрактной системе поставляемый предпринимателем товар заказчиком фактически принимался без каких-либо замечаний; при этом как следует из устных объяснений представителя заказчика, при такой приемке экспертиза по качеству не проводилась;
во-вторых, материалы дела фактически не содержат доказательств, которые бы достоверно подтверждали, что на момент поставки масло сливочное не соответствовала требованиям к качеству такого товара; следует признать убедительными доводы представителя заявителя о том, что с момента приемки товар перешел в собственность заказчика и до осуществления отбора проб для проведения соответствующих испытаний поставленный товар определенное время хранился у заказчика, предприниматель (и/или его представители) на отбор проб не приглашался, акты отбора проб в материалы дела не представлены; фактически установить условия хранения указанного товара до отбора проб не представляется возможным;
в-третьих, предпринимателем представлены протоколы испытаний товара, свидетельствующие об обратном (при этом отбор проводился непосредственно на производстве ИП Вагнер В.О.).
При наличии у Комиссии неустранимых сомнений приведенные доводы заказчика в части ненадлежащего качества поставленного товара не могут быть положены в основу решения.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В данном случае поставщиком не указано на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта; предпринимателем не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В данном случае характер допущенного поставщиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых обязательств по контракту; избранная модель поведения предпринимателем, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об ИП Вагнере В.О. подлежит включению в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию об индивидуальном предпринимателе Сафронове Михаиле Викторовиче ИНН 553600026467.
2. Направить материалы рассмотрения обращения в Главное управление финансового контроля Омской области для проведения проверки в отношении БУЗОО "Областная клиническая больница" в части приемки поставленного товара, соблюдению срока и порядка оплаты поставленного товара.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина |
-------------------------------------------
*(1) См. пункт 8 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 июля 2023 г. N 055/10/104-786/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023