Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВАЛОН" (далее - ООО "АВАЛОН", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Шифр: 52-2023-нр5171 Поставка оборудования в рамках мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования детей (Реестровый номер 23.31.0916)" (извещение N 0152200004723000842) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд Министерства образования Омской области (далее - заказчик),
в отсутствие представителя заказчика, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - Забелиной Виктории Николаевны (доверенность от 07.06.2023 N 90),
уполномоченного органа - Пономаревой Татьяны Александровны, и.о. начальника, Сороки Анастасии Владимировна (доверенность N 151 от 31.01.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6258-ЭП/23 от 06.07.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 26.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 2429830 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 06.06.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы четырьмя участниками закупки, лучшее ценовое предложение в размере 2087950,85 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 21 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
На основании размещенного 07.06.2023 протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявки двух участников закупки, в том числе заявителя были отклонены, победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта в размере 2113952,10 руб. (идентификационный номер заявки 24, ООО "Омский Учколлектор" (далее - победитель)).
Омским УФАС России 20.06.2023 по результатам рассмотрения жалобы ООО "АВАЛОН" было принято решение N 055/06/106-706/2023 о признании жалобы обоснованной и выдано предписание о повторном рассмотрении заявок участников закупки с учетом нарушений, указанных в решении.
03.07.2023 размещен протокол по подведения итогов определения поставщика, согласно которому заявки двух участников были отклонены. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 24 с ценой контракта 2113952,10 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и направленных пояснений уполномоченного органа, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Заявитель полагает, что уполномоченным органом предписание Омского УФАС России фактические исполнено не было, результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не изменились. Жалоба также содержит доводы в части неправомерности принятия комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа в качестве подтверждения соответствия заявки победителя закупки требованиям национального режима выписки на комплект товаров.
ГУКС Омской области были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 6430-ЭП/23 от 12.07.2023), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников закупки отсутствуют. Уполномоченный орган ссылается на то, что в состав комплекта входят товары, закупаемые заказчиком в рамках рассматриваемой процедуры, что подтверждается письмами производителя.
Возражений заказчика на доводы жалобы не поступило.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), которая одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
При этом в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 указано, что в случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 предусмотрено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Комиссией определено, что товар, соответствующий потребности заказчика с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.99.53.120 - "Тренажеры для профессионального обучения" (в том числе включая подкатегорию 32.99.53.129 "Тренажеры для профессионального обучения прочие"), включен в перечень.
В извещении о проведении электронного аукциона установлены соответствующие ограничения допуска.
Вышеприведенные требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе были установлены электронном документе "Требованию к содержанию, составу заявки на участие в электроном аукционе и инструкция по ее заполнению".
Исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми могут быть отклонены заявки участников закупок, перечислен в части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 указанной нормы при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 такого закона).
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
При рассмотрении дела от 20.06.2023 N 055/06/106-706/2023 Комиссией было установлены следующие обстоятельства.
Из представленных оператором электронной площадки ЭТП Газпромбанк (вх. N 5418-ЭП/23 от 14.06.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/3603/23 от 13.06.2023) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе следует:
Идентификационный номер заявки участника закупки |
Наименование юридического лица/фамилия, имя, отчество физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя |
Страна происхождения товара, указанная в заявке на участие в закупке |
Номер(а) реестровой(ых) записи(ей) из реестра российской промышленной продукции / евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза |
21 |
ООО "АВАЛОН" |
Российская Федерация |
- |
22 |
ООО "Либер" |
Российская Федерация |
- |
24 |
ООО "Омский Учколлектор" |
Российская Федерация |
5467\14\2022 |
25 |
ООО "Зарница Центр" |
Российская Федерация |
5467\14\2022 |
Из указанного можно заключить, что на участие в закупке были поданы 4 заявки, содержащие предложения о поставке промышленных товаров, страной происхождения в которых указаны государства-члены Евразийского экономического союза (Российская Федерация).
При этом две из них (идентификационные номера 24, 25) содержали указание на номер реестровой записи.
По результатам рассмотрения дела от 20.06.2023 N 055/06/106-706/2023 Комиссия пришла к выводу, что указанные реестровые записи не могут являться подтверждением страны происхождения отдельных товаров, необходимых заказчику в соответствии с потребностью, сформированной в описании объекта закупки, поскольку выписка из реестра российской промышленной продукции соответствует комплекту, а не отдельным товарам, входящим в такой комплект. Следовательно, реестровая запись 5467\14\2022 подтверждает производство на территории Российской Федерации именно учебного медицинского комплекта, а, значит, не может быть использована для подтверждения производства каких-либо товаров, входящих в его состав.
Данные выводы согласуются и с самим заключением Минпромторга России N 2553/25 от 16.01.2023, в соответствии с которым на территории Российской Федерации подтверждено производство именно учебного медицинского комплекта МУ 0866.
Комиссией также была учтена позиция Минпромторга России, изложенная в письме от 24.09.2021 N 81790/08, согласно которой заключение, подтверждающее производство на территории Российской Федерации комплектов товаров, не может быть использовано для подтверждения производства отдельных предметов, входящих в состав комплекта.
В действиях уполномоченного органа и его комиссии по осуществлению закупок были установлены нарушения частей 1 и 3 статьи 14, части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617.
Также Омским УФАС России от 20.06.2023 было выдано обязательное для исполнения предписание N 055/06/106-706/2023, в пункте 1 которого было указано:
"Главному управлению контрактной системы Омской области в срок до 03.07.2023:
- отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.06.2023, составленный в ходе электронного аукциона, и разместить на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок информацию об отмене протокола;
- повторно рассмотреть заявки участников закупки с учетом нарушений, указанных в Решении от 20.06.2023 N 055/06/106-706/2023".
05.07.2023 в адрес Омского УФАС России от ГУКС ОО поступила информация об исполнении предписания.
Вместе с тем в рамках рассмотрения настоящей жалобы установлено, что уполномоченным органом и его комиссией по осуществлению закупок данное предписание фактически не исполнено. Комиссия по осуществлению закупок, повторно рассмотрев заявки участников закупки, приняла решение, аналогичное ранее отмененному, без учета нарушений, ранее установленных Омским УФАС России.
Уполномоченным органом у производителя товара учебного медицинского комплекта МУ 0866 ООО "ПО "Зарница" была запрошена информация о характеристиках комплекта и его составе.
По убеждению уполномоченного органа, ответы производителя товара (исх. N 2549 от 27.06.2023, N 2557 от 30.06.2023) подтверждают соответствие товаров, предложенных в заявках с идентификационными номерами 24 и 25, требованиям извещения об осуществлении закупки.
При этом уполномоченным органом проигнорировано то обстоятельство, что заключение Минпромторга России N 2553/25 от 16.01.2023 выдано в отношении комплекта как совокупности товаров, соответственно, реестровая запись подтверждает страну происхождения именно комплекта, а не отдельно взятого товара, входящего в такой комплект. В указанном заключении Минпромторга России отсутствует оценка отдельных товаров, например, таких как робот-тренажер или тренажер-манекен.
При таких обстоятельствах, в действиях уполномоченного органа и его комиссии по осуществлению закупок установлено нарушение частей 1 и 3 статьи 14, части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617, в связи с чем довод жалобы признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВАЛОН" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Шифр: 52-2023-нр5171 Поставка оборудования в рамках мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования детей (Реестровый номер 23.31.0916)" (извещение N 0152200004723000842) для нужд Министерства образования Омской области.
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок нарушение частей 1 и 3 статьи 14, части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки ЭТП Газпромбанк предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 июля 2023 г. N 055/06/106-793/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2023