Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__" - заместитель руководителя;
члены Комиссии: "__"- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, "__"- специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение МБОУ "Воткинский лицей" города Воткинска УР о включении сведений об ООО ЧОП "ОА "Кобра" (ИНН 1831080430) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N20825 Оказание охранных услуг для образовательных учреждений г.Воткинска (номер извещения в ЕИС - 0813500000123007355),
на заседании комиссии в присутствии:
представителя МБОУ "Воткинский лицей" города Воткинска УР (далее - Заказчик)- "__" (распоряжение от 30.10.2020 N85-м),
представителя ООО ЧОП "ОА "Кобра" (далее - Общество)- "__" (доверенность от 10.02.2021 N18АБ1628875),
в отсутствие:
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
17.05.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 13 228 800,00 рублей.
25.05.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2023 NИЭА1 поступило три заявки, признанные соответствующими установленным требованиям. Победителем по Аукциону признано ООО ЧОП "ОА "Кобра".
06.06.2023 между ООО ЧОП "ОА "Кобра" и МБОУ "Воткинский лицей" города Воткинска УР был заключен муниципальный контракт (далее - Контракт), согласно которому ООО ЧОП "ОА "Кобра" приняло на себя обязательство по оказанию охранных услуг. Цена контракта по совместной закупке 13 228 800,00 руб., цена контракта заключенного между ООО ЧОП "ОА "Кобра" и МБОУ "Воткинский лицей" города Воткинска УР 798 816,00 руб.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 20.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2. Контракта срок исполнения контракта: с 03.07.2023 г. по 31.01.2024 г.
В соответствии с п. 2.1.3. Контракта Общество обязано предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее - Список).
Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.1.4. Контракта предусмотрено, что по требованию Заказчика Общество в течение 3 (трех) рабочих дней обязано представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с частью первой статьи 11.1, частью седьмой статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", подпунктом "ж" пункта 12 и подпунктом "б" пункта 13 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498.
Перечень таких документов устанавливается в Техническом задании.
В пункте 5.1 Технического задания приложения N2 к Контракту N 0813500000123007355-ВЛ указано, что до приемки объекта под физическую охрану Исполнитель должен:
- подготовить и согласовать с руководителем образовательной организации должностную инструкцию частного охранника на объекте охраны в соответствии с требованиями Приказа Росгвардии РФ от 19.10.2020 г. N 419 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны";
- утвердить график несения службы на объекте охраны и согласовать его с Заказчиком;
Согласно устным и письменным пояснениям Заказчика, Общество не предоставило Заказчику в течение одного рабочего дня после заключения контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, а также сведения по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием.
В соответствии с п. 2.1.3. Контракта Заказчик должен был предоставить список работников в срок до 07.06.2023.
В связи с тем, что список работников в срок, предусмотренный контрактом, направлен не был, Заказчиком составлен акт от 08.06.2023 о нарушении п. 2.1.3 Контракта.
Также в адрес Общества Заказчиком направлено письмо от 08.06.2023 N91 с требованиями о направлении списка работников и сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием.
08.06.2023 22:51 Общество, с нарушением срока, направило список работников на адрес Заказчика, но без сведений по каждому работнику.
15.06.2023 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо с просьбой предоставить заверенные Обществом копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в списке, так как в положенный срок до 13.06.2023 Обществом сведения не направлены.
Представитель Общества утверждает, что писем от Заказчика не получала, решение об одностороннем отказе не видела, не смотря на то, что письма направлялись на почту представителя Общества о чем свидетельствуют скриншоты с почты Заказчика, а решение об одностороннем отказе выложено в ЕИС.
Стоит отметить, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступил в силу 03.07.2023, однако со слов представителя Общества они не знали об этом решении, следовательно, согласно контракту 09:00 03.07.2023 должны были выставить сотрудника охраны по адресу УР, г. Воткинск, ул. Мира, 27а.
03.07.2023 Общество не предоставило Заказчику сотрудника охраны, который должен был приступить к исполнению своих обязанностей с 09:00 03.07.2023, о чем составлен акт от 03.07.2023.
Общество не смогло дать пояснений в связи с чем пост охраны не был выставлен.
Также в нарушении п. 5.1 Технического задания приложения N2 к Контракту N 0813500000123007355-ВЛ Обществом не был направлен график несения службы на объекте охраны.
Таким образом, Обществом неоднократно нарушались условия контракта.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
ООО ЧОП "ОА "Кобра" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО ЧОП "ОА "Кобра", выразившемся в следующем.
Обществом неоднократно нарушались условия контракта, о чем свидетельствуют составленные акты.
ООО ЧОП "ОА "Кобра" должны были направить ряд документов, а именно: график дежурств и сведения о работниках, указанных в списке. Ни один из указанных документов в адрес Заказчика направлен не был.
Обществом не предоставлено документов и доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнения условий контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как уже было указано выше, решение об одностороннем отказе было принято Заказчиком 20.06.2023.
Таким образом, устранить нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Общество могло не позднее 30.06.2023.
Таким образом, в срок, установленный Законом о контрактной системе, Общество не предпринимало каких-либо действий, направленных на устранение выявленных нарушений. Также Общество не приступило к исполнению договора 03.07.2023.
В связи с существенными нарушениями условий контракта Обществом, а также нежеланием исполнять контракт (охрана 03.07.2023 на объект не вышла) возникла угроза жизни и безопасности учащихся, работников лицея и имущества.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО ЧОП "ОА "Кобра", так как Общество не предприняло мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Халатное отношение Общества к исполнению контракта поставили под угрозу жизнь и здоровье учащихся образовательного учреждения (03.07.2023 ученикам образовательного учреждения не была обеспечена надлежащая охрана и только действиями администрации учреждения данное нарушение было устранено, при этом Общество не совершило ни одного действия по устранению последствий своего поведения).
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО ЧОП "ОА "Кобра" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО ЧОП "ОА "Кобра" (ИНН 1831080430) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N20825 Оказание охранных услуг для образовательных учреждений г.Воткинска (номер извещения в ЕИС - 0813500000123007355), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОП "ОА "Кобра" (ИНН 1831080430) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
03.07.2023 |
05.07.23 |
05.07.2023 |
0 |
06.07.2023 |
13.07.2023 |
12.07.2023 |
0 |
17.07.2023 |
17.07.2023 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "__"
___________ "__" ___________ "__" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 12 июля 2023 г. N 018/06/104-528/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023