Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Ямалинтерстройсервис" на действия Комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по проектированию для составления технической документации на капитальный ремонт, выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер", г. Салехард, ул. Игарская (благоустройство прилегающей территории)"", начальная (максимальная) цена контракта - 115 001 765,00 рублей (извещение N 0190200000323007258), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -wwwzakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок.
Заявитель считает, что действия Комиссии по осуществлению закупок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении аукциона, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок 04.07.2023 08:00;
3) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 04.07.2023;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 06.07.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы следует, что по мнению Заявителя, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают Закон о контрактной системе, что выразилось в незаконном и необоснованном отклонении заявки Заявителя, ввиду того, что в нарушении п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, при этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по договору подряда, в соответствии с которым, участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда составляет менее цены заключаемого государственного контракта (Первый уровень ответственности, не превышает шестьдесят миллионов рублей, цена заключаемого контракта 100 626 544,35 рублей)".
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных выше положений Закона о контрактной системе, участник закупки, в случае подачи заявки, обязан соблюдать, в том числе обязательные требования к составу такой заявки, содержащиеся как в Закона о контрактной системе, так и в извещении. При этом участник закупки самостоятельно несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в такой заявке, и должен оценивать риски быть отклоненным в случае несоблюдения указанных обязательных требований.
Обязанностью же комиссии по закупкам, в частности при рассмотрении заявок участников закупки, является проверка соответствия таких заявок требованиям, сформулированным заказчиком в извещении.
Также необходимо учитывать, что критерием допуска участника к участию в аукционе является, в том числе соответствие заявки всем требованиям, указанным в извещении. При этом Конкурсной комиссией подвергаются анализу документы, непосредственно представленные участниками закупки в составе заявки, и именно таким документам дается оценка.
Аналогичные выводы содержаться в Решении Арбитражного суда ЯНАО от 03.07.2018 г. по делу N А81-3235/2018 и в Решении Арбитражного суда ЯНАО от 04.06.2018 г. по делу N А81-3326/2018 из которых следует, что законодательство о контрактной системе не наделяет и не дает права членам единой комиссии давать оценку установленным заказчиком требованиям на их объективность и обоснованность, то есть единая комиссия фактически сравнивает показатели и документы, содержащиеся в составе заявки участника закупки, с требованиями, установленными заказчиком в документации.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2023 NИЭА1 Комиссии по осуществлению закупок приняла решение об отклонении заявки с идентификационным номером 114546223 (Заявителя) на основании п.3 ч.12 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: - в нарушении п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, при этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по договору подряда, в соответствии с которым, участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда составляет менее цены заключаемого государственного контракта (Первый уровень ответственности, не превышает шестьдесят миллионов рублей, цена заключаемого контракта 100 626 544,35 рублей).
Предметом аукциона является выполнение работ по проектированию для составления технической документации на капитальный ремонт, выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер", г. Салехард, ул. Игарская (благоустройство прилегающей территории)".
Согласно Извещению, при проведении рассматриваемого аукциона, Заказчиком установлено требование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе согласно которому Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ), при этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по договору подряда, в соответствии с которым, участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда не должен быть менее цены заключаемого государственного контракта в соответствии с требованиями ч.12 ст.55.16 Градостроительного кодекса РФ, а также совокупный размер обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств в соответствии с требованиями ч.13 ст.55.16 Градостроительного кодекса РФ. Подтверждением данного требования является нахождение участника в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций.
Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 04.07.2023 NЦПА1 участником с идентификационным номером 114546223 (Заявителем) предложено ценовое предложение в размере 100626544,35 руб. Таким образом, выполнение работ осуществляется на объекте со стоимостью 100626544,35 рублей, в связи с чем Заказчиком предъявляются требования ко второму уровню ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда члена саморегулируемой организации и не менее второго уровня ответственности по компенсационному фонду договорных обязательств.
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что согласно сведениям официального сайта http://nostroy.ru по состоянию на момент подведения итогов и рассмотрения настоящей жалобы (14.07.2023) Общество с ограниченной ответственностью "Ямалинтерстройсервис" вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) 60 000 000 (Шестьдесят миллионов) рублей, в то время как ценовое предложение Участника закупки составляет 100 626 544,35 рублей.
Таким образом, Комиссией установлено, что Заявитель не соответствует требованиям, установленным Извещением, так как имеет первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, а именно: 60 000 000 рублей, что ниже передоложенной участником цены контракта.
Также на заседании Комиссии установлено, что Заявителем на момент рассмотрения спорной закупки не внесен соответствующий взнос на повышение стоимости работ по одному договору подряда.
Кроме того, при принятии решения Комиссия учитывает разъяснения ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23 "Об установлении требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации и о проверке у участников закупок членства в саморегулируемой организации".
Изучив требования извещения о проведении закупки, а также заявки участников закупки Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушений требований Закона о контрактной системе. В связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ямалинтерстройсервис" на действия Комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по проектированию для составления технической документации на капитальный ремонт, выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер", г. Салехард, ул. Игарская (благоустройство прилегающей территории)"", начальная (максимальная) цена контракта - 115 001 765,00 рублей (извещение N 0190200000323007258), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 июля 2023 г. N 089/06/49-509/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2023