Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 13.07.2023 N 123/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" (ИНН 5504067268)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителя заказчика - МБУ "УБГБ" (по доверенности), представителя участника закупки ООО "МЦДО ПрофСтандарт", рассмотрев информацию МБУ "УБГБ" о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "МЦДО ПрофСтандарт", заключенного по итогам электронного аукциона "Оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию" (N закупки 0126300035823000389) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
МБУ "УБГБ" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" (ИНН 5504067268) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 12.04.2023 размещено извещение и его приложения (электронные документы).
Начальная (максимальная) цена контракта - 500 000 рублей 00 копеек.
Наименование объекта закупки - "Оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию".
По итогам Электронного аукциона Заказчиком 10.05.2023 заключен муниципальный контракт N 2023.0389 на Оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию с ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" (далее - Исполнитель) (далее - Контракт) на сумму 500 000 рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Согласно пункту 1.1. Контракта в соответствии с настоящим Контрактом Исполнитель обязуется в сроки и на условиях настоящего контракта оказать услуги по дополнительному профессиональному образованию (далее - Услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять Услуги и оплатить их.
Согласно пункту 1.2 Контракта характеристики и объем оказываемых Услуг указаны в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с пунктами 1.5 и 1.6. Контракта сроки оказания Услуг: начальный срок оказания услуг с даты заключения Контракта. Место оказания Услуг - г. Белгород, по месту нахождения Заказчика - с предоставлением видео уроков.
Пунктом 10.1. Контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с даты заключения по 31.12.2023 г. Окончание срока действия Контракта влечет прекращение взаимных обязательств Сторон по Контракту.
Согласно пунктам 3.1.1 и 3.1.2 Контракта Исполнитель обязуется: оказать Услуги в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечить надлежащее предоставление Услуг, предусмотренных разделом 1 Контракта, а также организовать учебный процесс в соответствии с Заказом и обеспечивать необходимые условия для обучения.
Согласно пункту 3.1.3 Контракта Исполнитель обязан зачислить работников Заказчика, выполнивших установленные законодательством Российской Федерации, учредительными документами образовательной организации, локальными нормативными актами Исполнителя условия приема, в качестве Обучающихся.
Согласно пункту 3.1.5 Контракта Исполнитель обязуется при дистанционном обучении осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий с помощью программной системы дистанционного обучения, установленной в образовательной организации или предоставляемой сторонней организацией на основании договора, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение Обучающимися Программы в полном объеме независимо от места нахождения Обучающихся, учебно-методической помощи, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Согласно устным пояснениям представителя Заказчика в соответствии с условиями заключенного контракта оказание услуг осуществляется Исполнителем с даты заключения Контракта по месту Заказчика - с предоставлением видео уроков в очной форме. На дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Исполнитель не приступил к оказанию услуг.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно условиям Контракта, а именно пункту 10.2. контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик в связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное условиями Контракта (пункт 10.2 Контракта), статьи 95 Закона о контрактной системе 29.06.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведений ЕИС датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 29.06.2023, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 10.07.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, Контракт расторгнут 10.07.2023, в то время как, с учетом части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе регламентированный срок вступления решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 11.07.2023.
С учетом вышеизложенного, Заказчиком нарушены требования части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 11.10.2022, что является надлежащим исполнением требований, предусмотренных частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
На заседание Комиссии представителем ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" представлены устные и письменные пояснения, согласно которым добросовестность Исполнителя подтверждается следующими фактами:
19.05.2023 ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" направил заказчику по средствам электронной почты письмо, выражающее готовность добросовестно и в срок исполнить свои обязательства по Контракту N2023.0389, содержащее контактную информацию, форму заявок на обучение (копии представлены в материалы дела).
В период с 19.05.2023 по 19.06.2023 в ходе переписки между Заказчиком и Исполнителем были утверждены более удобные для Заказчика формы заявок на обучение, а также сформированы три заявки на обучение. 19.06.2023 Исполнитель направил Заказчику списки доступов в личный кабинет слушателей в виртуальной среде обучения ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ", для прикрепления недостающих документов слушателей, для подписания согласия на обработку персональных данных каждым слушателем и прохождения обучения в очном формате (вебинар и предоставление видеоуроков).
28.06.2023 Исполнителем было направлено Заказчику письмо об уточнении программы обучения на некоторых специалистов (копии писем представлены в материалы дела).
ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" также представлена копия Приказа N105/1 от 20.06.2023 "О зачислении слушателей".
В ответ на принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Исполнителем в адрес Заказчика было направлено мотивированное возражение, в котором Исполнитель указывает, что факт начала выполнения работ подтверждается сформированным списком слушателей, содержащим все необходимые данные для начала обучения.
Исполнитель уведомил Заказчика о готовности продолжить оказание услуг, предусмотренных Контрактом N2023.0389 от 10.05.2023.
Дата проведения очного аудиторного занятия с предоставлением видеоуроков в г.Белгороде - 10.07.2023 9-00.
На заседании Комиссии представитель ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" отметил, что ни одним слушателем из списка обучающихся не был использован персональный логин и пароль для входа в личных кабинет с целью начала обучения.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия отмечает, что внесение сведений об ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную принудительную меру. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов лиц, размещающих заявки на участие в закупках.
В соответствии с подпунктом а) пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, Комиссия, заслушав пояснения Заказчика и Исполнителя, исследовав в совокупности представленные документы, руководствуясь принципом соразмерности, справедливости, адекватности, и дифференциацией ответственности в зависимости от тяжести содеянного, а также учитывая негативные последствия для хозяйствующих субъектов, которые наступают при включении соответствующей информации в реестр недобросовестных поставщиков, считает возможным информацию, представленную Заказчиком в отношении ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Так как представленные документы свидетельствуют о принятии мер к исполнению Контракта и не подтверждают намеренного уклонения ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" от исполнения Контракта, Комиссия считает возможным информацию, представленную Заказчиком в отношении ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 95, 104, Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию МБУ "УБГБ" в отношении ООО "МЦДО ПРОФСТАНДАРТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях заказчика - МБУ "УБГБ" нарушение части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 18 июля 2023 г. N 031/10/104-500/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023