Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВО "ГУМРФ" им. адмирала С.О. Макарова" (далее - Заказчик): ООО "АТМ" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 18257-ЭП/23 от 17.07.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на поставку обмундирования для курсантов ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 04.07.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372100022323000013. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 738 901, 50 рублей.
В жалобе ООО "АТМ" указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия комиссии Заказчика 21.07.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.07.2023.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.07.2023 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
(Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно: несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным п. 6 Описания объекта закупки, п. 5.5 инструкции по заполнению заявки. В случае установления минимального и максимального значений показателя товара (минимум-максимум), участником закупки в заявке должно быть представлено конкретное не интервальное количественное (числовое) значение. Участником закупки в вышеуказанных случаях установлены минимальные и максимальные значения показателей, т.е. отсутствуют конкретные значения.
Так, по товару N2 "Фуражка шерстяная c белым чехлом и с эмблемой" ширина ленты минимум 36 мм; по товару N4 "Фланелевка" диаметр пуговиц минимум 14 мм, указан состав материала: минимум шерсти 65%, минимум ПЭ 35%.
Далее во всей заявке там, где требуется конкретное значение показателей, указаны минимальные значения.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Кроме того, согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки.
Из содержания заявки Заявителя следует, что участником закупки представлены характеристики товара, соответствующие требованиям извещения.
Таким образом, в указанной части заявка Заявителя в полной мере удовлетворяет требованиям Заказчика.
В свою очередь, согласно установленной Заказчиком инструкции, Заказчиком приведены следующие правила представления сведений о предлагаемом к поставке товаре: Участник вправе воспользоваться рекомендуемой формой, приведенной в п. 3 настоящего Приложения.
Также в инструкции содержится правило в силу которого, в соответствии с рекомендуемой формой заявки (далее - Рекомендуемой формой), устанавливается следующий порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке участником закупки:
Участник закупки заполняет графу N2 Рекомендуемой формы в соответствии с наименованиями товаров, указанных в графе N2 Таблицы без указания марки и/или модели товара, предлагаемого к поставке и без указания слов "или эквивалент".
В графе N 3 Рекомендуемой формы участник закупки должен указать сведения о товарном знаке (его словесное обозначение) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезной модели (при наличии), промышленном образце (при наличии).
В графе N4 Рекомендуемой формы участник закупки должен указать сведения о наименовании страны происхождения товара, предлагаемого участником.
Участник закупки заполняет графы N 5 Рекомендуемой формы в полном соответствии с графами N 5 Таблицы.
При описании конкретных показателей в графе N 6 Рекомендуемой формы участник закупки:
- по первому виду показателей указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения; *Показатель, который отражает состав материала, суммарно должен составлять 100%.
- по второму виду показателей указывает одно из нескольких значений, предложенных заказчиком;
- по третьему виду показателей указывает диапазон значений, для которого заказчиком установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона, при этом числовое значение нижней границы диапазона, предложенное участником закупки, должно быть меньше или равно установленному (в случае, если перед числовым значением стоит "от", то больше или равно установленному), а числовое значение верхней границы диапазона больше или равно установленному (в случае, если перед числовым значением стоит "до", то меньше или равно установленному);
- по четвертому виду показателей указывает значение, установленное заказчиком.
Таким образом, Комиссия УФАС, исходя из буквального толкования вышеприведенных положений инструкции, констатирует, что указанные требования определяют порядок заполнения рекомендованной формы, при этом извещение о проведении закупки не содержит положений инструкции по заполнению заявок, определяющих порядок представления сведений о товаре, в случае, если участник не воспользовался рекомендованной формой.
Следовательно, участник закупки в рассматриваемом случае вправе был указывать значения показателей характеристик предлагаемых товаров исходя из буквального толкования положений извещения и собственного понимания описания соответствующего товара.
Из содержания заявки Заявителя следует, что в отношении показателей характеристики предлагаемых к поставке товаров участником закупки указаны конкретные, числовые значения, не указывающие на диапазон значений, а также не предусматривающие возможности двоякого толкования.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у комиссии Заказчика отсутствовали достаточные основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения. Приняв решение об отклонении заявки Заявителя, комиссия Заказчика допустила нарушение п.п. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
2. Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АТМ" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п.п. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 июля 2023 г. N 44-3009/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023