Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
в присутствии представителя Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее - Заказчик), действующей на основании доверенности от 14.07.2023 N14,
в присутствии представителя Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган), действующей на основании доверенности от 18.07.2023 N3,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "АЭКО" (далее - Заявитель, ООО "АЭКО"), надлежащим образом извещенных уведомлением от 13.07.2023 N АК/1390/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "АЭКО", рассмотрев жалобу ООО "АЭКО", на действия Комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона N 0179200001923000301 "Выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территории Карачаево-Черкесской Республики" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя, на действия Аукционной Комиссии Заказчика при проведении аукциона.
Заявитель считает действия аукционной Комиссии Заказчика незаконными и нарушившими его права и законные интересы.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы Заявителя, Комиссией Управления состоялось 19 июля 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
29.06.2023 в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N 0179200001923000301 "Выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территории Карачаево-Черкесской Республики" (извещение о проведении аукциона - 29.06.2023) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 4 586 000,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 29.06.2023; Дата и время окончания подачи заявок - 07.07.2023 в 09:00 ч.
17.07.2023 от Заказчика представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы Заявителя, согласно которым Аукционная комиссия Заказчика при рассмотрении заявок руководствовалась требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0179200001923000301 "Выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территории Карачаево-Черкесской Республики", установлены единые требования к участником закупки в соответствии с ч.1 ст. 31. Закон о контрактной системе.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.07.2023 N0179200001923000301 заявка Заявителя признана не соответствующей, по следующим основаниям: "На основании п.1 ч.12 ст. 48 Закона 44-ФЗ. Участником закупки сделано предложение, не соответствующее требованиям описания закупки, а именно заказчиком установлено требование, где обязательными условиями является наличие у Исполнителя: - действующей на весь срок выполнения работ лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности, выданной ФСБ России; - действующей на весь срок выполнения работ лицензии на осуществление работ по созданию и (или) обновлению государственных топографических карт или государственных топографических планов (п. 2 Приложения к Положению о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности"), выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного пп. "а" п. 1 ч. 5 ст.49 Закона о контрактной системе, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного п.9 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного а. 1 п. 9 ч. 3 ст.49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст.48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в разделе "Требования к содержанию заявки", указано: "документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Не установлено."
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявка Заявителя соответствовала требованиям к содержанию заявки, установленными Заказчиком, требованиям извещения о проведении аукциона.
Необходимо отметить, что участник закупки, в случае подачи заявки, обязан соблюдать обязательные требования к оформлению заявки в том числе, в части предложения участника закупки в отношении объекта закупки, содержащиеся в извещении об электронном аукционе. При этом участник закупки самостоятельно несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в такой заявке, и должен оценивать риски быть отклоненным в случае несоблюдения указанных обязательных требований.
Комиссия Управления отмечает, что заявка Заявителя соответствовала требованиям установленным Заказчиком в требованиях к содержанию заявки, а также извещению о проведении электронного аукциона.
Таким образом, у Аукционной комиссии Заказчика, отсутствовали законные основания отклонять заявку заявителя по тем доводам, которые были изложены в протоколе подведения итогов электронного аукциона N0179200001923000301.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Аукционная комиссии Заказчика, отклонив заявку Заявителя, нарушила требования ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Управления были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с чч. 1, 1.1, 2 и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона о лицензировании) лицензированию подлежат, в том числе, геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
В соответствии с п. 42) ч. 1 ст. 12 Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" подлежит лицензированию. Перечень работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащую лицензированию (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1126 (далее - Постановление N 1126), в частности пункт 2:
- создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов (пункт 2 Перечня).
То обстоятельство, что услуги, которые закупаются Заказчиком в рамках рассматриваемой закупки, должны оказываться на основании наличия у исполнителя соответствующей лицензии, Заказчиком не оспаривается, более того указанное прямо следует из содержания описания объекта закупки "Технического задания".
Вместе с тем в нарушение требований п. 1 ч. 1, ч. 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки не содержит требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ по созданию и (или) обновлению государственных топографических карт или государственных топографических планов.
Комиссия особо отмечает, что существо установленного нарушения касается единого требования к участникам закупки в рамках п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе содержание которого должно быть раскрыто именно в извещении об осуществлении закупки, более того извещение также должно содержать и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию.
Утверждение представителя заказчика о том, указание в п.1.2 раздела "Техническое задание на выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000" на территории Карачаево-Черкесской Республики" требований о наличии вышеупомянутых лицензий, свидетельствуют об исполнении требований Закона о контрактной системе в приведенной части и являются достаточными, Комиссия Управления полагает несостоятельным.
Требования к заявкам, которые предусмотрены положениями статьи 43 Закона о контрактной системе устанавливаются на основании требований к участникам закупки, которые должны быть в полной мере раскрыты в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЭКО" обоснованной.
2. Признать в действиях Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики нарушения, ч.12 ст.48, п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Аукционной Комиссии Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок, Оператору электронной площадки АГЗ РТ предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 19 июля 2023 г. N 009/06/106-61/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023